Модель олигополии с ломанной кривой спроса

В условиях олигополии цены имеют тенденцию быть негибкими, даже при отсутствии сговора между фирмами. Эту особенность олигополистического ценообразования объясняет появившаяся в 1939 году теорияломаной кривой спроса, которая была разработана английскими экономистами Р. Л. Холлом и К. И. Хитчем и американским экономистом П. Суизи. Эта теория основана на простом предположении о том, что фирмы всегда реагируют на снижение цен конкурентами и не реагируют при их повышении.

Предположим, что на олигополистическом рынке сложилась отраслевая цена Р0, при которой данная фирма реализует Q0 единиц продукции. Если фирма снизит цену, то спрос на её товар возрастёт незначительно, поскольку фирмы-конкуренты, опасаясь потерять свои доли отраслевого рынка, также снизят цены. Некоторый прирост объёма продаж произойдёт за счёт других отраслей в результате эффекта субституции, но этот прирост не перекроет потери дохода от снижения цены. Если фирма повысит цену, то объём её продаж резко сократится, так как фирмы-конкуренты за ней не последуют.

В результате возникает ломанная кривая спроса на продукцию данной фирмы D с точкой перегиба А, которая соответствует текущей отраслевой цене. Кривая D является высокоэластичной выше точки А и не эластичной ниже её. Кривая предельного дохода при этом не является непрерывной и состоит из двух участков – выше точки В и ниже точки С. Издержки фирмы-олигополиста могут меняться в широком диапазоне от МС1 до МС2 при одинаковом объёме производства Q0. Таким образом, ломаная кривая спроса дает основания предполагать, что любое изменение цен приведет к отрицательному результату.

Предложенная модель хорошо объясняет негибкость цен, но не позволяет определить первоначальный уровень цен и механизм их изменения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: