double arrow

Государственного гражданского служащего


Работа в органах государственной службы предполагает постоянный контакт с людьми, населением, общественностью, что, в свою очередь, ведет к более активному обращению к этическим правилам и нормам поведения в процессе профессиональной деятельности. Поэтому на новый уровень в последнее время поднялось выполнение правил делового этикета, который становится мерилом не только культуры государственного гражданского служащего, но и его компетентности, профессионализма. Государственный аппарат, в котором соблюдаются правила этики и требования профессиональной этики, становится более сплоченным, работа в нем приносит больше удовлетворения каждому управленцу.

Немаловажное значение имеет и то, что, соблюдая нормы делового этикета, государственный гражданские служащие способствуют повышению авторитета государственной власти у посетителей, укрепляют связи сотрудников органов государственной власти и управления с населением. Именно в таких нравственно-психологических условиях формируются отношения доверия, совместного поиска путей решения различных проблем.

Со времен Аристотеля понятием «этика» (от греч. ethos – привычка, нрав) обозначается философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественной жизни[48].




В последние годы учёными было выпущено очень много учебных пособий, содержащих рекомендательные материалы, относящиеся к этическим аспектам деятельности государственных гражданских служащих[49].

Разновидность профессиональной деятельности, связанная с выполнением обусловленных им общественных функций, где объектом труда становится непосредственно человек, несущий ответственность за социальные последствия своей деятельности перед другими людьми, обществом, потребовало выработки особых профессиональных этических кодексов[50], специфически преломляющих принятые в обществе моральные требования и вырабатывающих свои нормы поведения. Так стали возникать различные виды профессиональной этики[51].

Этика государственного гражданского служащего – одна из новых видов профессиональной этики, истоки которого относятся ко времени становления государственности и формирования так называемого «служилого» сословия, социально-правовой статус которого обусловлен особыми отношениями и обязательствами с государством и его гражданами[52].

Этика государственного гражданского служащего – это, прежде всего, кодекс поведения «включающий этические принципы и нормы» в наиболее общей форме выражающие моральные требования к нравственной сущности государственного служащего, назначению его деятельности, к характеру его взаимоотношений с государством, доверенным лицом которого он выступает; с обществом, слугой которого он является, обеспечивая взаимодействие государства и его граждан в защите их прав и законных интересов; это система общих ценностей и правил, регулирующих взаимоотношения на государственной службе между руководителями и подчиненными, коллегами в процессе их совместной деятельности, направленной на создание нормального морально-психологического климата в трудовом коллективе и достижение целей, вытекающих из назначения данной профессии.



Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении проект Кодекса поведения государственных служащих Российской Федерации. Пока этот законопроект не вступил в силу, он предусматривает свод правил (кодекс) служебного поведения государственных и муниципальных служащих в Российской Федерации по исполнению и соблюдению установленных для них федеральными законами, иными нормативными правовыми актами обязанностей и ограничений.

Следовательно, основываясь на нормативные правовые документы, регулирующие государственную гражданскую службу Российской Федерации и Республики Башкортостан, профессиональная этика государственного гражданского служащего, в силу специфики данного вида деятельности, вырабатывает свою систему этических принципов и правил служебного поведения государственного гражданского служащего. Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 утверждены общие принципы служебного поведения государственных служащих, 20 марта 2007 г. внесены изменения.



1. Общие принципы, правила (нормы) представляют собой основы поведения государственных гражданских служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей.

Каковы же общие принципы служебного поведения государственных гражданских служащих?

2. Государственный гражданский служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван:

исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственного органа;

исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;

осуществлять свою деятельность в рамках установленной законами и подзаконными нормативными правовыми актами компетенции государственного органа;

не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей;

соблюдать установленные законом ограничения для государственных служащих;

соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений;

соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;

проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим должностных (служебных) обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

при угрозе возникновения конфликта интересов – ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей, – сообщать об этом непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов;

не использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, лично его касающихся;

воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные (служебные) обязанности;

соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать им в установленных законами случаях и порядке содействие в получении достоверной информации.

3. Государственный гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также призван:

принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

Все эти общие принципы служебного поведения государственных гражданских служащих выступают сегодня важнейшим этическим принципом деятельности государственного гражданского служащего. Утверждение этих принципов и есть исходный момент, своеобразная социальная и духовная база управления персоналом.

Из конституционных требований Федерального Закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Закона Республики Башкортостан от 18 июля 2005 г. № 206-з «О государственной гражданской службе Республики Башкортостан», предусматривающих обязанность государственного гражданского служащего обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан, вытекает этический принцип гуманизма, выраженный в требовании уважения к человеку, веры в него, признания суверенитета и достоинства личности. Конкретизируясь в этических нормах, этот принцип находит воплощение в требованиях вежливости, тактичности, скромности, точности, толерантности и др.

Принцип ответственности предполагает наличие у государственного гражданского служащего гражданской совести – чувства личной ответственности перед обществом и людьми, профессиональной честности и чести – внутреннего нравственного достоинства, проявляющегося в единстве слова и дела.

Одним из фундаментальных этических принципов государственной службы и важнейшим компонентом этической оценки деятельности государственных гражданских служащих является сформулированный еще древними римлянами принцип справедливости.Он реализует себя в законном и рациональном использовании государственно-властных полномочий, в действенной защите прав граждан, в удовлетворении социальных ожиданий как важнейшем критерии оценки эффективности государственной гражданской службы.

Удовлетворение общественной потребности в справедливости – самое важное из моральных ожиданий общества не только в общем социальном плане, но и по отношению к каждому человеку в конкретной ситуации. Всякая несправедливость, допускаемая чиновником, наносит моральный ущерб авторитету власти в целом, потому что государственные гражданские служащие непосредственно причастны к управленческим решениям органов государственной власти.

Принципы законности, гуманизма, беспристрастности, ответственности, справедливости лежат в основе этической оценки деятельности органов государственной власти, характеризуя нравственное содержание деятельности государственной службы в целом как социально-правового института и каждого должностного лица в отдельности.

Принципы служебного поведения государственных гражданских служащих дают общие ориентиры, направление, обеспечивая целостность и жизнеспособность государственной службы как системы и выражая ее высшие ценности. Этические нормы, конкретизируя их, предписывают определенный стиль поведения, содержат ограничения, рекомендации, запреты, являясь как бы гарантией того, что люди могут полагаться друг на друга в достижении общих целей, избегать конфликтов на личной почве.

Этическая норма (лат. norma – правило, образец) является одной из наиболее простых форм нравственного требования, выступая, с одной стороны, как элемент моральных отношений, обычай, постоянно воспроизводимый силой массовой привычки, примера, поддерживаемый общественным мнением. С другой стороны, этическая норма выступает как форма морального сознания, формулируясь в виде повеления самому себе, требующего неукоснительного выполнения, исходя из собственных представлений о добре и зле, долге, совести, справедливости.

Этические нормы выступают в роли регулятора отношений коллектива, который будет способствовать успешной деятельности в управлении. Качество этических норм в деятельности органов государственной деятельности зависит от руководителя, его авторитета.

Авторитет руководителя – это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. В зависимости от того, какой стиль применяет тот или иной руководитель в конкретной обстановке, и строятся его отношения с подчиненными, определяющие его авторитет. Человек высокой нравственной культуры руководствуется, прежде всего понятиями долга, общего интереса и гуманности.

Внешние проявления человеческих взаимоотношений (контакт с окружающими, формы приветствий, обращений, поведение в общественных местах, манеры, речь, одежда) регулируются совокупностью установленных в обществе или отдельных его социальных группах правил поведения, называемых этикетом (фр. еtiquette – ярлык, этикетка).

Этика и этикет связаны между собой генетически. В их основе лежат единые требования нравственности, уважения к человеку, его достоинству. Они связаны и функционально. Этические нормы и правила этикета способствуют расширению социального опыта людей, служат сохранению, гармонизации и упрочению их социальных связей.

Однако этикет имеет ряд существенных особенностей. Он регулирует лишь внешние проявления человеческих взаимоотношений, подчас не затрагивая их нравственного содержания. Многие его правила условны, ситуационны, действуют только в определенной социальной среде, в конкретной этикетной ситуации. Нередко они носят формальный характер, не ставя человека перед моральным выбором: в этикете заранее оговаривается ситуация и предлагается готовая модель поведения.

Современные формы делового этикета определяются своеобразием жизненных ситуаций, спецификой некоторых сфер жизнедеятельности современного общества, профессиональными особенностями отдельных социальных групп. Например, выделяют деловой этикет, служебный, научный, медицинский, дипломатический и др.

Различием этикетных ситуаций обусловлены разные типы этикета: повседневный, праздничный. Одна из разновидностей повседневного этикета - этикет деловых отношений. Он включает в себя культуру общения в процессе профессиональной деятельности. Это правила приветствия, представления и обращения, принятые в деловой среде, этикет деловой беседы, переговоров, телефонных разговоров и переписки, проведения приемов и встреч, манеры поведения на службе, внешний облик и культура речи.

Деловой этикет в государственной гражданской службе основан на общих принципах современного этикета, соблюдаемых во всем мире. Таковы принципы гуманизма, целесообразности действий, эстетической привлекательности, следования традициям своей страны и стран, с представителями которых приходится вступать в деловые контакты.

Принцип гуманизма конкретизируется в требованиях, обращенных к культуре взаимоотношений. Сюда относятся вежливость, проявляемая в формах корректности, учтивости, любезности и деликатности, а также тактичность, скромность, точность, в которых обнаруживается единство этики и этикета.

Принцип целесообразности действий освобождает этикет от излишнего догматизма. Абсолютной строгостью отличаются сегодня лишь нормы дипломатического протокола. Во всех иных случаях выбор той или иной формы внешнего поведения определяет здравый смысл, которым продиктованы многие правила современного этикета.

Правила этикета вырастают из требований морали и диктуются необходимостью единства формы и содержания поведения. Особенно это касается правил, связанных с невербальными средствами общения (жесты, мимика, позы, манера поведения, одежда).

Среди норм и правил современного этикета много таких, которые трудно объяснить, исходя из перечисленных принципов. Они пришли к нам из прошлых времен, подчас утратив свой первоначальный смысл и сохранившись в форме традиций, обычаев, ритуалов, массовых привычек.

Знание основных принципов современного этикета позволяет человеку легко ориентироваться в любой ситуации и не совершать ошибок, заставляющих усомниться в его воспитанности и наносящих урон его имиджу. Однако одного знания здесь недостаточно. Необходимо еще умение естественно и непринужденно следовать установленным этикетным правилам. Это достигается тренировкой, оттачиванием хороших манер, доведением их до автоматического исполнения, не контролируемого сознанием. Верно говорят: воспитанный человек – не тот, кто долго думал, прежде чем поступить правильно, а тот, кто иначе поступить не мог.

Мнение о человеке складывается в первые минуты общения с ним и зависит от мелочей, любая из которых может сыграть с человеком злую шутку, определив первое впечатление, от которого, как известно, потом трудно избавиться. Неуверенность, неловкость или, наоборот, скрывающая эту неловкость развязность поведения, невоспитанность, проявляющаяся в незнании норм делового этикета или неумении пользоваться ими – все это может стать причиной несостоявшейся карьеры, профессиональной невостребованности, дисгармонии отношений в коллективе.

Основанные на общих принципах современного этикета, правила поведения и деловых отношений государственных гражданских служащих включают определенный порядок субординации, приветствия, представления и обращения должностных лиц, ведение телефонных разговоров и деловой переписки; выдвигают определенные требования к речи, манерам и внешнему виду работника государственного аппарата. Остановимся только на некоторых из них.

Принятые в государственной гражданской службе, как и во всем деловом мире, правила субординации предписывают младшему по должности и рангу первым приветствовать старшего, при этом руку должен первым протягивать старший. Эти же правила распространяются и на женщин – сотрудников: деловой этикет не учитывает половых различий.

Приветствуя старшего по должности, младший должен встать. Однако какого бы ранга начальник ни вошел в кабинет своего подчиненного, первым руку протягивает хозяин кабинета, независимо от пола и возраста.

Процедура представления основана на тех же правилах: младшего по должности представляют старшему. Что касается процедуры обращения, то здесь должен господствовать принцип паритетности, симметричности: недопустимо с этической точки зрения обращение начальника к подчиненному на «ты» в ответ на «вы». Нежелательно также избирательное обращение начальника к подчиненным на «ты», демонстрирующее отношение к некоторым из них, выходящее за пределы служебных рамок.

В качестве важнейшей составной части основы делового этикета включают культуру речи, предполагающую не только богатство словарного запаса, грамматическую и стилистическую безупречность, правильную расстановку ударения в словах и четкость дикции, но и отсутствие вульгарных слов, слов-паразитов и заполнителей, элементарную вежливость, демонстрирующую в вербальной форме умение здороваться, прощаться, обращаться к собеседнику, представляться при знакомстве, поддерживать беседу и внимательно, терпеливо выслушивать собеседника. Культура речи включает и невербальные средства оформления, дополнения беседы, выступления: манеру разговаривать, мимику, жест, позу, соблюдение дистанции между собеседниками.

Важный элемент делового этикета в государственной гражданской службе – правила ведения телефонных разговоров. Подсчитано, что руководитель разговаривает по телефону в общей сложности несколько часов в день. Поэтому в целях экономии времени и большей эффективности общения необходимо соблюдать ряд элементарных правил:

– четко формулировать свою мысль, излагая ее в коротких фразах;

– следить за дикцией, используя паузы, повторы, уточняющие вопросы;

– не перебивать собеседника, проявлять терпимость к возможной резкости его высказываний;

– называть себя, снимая телефонную трубку в своем рабочем кабинете;

– следить за тем, чтобы тон был доброжелательным.

Грубым нарушением делового этикета считается:

– долго не снимать телефонную трубку, когдавам звонят;

– не перезвонить, когда вашего звонка ждут или в случае нарушения связи;

– заставлять собеседника ждать, пока вы говорите по другому телефону;

– начинать длительный разговор, не поинтересовавшись предварительно, удобно ли это собеседнику;

В процессе служебной деятельности государственных гражданских служащих возникает множество повторяющихся этикетных ситуаций, требующих выработки определенных правил их разрешения.

Одна из таких ситуаций – этическая проблема выбора между приказом и просьбой – различными формами требования выполнения определенного действия, отличающимися степенью категоричности. Уместность использования той или иной формы требования всецело определяется ситуацией: в экстремальных условиях более оправдан жесткий стиль приказа, хотя это самая невыгодная форма управления, парализующая инициативу подчиненных. Но и просьба не всегда бывает уместна, особенно когда речь идет о выполнении элементарных служебных обязанностей. Большинству этикетных ситуаций в деловых отношениях больше соответствует индифферентная форма поручения.

Этикетная ситуация наказания также предусматривает выполнение определенных правил служебного этикета:

– подчиненный, допустивший проступок, должен полностью принять позицию руководителя;

– обсуждаться и подвергаться критике должен конкретный проступок личности, а не сама личность;

– наказывая, нельзя отталкивать человека, чтобы наказание не стало барьером в последующем общении подчиненного с руководителем.

Невозможно описать все многообразие этикетных ситуаций, возникающих в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений государственных гражданских служащих в условиях их совместной деятельности. Но можно свести их к нескольким алгоритмам. Это сделала Дж.Ягер[53], сформулировав шесть заповедей делового этикета:

Делайте все вовремя. Уважение к пунктуальности – одно из достижений современной культуры.

Не болтайте лишнего. Смысл этого принципа – в требовании хранить служебную тайну, не распространять конфиденциальной информации и сведений о личной жизни сослуживцев.

Будьте любезны, доброжелательны и приветливы. Культура любой организации складывается из поступков и поведения ее сотрудников.

Думайте о других, а не только о себе. Внимание к окружающим необходимо проявлять не только в служебной обстановке. Оно так же необходимо и гражданам, обращающимся в государственное учреждение со своими проблемами. Уважение мнения других, стремление понять их, способность воспринять критику – необходимые элементы делового этикета.

Одевайтесь как положено. Требование делового этикета – умение вписаться в свое окружение на службе, а внутри этого окружения – в контингент работников своего уровня. Для этого необходимо внимательно приглядываться к окружающим вас людям, выбирать образцы для подражания, но при этом одеваться со вкусом, тщательно подбирая ансамбль аксессуаров одежды.

Дж. Ягер рекомендует не рисковать своим профессиональным имиджем, надевая вещи слишком дешевые, поношенные, выпадающие из стиля или не вписывающиеся в деловую среду, строго следовать обычаям, установившимся в организации, не приходить в одном и том же два дня кряду, не надевать белые или светлые носки к темному костюму.

Говорите и пишите хорошим языком. Тот, кто умеет четко выразить свою мысль, обладает большим преимуществом.

Грубыми нарушениями служебной этики государственного служащего являются:

– проявления грубости, высокомерия, панибратства, невнимания, неуважения, пренебрежения к людям. Недопустимо заставлять себя ждать, «ловить», разговаривать с посетителями, не отрываясь от бумаг, протягивать руку, не глядя в глаза собеседнику;

– обман, невыполнение данных обещаний, сокрытие информации, ставящее подчиненных в положение неопределенности (например, в ситуации реорганизации, сокращения штатов);

– присвоение себе чужих успехов, перекладывание на чужие плечи своих ошибок;

– поручения исполнителю через голову его непосредственного начальника, поручения неслужебного характера;

– критика сотрудника в присутствии его подчиненных;

– утаивание сведений о своих доходах, а также об источниках этих доходов.

Литература:

1. Белолипецкий Р.К., Л.Г. Павлова. Этика и культура управления: Учебно-практическое пособие. – М., ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 384 с.

2. Дж. Ягер. Деловой этикет. Как выжить и преуспеть в мире бизнеса. – М., 1994.

3. Зарайченко В.Е. Этикет государственного служащего: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издат. Центр «МарТ», 2006. – 320 с.

4. Ионова А.И. Этика и культура государственного управления: Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 176 с.

5. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник. – М., ИНФРА-М, 2005. – 368 с.

6. Словарь по этике. – М., 1989. – С.278.

7. Терминологический словарь «Социология государственной службы». – Ростов Н/Д, 1995.

8. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд. переработанное и дополненное. – М.: Республика, 2001. – С. 700.







Сейчас читают про: