Изучение взаимосвязи между координационными способностями и гибкостью мышления девочек, занимающихся оздоровительной гимнастикой

Состояние здоровья младших школьников формируется под воздействием факторов окружающей среды, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на растущий организм. В последние десятилетия наблюдается тенденция к ухудшению показателей физического развития, здоровья подрастающего поколения, наиболее выраженная в школьный период жизни [1].

Полноценное физическое и умственное развитие является основой формирования здоровой личности. Многочисленными исследованиями было доказано, что между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь.

Мышление, как компонент умственного развития, осуществляет обработку информации из внешнего мира, обеспечивая успех познания. Мышление связано с деятельностью, так как в её процессе сначала решается ряд задач, а потом умственный проект осуществляется на практике. Это проявление интеллекта рассматривается как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов и является необходимым элементом спортивной деятельности. Чем выше требования к интеллектуальным качествам, тем доступнее и понятнее программа предполагаемой деятельности, тем активнее проявляется единство мыслительной и двигательной деятельности [3]. Повышению уровня мышления способствуют занятия физической культурой и спортом.

Занятия гимнастикой содействуют всесторонней физической подготовленности ребенка, способствуют формированию красоты движений, грациозности, точности движений, повышению уровня двигательно-координационных качеств. Координационные способности обеспечивают точное воспроизведение, дифференцирование и отмеривание пространственных, силовых и временных параметров движений, ориентирование и быстрое реагирование в сложных условиях, согласование и перестроение двигательной деятельности, а также развивают чувство ритма и умение сохранять равновесие [4].

Исследование, проведенное Т. Н. Березиной [2], доказало наличие тесной связи между мышлением и равновесием, как интеграционным показателем координационных способностей у взрослых.

Мы предположили, что у младших школьниц, занимающихся гимнастикой, гибкость мышления, как умение изменять намеченный вначале план решения задачи, если он не удовлетворяет имеющимся условиям, зависит от проявляемых ими координационных способностей.

Целью настоящего исследования явилось изучение характера взаимосвязи между проявлениями координационных способностей (КС) у девочек, занимающихся оздоровительной гимнастикой и гибкостью их мышления.

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников для подбора батареи тестов, позволяющих изучить различные проявления КС; педагогическое тестирование для определения КС; психологическое тестирование для исследования гибкости мышления; методы математической статистики использовались для обработки полученных результатов.

Исследование проводилось на базе МБУ Центра технических и прикладных видов спорта «Юность Самотлора» г. Нижневартовска. В нем принимали участие 20 девочек (10 первоклассниц и 10 учениц 2-го класса), занимающихся оздоровительной гимнастикой в спортивно оздоровительных группах.

В процессе исследования применялась методика «Изучение гибкости мышления», а также были изучены следующие координационные способности: статическое равновесие (СР), реагирующая способность (РС), ориентирование в пространстве (ОП), кинестетическая способность (КинС). Используя компьютерную программу «Исследование временных и пространственных свойств человека», были оценены реакция на свет, реакция на звук, реакция на движущийся объект, реакция выбора, оценка скорости движения объекта, оценка величины отрезков, узнавание углов.

Корреляционный анализ показал, что у девочек 7-8 лет с гибкостью мышления коррелируют следующие проявления КС – кинестетическая способность, способность оценивать величины отрезков, реакция на движущийся объект. С остальными показателями взаимосвязи обнаружено не было, либо она была мала.

Дифференцировав группу тестируемых девочек на учениц 1-го и 2-го класса общеобразовательной школы и проведя расчеты корреляции оказалось, что у первоклассниц имеется высокая взаимосвязь гибкости мышления со статическим равновесием (r = 0,84), как интегральной способностью к координации движений, с реакцией выбора (r = 0,86), а также способностью к оценке скорости движения объекта, ориентированию в пространстве и реагирующей способностью. У девочек, обучающихся во 2-ом классе, занимающихся оздоровительной гимнастикой, с гибкостью мышления коррелируют реагирующая способность (r = 0,93), кинестетическая способность, реакции на свет и на звук, реакция выбора, способность к узнаванию углов.

Изучив показатели взаимосвязи между различными координационными способностями и гибкостью мышления, оказалось, что такое проявление интеллекта, как мышление, у девочек, занимающихся оздоровительной гимнастикой, имеет зависимость от отдельных проявлений КС и детерминировано возрастом занимающихся. Следовательно, развивая отдельные КС у девочек в процессе занятий оздоровительной гимнастикой, можно целенаправленно содействовать развитию их мышления. Полученные результаты могут быть использованы для разработки тренингов и специальных занятий, направленных на развитие мышления через тренировку координационных способностей.

Литература:

1. Баранов А. А. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: руководство для врачей / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 352 с.

2. Березина Т. Н. О взаимодействии физических и интеллектуальных способностей. // NB: Психология и психотехника. – 2012. – № 1. – С. 1-24.

3. Назаренко Л. Д. Роль интеллекта в спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. – 2013. – №10. – С. 9-12.

4. Шурпач М. В. Развитие координационных способностей и гибкости у детей 7-8 лет с учетом типа телосложения на уроках физической культуры: автореф. дис. … канд. пед. наук / М. В. Шурпач. – Санкт-Петербург, 2012. – 24 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: