Чистая монополия – рыночная структура, при которой единственная компания является производителем и продавцом данного вида продукции

Монополии возникают 3-мя путями:

1) Отрасль с момента ее возникновения представлена единственным производителем.

2) На рынке множество производителей, но они тайно сговариваются действовать монопольными методами и за счет этого получать более высокую прибыль.

3) На рынке в исходном состоянии множество производителей, однако, один из них скупает всех своих конкурентов и тем самым образует монополию.

Наиболее часто встречающиеся в настоящее время реальные структуры современных монополий:

1. Картель – согласие между участниками о доле каждой в общем объеме производства, о ценах, условиях найма рабочей силы. Фирмы самостоятельны, но в условиях соглашения обязательны.

2. Синдикат – сбыт продукта и закупка сырья осуществляется его участниками совместно. Поэтому его участники утрачивают коммерческую самостоятельность, но сохраняют производственную и юридическую.

3. Трест – монополистическое объединение на основе самостоятельной собственности и общего управления производством и сбытом товаров. Предприятия, объединяющиеся в тресте, утрачивают как коммерческую, так и производственную самостоятельность.

4. Концерн – входящие в концерн предприятия лишены самостоятельности и находятся под единым контролем со стороны головной фирмы. Концерн объединяет предприятия различных отраслей промышленности, транспорта, торговли и т.д.

5. Консорциум – временное соглашение между промышленными предприятиями, банками, которые заключаются для осуществления крупных проектов, проведения фин. операций, а так же проведения совместных научных исследований. Участники консорциума полностью сохраняют свою самостоятельность.

Чистой монополией обладает следующими чертами:

1. В отрасли функционирует одна фирма, производящая уникальную продукцию, не имеющую заменителей (коэффициент перекрестной эластичности=0).

Очень часто отсутствие заменителей на данном рынке является следствием действия пространственного фактора. Например, единственная фирма в данном городе.

2. Произведенная фирмой продукция представляет собой все предложения товаров отрасли, поэтому она обладает полным и абсолютным контролем над ценами.

3. Ценовая дискриминация.

4. Вход в отрасль блокирован. Это достигается как административно-правовыми, так и экономическими методами. Административно-правовые - это патенты, дающие исключительно право одному производителю выпускать данный продукт или применять некую технологию, гос. лицензии или франшизы, разрешающие данный вид деятельности лишь одной фирме. Экономические – это владение редкими ресурсами, большая капиталоемкость и экономия масштаба (одна фирма обеспечивает производство с наиболее низкими средними долгосрочными издержками).

Кроме того барьеры бывают: а) искусственными (право монополиста на какой-либо ресурс) и естественными. Например, фирма «Де Бирс» владеет исключительным монопольным правом на крупнейшие в мире алмазные рудники в ЮАР и поэтому контролирует мировой рынок алмазов и бриллиантов;

б) естественными. Они характерны для отраслей, где функционируют так называемые естественные монополии – сферы и отрасли, в которых развитее конкуренции невозможно (производство оружия массового поражения, эмиссия денежных знаков), либо неэффективно с точки зрения затрат ресурсов (передача электроэнергии, газо- и нефтепроводы). Все естественные монополии должны регулироваться государством за счет жесткого контроля над ценообразованием.

Естественная монополия – это отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товаров близок к тому количеству, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства в каждой будут неэффективно малы.

Существует еще одна классификация монополий: 1) закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений, патентов; 2) открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты могут появиться на рынке несколько позже.

Предприятие можно назвать чистой монополией, если оно является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей (субститутов), и оно ограждено от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.

5. Кривая спроса имеет отрицательный наклон, она совпадает с кривой отрасли.

Монополия поставляет уникальный товар, не имеющий заменитель. Следовательно, монополист может повышать цену и спрос на этот товар будет абсолютно неэластичен. Однако, платежеспособный спрос населения ограничен и поэтому фирма не может до беспредела повышать цены.

В условиях несовершенной конкуренции монополист обладает определенной властью над ценой. Он сознательно ищет и устанавливает такой уровень цен, при котором прибыль была бы максимальной.

Функция спроса задана QD= a–b∙Р, и монополист не в силах изменить ее. Он не в состоянии установить желаемый объем спроса, но он может косвенно повлиять на него, сознательно изменив цену. Поскольку согласно закону спроса, рост цены приводит к снижению величины спроса и наоборот. Следовательно, чтобы продать дополнительное количество продукции, необходимо снизить цену.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: