Структурный состав двигательной самостоятельности старших дошкольников

Аннотация. В статье дается характеристика двигательной самостоятельности с позиции ее структурного состава и соотнесение их с компонентами двигательной самостоятельности старших дошкольников.

Ключевые слова: двигательная самостоятельность, компоненты двигательной самостоятельности

Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается, в настоящее время, гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческих потенций. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы.

Структурно двигательная самостоятельность учеными соотносится с самостоятельной деятельностью, под которой понимается такая работа, которая выполняется без непосредственного участия педагога, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. А. И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная деятельность дошкольника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности в процессе воспитания, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для воспитателя это означает чёткое осознание не только своего плана действий, но и осознанное его формирование у дошкольников как некоторой схемы освоения предмета или действия в ходе решения новых задач [4, с. 124].

Для нашего исследования это важно, так как, во-первых, в данном определении принимаются во внимание психологические детерминанты самостоятельной деятельности дошкольника: саморегуляция. самоактивация, самоконтроль, во-вторых, самостоятельная деятельность рассматривается как высший тип учебно-познавательной деятельности, требующий от ребенка достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ему удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания.

Показателями самостоятельности старшего дошкольника выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей; умение поставить цель деятельности; умение осуществить элементарное планирование; умение реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели; а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач. У старших дошкольников самостоятельность в различных видах деятельности, в том числе двигательной, обнаруживается в умении самостоятельно выполнить действие, в их умении оценивать деятельность других. Отличительной особенностью самостоятельности детей старшей группы является ее организованность. Инициатива детей направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших [2, с. 16-18].

Двигательная самостоятельность старших дошкольников непосредственно связана с двигательной активностью. В отношении детей дошкольного возраста, справедливее всего, будет использование понятия «двигательная активность», у детей такого возраста личностные структуры только начинают формироваться, в том числе и волевые, необходимые для регуляции физической активности. Двигательная активность - это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя, сформулированному И. А. Аршавским [1, с. 32-36].

Исследования показывают, что старшие дошкольники уже обладают достаточным уровнем развития самостоятельности, которой присущи: накопление представлений и знаний о формах самостоятельного поведения, осознания детьми значимости самостоятельности в личностном и социальном плане; положительное отношение к деятельности; наличие элементов самоконтроля и самооценки при выполнении деятельности. [6, с. 63-64].

Используя имеющиеся исследования, в частности, проецируя выделенные И. М. Воротилкиной компоненты самостоятельности в двигательной деятельности, мы выделили три компонента, определяющее различное проявление двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Очевидно, что для развития двигательной самостоятельности старших дошкольников, прежде всего, необходим мотивационно-эмоциональный компонент, который является ведущим формообразующим, так как развитие потребности в двигательной деятельности и мотивации двигательной активности напрямую определяют и самостоятельность в двигательной деятельности. Мотивация, как указывает А. К. Дзюбалов, предполагает продумывание системы мотивов и стимулов, которые помогут настроить старших дошкольников на активную, самостоятельную деятельность [3].

Обоснование эмоциональной составляющей мотивационно-эмоционального компонента двигательной самостоятельности обусловлено тем, что многие прогрессивные деятели науки (И. М.Сеченов, И. Л. Павлов, П. Ф. Лесгафт и другие) утверждали, что физическое и психическое выступают в человеке в единстве и во взаимосвязи, поэтому соответствующая организация двигательной деятельности может стать фактором формирования личности в целом.

Когнитивный компонент может непосредственно влиять на развитие двигательной самостоятельности, а может опосредованно, за счет стимулирования мотивации двигательной активности. Когнитивный компонент формирует когнитивную сферу через создание личностно-ориентированной системы знаний, которые обеспечивают систематичность, последовательность знаний о роли физической культуры и спорта в жизнедеятельности человека. Когнитивный компонент (познавательный) – способность дифференцировать целое на части, интегрировать из частей целое (выделять формы взаимоотношений между компонентами движений, определять свойства частей целого и их соотношение, обобщать разнообразные представления о мире движений).

Личностно-деятельностный компонент выражается в субъектности личности и сопровождается: демонстрацией собственного личностного отношения к объекту; формированием на основе отношения инициатив – желания проявить активность к избранному объекту; трансформацией инициативности в собственную деятельность; осуществлением деятельности на основе собственного выбора.

Качествами, характеризующими дошкольника как субъекта деятельности, выступают: интерес к миру и культуре; избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности; инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью, самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности, творчество при выборе содержания деятельности и средств ее реализации [6,С. 68-75].

В содержании личностно-деятельностного компонента субъетность обеспечивает: накопление опыта эмоционально-ценностных отношений к физической культуре и спорту; накопление опыта знаний о физической культуре и спорте, самом себе, своих возможностях; накопление опыта умений взаимодействовать с физической культурой; накопление опыта творческой двигательной деятельности [5,С.78].

Целостное единство названных компонентов выражается в поведенческом направлении детей, которому характерны: избирательность или свобода выбора, автономность, самостоятельность, творчество. При этом собственная активность ребенка определяется им самим, детерминируется его внутренним состоянием. Дошкольник в этом выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий пути и способы их достижения [6,С. 68].

Названные компоненты двигательной самостоятельности находятся во взаимосвязи и формирование двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста проходит успешно, когда в процессе формирования ее оказывают позитивное влияние все три компонента.

Литература:

1. Аршавский И. А. Ваш малыш может не болеть. – М.: Советский спорт, 1990.

2. Воротилкина И.М. Развитие самостоятельности в онтогенезе//Физическая культура воспитание, тренировка №4 – 2005. С.16-18.

3. Дзюбалов А. К. Двигательные и организационно-методические умения как факторы приобщения студентов к самостоятельной физической деятельности: автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1991.

4. Зимняя А. И. Педагогическая психология, Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.

5. Качалова Л. П. Личностно-ориентированное образование: теория, технология и практика. Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2010. 176 с.

6. Поддьяков Н. Н. Проблемы психического развития ребенка/ Н.Н. Поддьяков// Дошкольное воспитание. – 2001. – №9. – С. 68-75.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: