Современный баскетбол характеризуется проявлением высокого уровня координационных способностей в самых разнообразных условиях, характерных для тренировочной и соревновательной деятельности, – в условиях овладения новыми движениями, воспроизведения наиболее эффективных движений при дефиците времени и пространства, в состоянии утомления, при противоборстве соперника, при необходимости импровизации в неожиданных сложных ситуациях и др. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием координационных способностей – способности человека быстро, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, а также успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях тренировочной и соревновательной деятельности.
По мнению большинства ведущих баскетбольных специалистов, координационные способности – важнейшие физические способности, развитие которых необходимо как для начинающих баскетболистов, так и для игроков высокого класса. Для баскетболиста высокий уровень развития координационных способностей – это основная база овладения новыми, более сложными видами двигательных действий в спортивной деятельности. От уровня совершенства координационных способностей зависит также качество выполнения сложных технических элементов.
|
|
Актуальность повышения уровня развития этих способностей у современных баскетболистов определяется следующими обстоятельствами:
– во-первых, координационные способности являются одной из важнейшей составляющей спортивного мастерства, во многом определяя его уровень, и неотъемлемой частью процесса спортивной подготовки любого баскетболиста;
– во-вторых, растущий уровень интенсивности соревновательной деятельности и функциональной готовности игроков заставляет специалистов искать новые пути повышения координационной подготовленности баскетболистов;
– в-третьих, рост высококвалифицированных баскетболистов с годами постоянно увеличивается, что приводит к определенным затруднениям в проявлении координационных способностей у высокорослых спортсменов, физиологически менее предрасположенных к развитию их до требуемого высокого уровня.
Указанные причины определяют необходимость разработки новых подходов, средств и методов развития координационных способностей, как у начинающих баскетболистов, так и у игроков высокого класса.
В основном, координация – это врождённая особенность, которая развивается с раннего детства, но в позднем пубертатном возрасте её развитие нарушается из-за морфологических изменений, связанных, в первую очередь, с изменениями в опорно-двигательном аппарате подростка. В то же время, специфическую координацию определённого вида двигательной деятельности можно приобрести и развить с помощью соответствующих упражнений.
|
|
В современной литературе выделяют следующие относительно самостоятельные виды координационных способностей:
– оценка и регуляция динамических и пространственно-временных параметров движений;
– сохранение устойчивости;
– чувство ритма;
– ориентирование в пространстве;
– произвольное расслабление мышц;
– координированность движений.
В реальной тренировочной и соревновательной деятельности все указанные способности проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии. В конкретных ситуациях отдельные координационные способности играют ведущую роль, другие – вспомогательную, при этом возможно мгновенное изменение роли различных способностей в связи с изменившимися внешними условиями.
Традиционные методики развития координационных способностей у баскетболистов опираются, в основном, на идею постепенного повышения степени проявления координационных способностей на первом этапе путем развития общей координации и пространственной точности, на втором этапе - на проявление первого и второго качеств в минимально короткое время, на третьем этапе – на проявление указанных способностей в короткое время в меняющихся условиях.
Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элемент новизны. Сложность физических упражнений принято увеличивать за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения средств, их вес, высоту; комбинируя двигательные навыки и движения; выполняя упражнения по сигналу и в ограниченное время.
Наиболее широкую и доступную группу средств для развития координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения с предметами и без них различной сложности, выполняемые в измененных условиях при разных положениях тела и его частей, элементы акробатики и др.
В основе каждого отдельно взятого вида координационных способностей лежит совокупная мобилизация сенсорных систем и, в особенности, проприоцептивной чувствительности. Самые высокие результаты показывают спортсмены, хорошо чувствующие, т.е. обладающие высоким уровнем сенсорно-перцептивных возможностей, что проявляется в совершенстве такого восприятия (чувства), как чувство мяча. Поэтому важная роль в совершенствовании координационных способностей баскетболистов, основанных на проприоцептивной чувствительности, отводится упражнениям, направленным на повышение отчетливости мышечно-двигательного восприятия или чувства мяча.
Согласно Официальным Правилам ФИБА (пункты 7.4 – 7.5): размеры и вес баскетбольных мячей строго регламентированы (табл.1). По официальным правилам мини-баскетбола в России используется мяч размера 5 (табл.1). Также существуют мячи «размер 3», которые чаще всего используется для тренировки дриблинга у баскетболистов или для тех, кому мячи «размера 5» все равно слишком велики.
Таблица 1