Патриотическое воспитание молодежи на современном этапе

Распад Советского Союза стал переломным для его граждан во многих смыслах, т.к. за ним последовали не только распад органов власти и крах некогда могущественной идеологии, но и разложение функционировавших долгие годы общественных институтов со всеми вытекающими отсюда последствиями. Одновременно произошел слом существовавшей долгое время системы работы по патриотическому воспитанию подрастающих поколений. Дети и молодежь, ранее окруженные заботой многочисленных государственных и общественных организаций, в новых условиях оказались предоставленными сами себе. Это касалось как организации их досуга, так и общественно-политической социализации, т.к. прежняя система воспитательной работы была разрушена, а новая система, отвечающая целям и ценностям новой России, еще не была создана [3, c. 502].

В эти годы многие негативные факторы реально затрудняли процесс патриотического воспитания молодежи, часть из них продолжает оказывать влияние на общество и сегодня. Это, прежде всего, длительная нестабильная социально-экономическая, политическая обстановка в стране, отсутствие у властей четкого видения путей развития страны, значительное социальное расслоение и низкий уровень жизни основной массы населения, растущая криминализация молодежных сообществ, утрата престижа страны как мировой державы, крушение идеалов и отсутствие общепризнанных морально-этических норм жизни и поведения в постсоветское время, широкое распространение среди молодежи асоциальных явлений, разрушительное влияние средств массовой информации (особенно телевидения) на культурные, духовные и нравственные ценности молодежи, разрушение культурных и исторических ценностей в сочетании с растерянностью в вопросах идеологии, коммерциализация системы духовно-нравственного развития детей и молодежи и всей интеллектуальной и культурной жизни вообще. Все это неблагоприятно сказалось на гражданской и патриотической ориентации молодых людей, обусловив девальвацию понятий долга, чести и достоинства и т.п. Вместе с тем именно формирование гражданской культуры и патриотизма у подрастающих поколений в условиях постсоветской трансформации общественно-политической системы приобрело большое значение.

Работа с молодежью осложнялась еще и потому, что в начале 1990-х отсутствовал единый общефедеральный орган государственного управления, непосредственно занимающийся делами молодежи, долгое время не существовало и единого общефедерального закона о молодежи, который бы регулировал базовые направления молодежной политики страны. Вся молодежная политика на этом этапе регулировалась лишь Указом Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» и «Основными направлениями государственной молодежной политики в Российской Федерации».

Все это привело к тому, что федеральное правительство утратило контроль над ситуацией, произошло своеобразное смещение центра тяжести в работе государственных органов в этом направлении от федерального центра к регионам. В таких условиях особое значение приобрело формирование региональных моделей патриотической работы с молодежью, каждая из которых имела свою специфику и различалась от региона к региону [4, c. 76].

Гражданское воспитание молодого поколения после распада СССР долгое время проводилось бессистемно, от случая к случаю. Вопросам патриотического воспитания детей и молодежи на местах не всегда уделялось должное внимание. Затянулся процесс создания новой системы патриотического воспитания, отвечающей современным требованиям, оказался разлажен долгие годы работавший, «как часы», механизм организации и координации этой деятельности. Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности по патриотическому воспитанию детей и молодежи в 1990-е гг. оказалось вообще катастрофическим. Поиск внебюджетных источников финансирования не давал положительных результатов.

Система гражданского и патриотического воспитания предусматривала работу различных общественных институтов и государственных организаций, которые действовали одновременно, но далеко не всегда согласованно.

Институты социализации - семья, школа, средства массовой информации, армия, общественные объединения – оказались в новых условиях разобщенными, выступали как конкурирующие или вовсе не связанные между собой образования, оказавшиеся к тому же в неравных условиях распространения своего влияния. Кроме того, серьезной проблемой в первой половине 1990-х гг. стало то, что имеющиеся неформальные организации, занимавшиеся подобной работой, лишились какой-либо (и в первую очередь, финансовой) поддержки со стороны властей.

Возник вопрос о дальнейшем существовании этих организаций. Для сохранения одного из активных участников процесса патриотического воспитания - поискового движения - в 1993г. в республике было решено создать общественное молодежное объединение «Отечество». Это лишь в некоторой степени поправило ситуацию, но не решило накопившихся в этой области проблем.

В обществе так и не были созданы условия для привлечения и эффективного использования сил и средств, с помощью которых можно было бы создать эффективную систему патриотического воспитания подрастающего поколения. В этих условиях главным организатором патриотического воспитания детей и молодежи вновь выступило государство.

Сложности в направлении совершенствования патриотическо-воспитательной работы были связаны еще и с тем, что в этот период по разным причинам зачастую не выполнялись уже принятые решения органов власти.

Основной упор в патриотическом воспитании в условиях отказа от единой идеологии как последствия ее глубочайшего кризиса делался теперь на военно-патриотическое воспитание молодежи [2, c.43].

Еще одним из направлений работы стала организация молодежных и студенческих формирований по охране общественного порядка, для координации деятельности которых был создан республиканский центр «Форпост». Охрана и поддержание общественного порядка силами самой молодежи республики также способствует осознанию важности гражданской ответственности, соблюдения прав и свобод всех граждан независимо от возраста, социального положения и других социальных детерминантов.

Таким образом, в политическом сознании молодежи ценность патриотизма присутствует, действительно, как крупный эмоционально-психологический, иррациональный компонент. В частности, при объяснении мотивов гордости чаще всего молодые люди вне зависимости от пола, возраста и других характеристик указывали на то, что Россия - «великая страна», Россия - это их «Родина», «страна, в которой они родились», «страна, которую они любят» и т.д.

Лишь единицы как-то рационально пытаются объяснить свою гордость за страну: успехами политического и экономического развития, достижениями науки и техники. Среди критических ответов также больше эмоций, чем рациональности («нечем гордиться» и т.п.), а также конкретные недостатки, преимущественно социально-экономические: отсутствие социальной защищенности, отсталость в экономике и т.д.

Основу программы патриотического воспитания составляет военно-патриотический блок. Но, между тем, это, наряду с сохранением острых социальных проблем (в т.ч. проблемы неуставных отношений в рядах Вооруженных сил РФ), приводит к тому, что авторитет службы в рядах ВС РФ остается невысоким, даже сегодня молодые люди стремятся не служить в армии [1, c.45].

В последние годы государственная политика в области патриотического воспитания набирает обороты, и федеральный центр восстанавливает утраченные в 90-е гг. позиции. Однако опыт, полученный регионами в предшествующий период, представляет определенный интерес, и его, безусловно, следует учитывать при формировании стратегии развития этого направления государственной политики. Этот процесс сложен и не может завершиться за то короткое время, на которое рассчитана та или иная целевая программа.

Поэтому для достижения успехов в этом направлении важна консолидация всех конструктивных общественных сил.

Литература:

1. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2009. – 172с.

2. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2009. – 119с.

3. Кон И. С. Социология молодежи. В кн.: Краткий словарь по социологии М., 2008. –568с.

4. Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского. – М: Из-во СПбГУ, 2009. – 278с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: