Физическое развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами корригирующей гимнастики

Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Как уже известно, упражнения по физической культуре направлены на профилактическое, корригирующее и тонизирующее действия.

Актуальность темы:

Изменения в жизни общества нашей страны, произошедшие в последнее десятилетие, характеризуются усилением внимания к проблемам реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (здесь и далее – НОДА), осознанием реабилитации детей в России как важной государственной задачи. Проблема НОДА является одной из актуальных проблем детской ортопедии и невропатологии.

Проблема состоит в необходимости оптимизировать процесс физического развития у школьников с НОДА в системе физического воспитания, акцентируя внимание на формирование физических качеств и функциональных возможностей учащихся с НОДА.

Объект: процесс воспитания, обучения и развития детей с НОДА.

Предмет: физическое воспитание, направленное на формирование физических качеств и функциональных возможностей организма учащихся НОДА.

Цель: разработка программы корригирующей гимнастики, направленной на коррекцию, предупреждение и устранение недостатков физического развития детей с НОДА.

Для решения изложенной проблемы и достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить проблемы физического развития и физического воспитания детей с НОДА.

2. Разработать программу корригирующей гимнастики для детей с НОДА.

3. Обобщить и проанализировать результаты эксперимента, сделать выводы, разработать практические рекомендации для педагогов физической культуры

Гипотеза: предполагается, что разработанная программа корригирующей гимнастки улучшит физическое состояние и здоровье школьников с НОДА.

Анализ методик оценки физического развития детей школьного возраста показал, что существующие методики громоздкие для осуществления их в рамках учебного предмета, не оценивают общее физическое развитие и не определяют его уровень. Следовательно, есть необходимость в создании доступной для использования методики оценивания физического развития обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Основным средством физической культуры является упражнение. Поэтому оценивание физического развития состоит из упражнений, которые условно разделены на исходные положения. Это разделение позволяет сделать процедуру тестирования удобной. Упражнения подразделяются на следующие исходные положения:

− сидя на стуле;

− лежа на животе;

− сидя на полу;

− стоя на коленях;

− основная стойка.

Исходя из исходных положений определяется 4 группы формирования физического развития, соответствующих основным двигательным навыкам, расположенным в последовательности возрастания его способности контролировать свое тело в покое и движении, правильно и рационально управлять своим телом, соответственно в исходном положении «сидя на стуле» оценивается мелкая моторика, движения верхних конечностей; в положениях «лежа на животе» и «сидя на полу» – сила мышц и подвижность суставов конечностей, двигательные навыки в положении лежа; в положении «стоя на коленях»– навыки удержания тела в пространстве, координация; в положении «основная стойка»– двигательные навыки в положении стоя, вертикализация тела.

Оценивание выполнения физических упражнений разделено на две группы: самостоятельное выполнение и с помощью. Таким образом, удается отследить динамику физического развития у всех детей, в том числе и обучающихся с тяжелой формой НОДА.

Методика корригирующей гимнастики состоит из специально подобранных сочетаний различных упражнений, отвечающих решению определенной задачи. Важное значение имеют исходные положения, которые должны служить наиболее эффективному использованию упражнений. При проведении каждого из них надо учитывать наиболее выгодное направление движения, его амплитуду, скорость, характер выполняемого движения и части тела, охватываемые его воздействием. Корригирующие гимнастические упражнения подразделяются на пассивные – движения совершаются в основном, обучающим, сам же учащийся запоминает их зрительно, на слух и через ощущения, получаемые им; упражнения с помощью заключаются в том, что часть их выполняет педагог, другую часть – учащийся, при этом педагог может оказывать дозированное сопротивление совершаемому движению и использовать приемы расслабляющего массажа, по ходу выполнения упражнения; рефлекторные – упражнения осуществляются при помощи неоднократных раздражений определенных рефлексогенных зон, вызывая в ответ соответствующую двигательную реакцию и активные – это движения, произвольно совершаемые самими учащимся, без помощи извне, но под контролем; упражнения на расслабление мышц способствуют восстановлению нарушений координации движений и нормализации деятельности внутренних органов; упражнения на растягивание способствуют улучшению эластичности, тем самым облегчая восстановление подвижности в суставах; дыхательные упражнения направлены на восстановление нормального акта дыхания в покое, а также при совмещении с различными движениями и действиями; силовые и скоростно-силовые упражнения в статическом напряжении направлены на регуляцию мышечных сокращений, на содействие восстановлению подвижности в суставах и опороспособности, улучшение обменных процессов в мышцах, нарастание мышечной массы.

В эксперименте приняло участие 47 детей школьного возраста, у которых проявляются такие формы нарушений как нарушения мышечного тонуса, нарушение равновесия и координации движения, нарушения ощущения движений, наличие патологических тонических рефлексов. Также часто отмечаются нарушения в эмоциональной сфере. Имеется задержка в развитии логического мышления в формировании познавательных интересов. У большинства детей также наблюдается задержка психического развития, обусловленная двигательными, речевыми и сенсорными расстройствами. Все это затрудняет бытовую, социальную, учебную адаптацию детей.

Перед началом занятий все дети прошли процедуру тестирования. В тестировании приводится норма результата по каждому упражнению. Норма была выявлена в результате исследования обучающихся с нормативным здоровьем. Исходя из нормы, была рассчитана оценка каждого показателя. Соответственно, самостоятельное выполнение упражнения оценивается максимально в 10 баллов, выполнение с помощью – максимально в 5 баллов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: