Реализовать на практике кооперативные стратегии сложно, а подчас невозможно. Поэтому в целях увеличения прибыли фирмы идут на сознательное соперничество за увеличение доли рынка, приводящее к ценовым войнам.
Ценовая война – это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими продавцами с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.
Допустим, что отрасль является дуополией (представлена двумя продавцами), а фирмы имеют одинаковые и постоянные средние общие издержки. При отраслевом спросе D фирмы поделят рынок, производя Q1 продукции при цене Р1 и получая экономическую прибыль. Если одна из фирм снизит цену до Р2, то она увеличив предложение до Q2 захватит весь рынок. В ответ на это вторая фирма снизит цену до Р3 и увеличит предложение до Q3. Ценовая война может продолжаться до тех пор пока цена не опустится до уровня средних издержек Р4, а отраслевое предложение не возрастёт до конкурентного уровня Q4. Экономическая прибыль упадёт до нуля при Р = АТСmin=МС, что характерно для случая совершенной конкуренции. Эта ситуация называется равновесием Бертрана.
Таким образом, в результате ценовых войн выигрывают потребители и проигрывают производители.