Проблемы гражданского и патриотического воспитания молодежи в современных условиях

Россия – огромная страна, с богатейшей историей, культурным наследием и великим народом.

ХХI век – век информации, в свободном доступе можно найти любой ответ, на интересующий вопрос через телевидение, газеты, радио и Интернет. Но, к сожалению, информационная доступность не становится автоматически высоким уровнем грамотности или платформой гражданской культуры. Молодежь самостоятельно склонна усваивать более «легкие», развлекательные культурные образцы и ценности общества потребления, которые активно поставляет нам «благополучный Запад». Широко распространено мнение, что в среде российской молодежи происходит интенсивная утрата патриотических ценностей. Несомненно, молодежь является такой категорией населения, на которую возлагается большая ответственность за сохранение культурного наследия государства. Стратегической задачей сегодня видится формирование гражданского и патриотического сознания молодежи, стимулирование ее социальной и политической активности.

Обобщая встречающиеся современные определения понятия «патриотизм» можем говорить, что это – совокупность элементов, включающих в себя: отношение к судьбам своего Отечества, уважение к его истории, к своим предкам, любовь к малой и большой Родине. Взяв за основу это определение, можно выделить ряд проблем, с которыми столкнулась современная Россия:

- разрозненное представление об исторических событиях страны и их негативная оценка в целом;

- нежелание молодых людей отдать свой долг перед государством;

- обесценивание культурного наследия страны;

- высокий уровень эмиграционных настроений молодежи.

Анализируя исторические события 90-х годов, можно отметить кардинальную перестройку общественных устоев жизни и развития страны, которые привели к расслоению общества, переориентации молодежной среды. Смена государственного строя разделила россиян на две категории: «граждан Советской закалки» и «новое поколение». Как следствие, можно отметить, что общество утратило единую национальную идею.

Несмотря на то, что наша страна развивается политически, экономически и духовно, ценности, которых придерживается молодежь, сводится лишь к событиям прошлого времени. Победа в Великой Отечественной войне, культура и искусство Серебряного и Золотого веков, военная мощь страны, полет в космос Ю. Гагарина и т.д.

Следует отметить, что молодежь, затрудняется ответить за какие достижения страны на современном этапе развития, она могла бы гордиться. Возможно это следствие того, что в сознании нет таких событий, которые являлись бы для них значимыми, и нет того идеала (кумира), за которым они могли следовать.

Необходимо сделать упор на патриотическое воспитание и формирование гражданской позиции, основываясь на современных тенденциях развития России. Для этого следует провести ряд мероприятий.

В первую очередь, патриотическое сознание должно воспитываться в гражданах страны еще с детства, и не только родителями, которые закладывают духовные ценности, но и педагогами в образовательных учреждениях. При этом необходимо повлиять на правильное формирование гражданской позиции, основанной на ясных представлениях граждан об исторических событиях своей страны, создать единый информационный источник без разрозненных данных.

Для эффективной работы в образовательных учреждениях необходимо создание и развитие детских патриотических организаций, целью которых было бы становление первых патриотических чувств, помощь в осознании значимости, каждого человека, который вносит свой вклад в развитие нашей Родины. Для этого требуется:

- наладить работу СМИ, которая бы пропагандировала значимость гражданско-патриотических чувств;

- создание детских дворовых площадок, которые в игровой форме прививали бы ценности и осознание себя как гражданина своей страны;

- введение в школьную программу элективных курсов, которые бы соответствовали предпочтениям и интересам ребят, например, военно-патриотический курс, курс конструирования и создания военной и другой техники, курс литературного наследия, курс кройки и шитья и др.;

- уроков, программа которых интересна в своей подаче, где были бы соединены культурные, исторические, литературные события;

- создание компьютерных тестов, игр для детей, основанных на культурно-исторических событиях.

- культурно-исторические ролевые игры. Действующие на постоянной основе ролевые игровые площадки.

Явной проблемой в нашем обществе является нежелание молодых людей идти в армию. Они всеми способами хотят, как принято говорить на молодежном сленге, «откосить» от службы. Еще в недалеком прошлом служба в армии, как и профессия военного, считалась престижной. Армия ассоциируется с отданием долга отчизне, но современная молодежь задается вопросом: «А какой же долг у меня перед Родиной?». Для того чтобы избежать подобных вопросов, мало детского патриотического воспитания, нужно поддерживать его в период становления личности. Необходимо создать условия для того, чтобы служба в армии стала почетной и даже модной:

- развернуть рекламно-пропагандическую кампанию через все каналы СМИ и Инртернета. Начиная с телевизионных передач, статей в журналах, блогах, обсуждений в социальных сетях, до организации конкурсов среди молодежи по созданию социальной рекламы;

- увеличения объёмов социальных роликов, направленных на поднятие патриотического духа в телевизионном и радиоэфире;

- расширение количества и тематики гражданских форумов;

- сделать упор на широкое массовое освещение различных молодежных мероприятий, форумов, сборов и т.д.;

- создание студенческих поисковых бригад с целью ознакомления и наглядного воспроизведения исторических событий.

Таким образом, развитие гражданского и патриотического сознания молодежи необходимо для достижения собственных жизненных целей, саморазвития и для обеспечения территориальной и нормативно-ценностной целостности страны. Такой подход реализуется через: осознанное и внутренне мотивированное участие в социально значимой и культурной деятельности; правовую грамотность и поддержание правопорядка; включенность в законодательную и исполнительную деятельность органов власти на разных уровнях, гражданские инициативы; участие в обеспечении обороноспособности страны; развитие предпринимательства и стремление к самообеспечению и самоорганизации. Создание патриотической атмосферы в обществе влияет на устойчивость социально-политического и экономического развития современной России, на сохранение и развитие интеллектуального и человеческого ресурса, на создание условий для инвестиционной привлекательности и инноваций, на укрепление авторитета страны в международном сообществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: