Основные черты несовершенной конкуренции

Типы рыночных структур: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция

1. Основные черты несовершенной конкуренции

2. Монополия: цена, предельный доход, оптимальный выпуск продукции

3. Истинная монополия

4. Антимонопольная политика

5. Олигополия: стратегия ценообразования и производства

6. Монополистическая конкуренция: особенности производства

Основные черты несовершенной конкуренции

Различают три основных вида несовершенной конкуренции:

1) чистая монополия, когда на рынке одна фирма является единственным продавцом товара (услуги), не имеющих близких заменителей, граница фирмы и отрасли совпадают, она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.

2) олигополия характеризуется наличием на рынке данного товара нескольких крупных производителей.

3) монополистическая конкуренция характеризуется наличием на рынке сравнительно большого числа фирм, производящих дифференцированную продукцию, обладающих хотя бы небольшой частичкой монополистической власти.

Несовершенная конкуренция – такое состояние рыночной системы хозяйствования, при которой нарушается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции.

Признаки Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция Монополия Олигополия
Количество фирм Множество Много Одна Несколько
Характер продукции Стандартизированный Дифференцированный Уникальный, нет близких заменителей Стандартизированный или дифференцированный
Контроль над ценой Отсутствует Некоторый, но в довольно узких рамках Значительный, диктует цена Присутствует
Условия вступления в отрасль Очень легкие, препятствий нет Сравнительно легкие Блокировано Затруднены
Неценовая конкуренция Отсутствует Значительный упор на рекламу, торговые знаки, марки Реклама Реклама, торговые знаки при дифференциации продукции
Примеры С/х Производство одежды и обуви Местные предприятия Сталь, автомобили, бытовая техника

Можно выделить следующие черты несовершенной конкуренции:

1) Количество фирм на рынке может сократиться до одной, а сами фирмы предоставляют собой уже не мелкие, а крупные предприятия.

2) Характер продукции от разнообразного (монополистическая конкуренция) до уникального (монополия).

Характер продукта оценивается по тому, как воспринимает товар потребитель.

3) Предприятия не имеют равного доступа к информации.

4) При входе на рынок и выходе из него испытываются препятствия или даже непреодолимые барьеры (препятствия к проникновению на рынок новых конкурентов и попыткам фирм, действующих на рынке, уйти с него).

5) Главной чертой является: господство производителя над ценой и объемом продаж.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: