double arrow

Концепция личностно ориентированного образования культурологического типа Е.В. Бондаревской

Общая картина внеличностного развития академического педагогического знания в ХХ веке привела в нашей стране к известному кризису педагогики, обострившемуся во второй половине 80-х годов и до сих пор не завершившемуся. Его причины известны и главная из них была связана с неспособностью педагогической науки удовлетворить запросы школьной практики, осуществить прогноз ее развития и разработать необходимые для его осуществления средства.
К концу 80-х годов педагогика, полностью подчиненная выполнению государственных установок, практически перестала быть опытно-экспериментальной наукой и, как следствие этого, утратила свои прогностические функции. Лишь в научных школах Л.В. Занкова, Б.Д. Эльконина и В.В.Давыдова разрабатывались и экспериментальным путем проверялись прогностические образовательные системы, основанные на идеях развивающего обучения и предназначенные для освоения в массовой общеобразовательной школе. Однако, теория развивающего обучения не стала достоянием массовой педагогической практики, ею пользуются лишь отдельные, специально подготовленные учителя.
Такое положение дел можно объяснить, во-первых, особенностями самой теории развивающего обучения, которая обращена в основном к интеллекту, познавательной сфере учащихся, а не к личности в целом, а во-вторых, тем, что в содержании педагогического образования учителей по-прежнему преобладает абстрактная, оторванная от реальных потребностей практики педагогика.
Поворот российского образования к человеку, его обращение на новом витке истории к гуманистическим идеям вызвало повышенный интерес педагогов к концепциям личностно ориентированного образования, которые являются прообразом педагогических теорий и систем ХХ1 века.
Начинается новый этап развития мировой педагогической мысли, особенности которого состоят в следующем:
- меняется общий взгляд на образование в направлении более глубокого понимания его как культурного процесса, суть которого проявляется в гуманистических и творческих способах взаимодействия его участников;
- изменяется представление о личности, которая, кроме социальных качеств, наделяется различными субъективными свойствами, характеризующими ее автономию, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции и т.п., в связи с чем меняется и ее роль в педагогическом процессе, она становится его системообразующим началом;
- подвергается пересмотру отношение к ученику как объекту педагогических воздействий и за ним окончательно закрепляется статус субъекта образования и собственной жизни, обладающего уникальной индивидуальностью. Создание условий для развития и осознания им субъектного опыта, индивидуально-личностных способностей, свойств, педагогическая поддержка детской индивидуальности рассматриваются как главные цели образования;
- в педагогику активно проникают и становятся востребованными результаты новейших исследований о психологических механизмах развития личности. Наряду с интеоризацией (переводом внешних воздействий во внутренний план личности), которая прежде рассматривалась как главный механизм личностного развития (социализации), важное значение придается персонализации, самоидентификации, стремлению к самоактуализации, самореализации и другим внутренним механизмам индивидуального саморазвития.
Теоретические предпосылки личностно ориентированного образования созданы русской классической педагогикой, которая стремилась привнести идеалы и ценности национальной культуры в образование. Российские педагоги полагали, что главная общественная потребность, удовлетворить которую призвано образование, есть потребность в "истинных людях". Высшими ценностями образования были обоснованы целостность личности, ее внутренний мир, свобода, индивидуальность, творчество (В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др).
В русской постклассической педагогике были сформулированы принципы связи образования и культуры (С.И. Гессен), целости образовательного процесса, единства типа культурных впечатлений, поддержки индивидуальности (В.В. Розанов), свободы (Н.И. Бердяев), приоритета воспитания перед обучением (В.В. Зеньковский) и другие положения, вытекающие из понимания образования как культуросообразного процесса. Основываясь на этих положениях, мы рассматриваем образование как часть культуры, которая, с одной стороны, питается ею, а с другой - влияет на сохранение и развитие через человека. Чтобы обеспечить восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры, образование должно быть культуросообразным. Это означает, что основным методом его проектирования и развития должен стать культурологический подход, который предписывает поворот всх компонентов образования к культуре и человеку как ее творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию.
В свете этого компонентами культурологического подхода в личностно ориентированном образовании выступают:
- отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;
- отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждой детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;
- отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются поиск личных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достиженнии целей культурного саморазвития;
- отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы совместной жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры.
По отношению к ученику культурологическое личностно ориентированное образование выполняет следующие функции: помогает обрести ценности и смыслы жизни; осуществляет его развитие как человека культуры и целостной личности; поддерживает его индивидуальность и творческую самобытность.
Личностная направленность образовательного процесса определяющим способом влияет на ценности гуманистической педагогической культуры, в качестве которых выступают: не знания, а личностные смыслы учения в жизни ребенка; не отдельные (предметные) умения и навыки, а индивидуальные особенности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности; не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог ученика и учителя; не объем знаний, не количество усвоенной информации, а целостное развитие, саморазвитие и личностный рост ученика.
В личностно ориентированной системе основными образовательными процессами становятся: образование личностных смыслов учения и жизни; развивающее обучение; педагогическая поддержка становления детской индивидуальности; воспитание как забота о духовно-нравственном развитии ребенка.
Эти процессы характеризуют ценностное отношение к ученику как субъекту жизни и требуют соответствующего содержательного наполнения и методического оснащения.
Из ценностного отношения к ребенку вырастает понимание цели личностно ориентированного образования - не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного взаимолействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Это значит, что содержание личностно ориентированного образования должно включать все, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности, и иметь, по крайней мере, следующие обязательные компоненты: аксиологический, когнитивный, деятельно-творческий и личностный.
Аксиологический компонент имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов.
Когнитивный компонент содержания обеспечивает их научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития.
Деятельностно-творческий компонент способствует формированию и развитию у учащихся разноообразных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в познании, труде, научной, художественной и других видах деятельности.
Личностный компонент обеспечивает познание себя, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения, формирует личностную позицию. Личностный компонент является системообразующим в содержании личностно-ориентированного образования, и при этом существенно отличается от традиционного содержания, системообразующим компонентом которого признается когнитивный.
Из этого следует, что основные усилия педагогов по обновлению содержания должны быть направлены на усиление его личностно-смысловой направленности. Содержание образования необходимо наполнить культурными, т.е. человеческими смыслами. Возможные средства этого - гуманитаризация, экологизация, эстетизация содержания. Перспективные пути обновления содержания - интеграция в целях создания единого поля смыслов, регионализация, включение в содержание индивидуального опыта и др.
Личностно-ориентированное содержание требует для своей релизации адекватных педагогических технологий. Это авторские технологии, они выращиваются в опыте. Их характерные черты: сотрудничество, диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения, сотворчества учителя и учащихся. Эти требования обладают свойством универсальности. Любая педагогическая технология может стать личностно ориентированной, если будет отвечать указанным требованиям.
Направленность личностно ориентированных технологий на организацию смыспопоисковой деятельности, личностное развитие и индивидуальную поддержку учащихся дает основание для их классификации. Нами выделены три основные группы педагогических технологий: смысло-поис-ковые, личностно-развивающие, технологии педагогической поддержки.
Переход к личностно ориентированному образованию зависит от учителя - его желания, общей и педагогической культуры, личностных качеств.
Требования к учителю: имеет ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству; проявляет гуманную педагогическую позицию; заботится об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей; умеет создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду; умеет работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность; владеет разнообразными педагогическими технологиями, умеет придать им личностно-развивающую направленность; проявляет заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка.
Общими принципами организации среды учения и жизнедеятельности детей в личностно-ориентированной школе являются:
- природосообразность: учет закономерностей природного развития детей, укрепление их физического и психического здоровья;
- культуросообразность: обучение, воспитание и организация жизни детей в контексте культуры;
- индивидуально-творческий подход: удовлетворение интересов и потребностей каждого ребенка в разнообразных видах творческой деятельности;
- жизнетворчество: включение детей в решение реальных проблем их коллективной и личной жизни, обучение технологиям построения собственной жизни в изменяющихся экономических и социокультурных условиях;
- сотрудничество: объединение целей детей и взрослых, общая деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание, общая устремленность в будущее и взаимная поддержка.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АВТОРА

1. Бондаревская Е.В. Гуманизация воспитания старшеклассников //Педагогика. 1991. №1. С.50-56
2. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры // Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях.-Ростов н/Д.: РГПИ, 1993. -32с.
3. Образование в поисках человеческих смыслов.// Под ред. Е.В.Бондаревской. -Ростов н/Д, 1995
4. Бондаревская Е.В. Методологические стратегии личностно ориентированного воспитания. // Известия Российской академии образования. 1999. №3. С.23-32.
5. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность. // Педагогика. 1999. № 3.
6. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: Монография. - Ростов н/Д, 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: