Координируемая олигополия. Модель картеля

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ОЛИГОПОЛИИ.

Олигополия – это рыночная структура, при которой в отрасли доминируют несколько крупных фирм.

Олигополия имеет три характерные черты.

1. Немногочисленность фирм в отрасли. Обычно на олигополистическом рынке существует от 2 до 10 фирм, на которые приходится 50 % и более продаж на рынке. Товар может быть дифференцирован (алюминий, медь) или стандартизирован (автомобили, электробытовые приборы, пиво).

2. Труднопреодолимые барьеры для вступления в отрасль. К ним относятся: действие положительного эффекта масштаба в долгосрочном периоде; патентование и лицензирование технологии, исключающие предполагаемых конкурентов; контроль над стратегическим для отрасли сырьем; очень высокие расходы на рекламу (как в производстве сигарет, прохладительных напитков или в шоу-бизнесе) и другие.

3. Всеобщая взаимозависимость фирм. Число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической стратегии вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Отдельные олигополистические фирмы могут влиять на цену благодаря большой доле в общем объеме выпуска. На таком рынке между фирмами существует взаимосвязь, так как продавцы осознают, что изменение цены любой компанией скажется на конъюнктуре всего рынка. Следовательно, отдельная фирма, реализуя свою ценовую политику, вынуждена считаться с возможной реакцией со стороны конкурентов, таким образом, существует стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии.

Типология моделей олигополии.

Олигополия включает в себя многообразие особых рыночных ситуаций, поэтому единой модели олигополии не существует.

В микроэкономике для объяснения того, как фирмы в условиях олигополии определяют цену и объем производства, используются модели, основанная на кооперативной стратегии (модель картеля, модель лидерства по ценам и объёму выпуска) и модели, основанные на некооперативной стратегии (модель ценовой войны, модель дуополии Курно, модель ломаной кривой спроса, модель теории игр).

КООРДИНИРУЕМАЯ ОЛИГОПОЛИЯ. МОДЕЛЬ КАРТЕЛЯ.

Формой реализации кооперативной стратегии фирм в условиях олигополии являются картельные соглашения.

Картель – группа фирм, объединённая соглашением о разделе рынка и установлении единых цен с целью максимизации прибыли.

Экономические последствия создания картеля близки к последствиям установления в отрасли чистой монополии. Координируя свою деятельность, участники картеля ограничивают отраслевое производство уровнем QМ, который соответствует равенству предельного дохода и предельных издержек, что позволяет установить монопольную цену РМ и получать экономическую прибыль (площадь прямоугольника РМКLC).

Для успешного функционирования картеля необходимо, чтобы существовали труднопреодолимые входные барьеры в отрасль, а участники картеля жёстко придерживались установленных для них квот производства. В отличие от ситуации чистой монополии, перед картелем стоит проблема контроля оптимального объёма производства, поскольку участники соглашения объективно заинтересованы в увеличении выпуска при данных монопольных ценах за пределы установленных для них квот. Это делает картель неустойчивым образованием. Если все члены картеля поступят подобным образом, то объём отраслевого производства возрастёт, а цена снизится до конкурентного уровня QК и РК соответственно, а экономическая прибыль исчезнет.

Поскольку создание картелей ограничено или запрещено антимонопольным законодательством, в современных условиях картельные соглашения часто принимают форму тайного сговора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: