В последнее время отмечается повышенное внимание со стороны государства к вопросам совершенствования физического воспитания студентов. Физическая культура и спорт, как социальные и ценностные составляющие, способные формировать и преобразовывать личность, ее двигательный потенциал и приумножать здоровье человека [1], в высшем учебном заведении являются неотъемлемой частью формирования общей профессиональной культуры современного специалиста.
Целью физического воспитания студентов вузов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности [3]. Результатом образования по завершению обучения в области физической культуры должны быть сформированные компетенции и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому совершенствованию, приобретению опыта творческого использования ее средств и методов, достижения установленного уровня психофизической подготовленности.
|
|
По определению М.Я. Виленского [2], физическая культура личности представляет собой социально-детерминированную область общей культуры человека, характеризующуюся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в процессе физкультурно – спортивной деятельности.
Одним из ориентиров физической культуры личности является мотивационная составляющая. Социально значимые, личностно значимые и профессионально значимые мотивы, побуждающие личность к действию или бездействию, определяются знаниями, убеждениями, установками, интересами и потребностями.
При этом учебные занятия по физическому воспитанию в большинстве вузов, ввиду недостаточной материально-технической обеспеченности, проводятся по единой для всех студентов программе на основе общей физической подготовки, которая не учитывает индивидуальные возможности студента, его мотивы и потребности. При такой организации занятий у студентов, по мнению Рябининой С.К. [3], теряется интерес к дисциплине физическая культура, снижается посещаемость и эффективность занятий, особенно это характерно для учебных отделений, где занимаются студентки.
В нашем исследовании мы решили выяснить, насколько самостоятельный выбор той или иной физкультурно-спортивной специализации для учебных занятий по физическому воспитанию оказывает влияние на формирование способности направленного использования средств физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями у студенток вуза нефизкультурных специальностей.
|
|
Для этого нами были использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников, анкетирование, методы математической статистики.
Исследование проводилось на базе физкультурно – оздоровительного комплекса Нижневартовского государственного университета. В нем приняли участие 37 студенток второго курса различных факультетов, обучающихся по различным направлениям подготовки, выбравших для учебных занятий по физическому воспитанию аэробику, волейбол или плавание, а также студентки этого же курса факультета физической культуры и спорта.
Для изучения отношения девушек к физической культуре и спорту и степени сформированности мотивов, мы применили анкету, включающую в себя 20 утверждений, каждое из которых студентки должны были оценить в баллах (от 1 до 5-ти), где 5 баллов – абсолютное согласие с утверждением, а 1 – не согласие.
Проанализировав полученные результаты (таблица), мы выяснили, что девушки, занимающиеся аэробикой, плаванием и студентки, обучающиеся на спортивном факультете, в целом, с нетерпением ждут занятий по физической культуре, так как они помогают укреплять им здоровье. В меньшей степени это характерно для девушек, выбравших для занятий волейбол (3,6 балов). Студентки всех специализаций согласились с утверждением, что занятия физическими упражнениями улучшают их самочувствие и настроение, что в основном они хотят заниматься физической культурой, чтобы научиться красиво двигаться, иметь стройную фигуру и сильные мышцы. Средние показатели по этим утверждениям составили 4 балла и выше. Все это свидетельствуето том, что девушки осознанно подошли к выбору своей физкультурно-спортивной специализации и учебные занятия по физическому воспитанию вызывают у них положительные эмоции и доставляют им удовольствие от движений.
Студентки, занимающиеся волейболом и плаванием, не считают необходимым накапливать опыт физкультурно-оздоровительной работы, в отличие от девушек, выбравших аэробику (3,8 балла) и спортсменок (5,0 баллов).
Девушки, занимающиеся аэробикой (3,2), волейболом (3,0) и особенно плаванием (2,7), слабо интересуются физкультурно-спортивной работой и стараются не принимать в ней участие. Им не нравятся физкультурно-спортивные праздники и соревнования, связанные с борьбой и соперничеством (аэробика – 2,8, волейбол – 2,7, плавание – 3), тогда как у спортсменок стремление к соперничеству более выражено (4,3 балла).
Студентки всех специализаций слабо ориентированы на то, чтобы использовать знания, умения и навыки, полученные на занятиях, в дальнейшем, в отличие от будущих бакалавров по физической культуре.
Таблица 1
Отношение к занятиям физической культурой и спорту девушек 2-го курса
№ | Утверждение | Оценка, ср. балл | |||
аэробика | волейбол | плавание | ФКиС | ||
Я всегда с нетерпением жду занятий физической культуры, потому что они помогают укреплять мое здоровье. | 4,02 | 3,64 | 4,29 | ||
Я всегда нахожу возможность заниматься ФК, потому что движения доставляют мне радость | 3,73 | 3,91 | 3,5 | 4,43 | |
Занятия ФКиС мне нужны для того, чтобы в дальнейшем использовать эти знания, навыки и умения в жизни | 3,53 | 4,71 | |||
Интерес к физической культуре у меня не пропадает и во время каникул. | 3,6 | 3,82 | 3,75 | 4,43 | |
Мне нравятся физкультурно-спортивные праздники и соревнования, связанные с борьбой и соперничеством | 2,8 | 2,73 | 4,29 | ||
Занятия ФУ мне приятны, улучшают мое настроение и самочувствие | 4,07 | 4,18 | 4,25 | 4,57 | |
Я стараюсь накопить опыт физкультурно-оздоровительной работы, чтобы использовать его в будущей жизни. | 3,8 | 2,36 | |||
Я всегда интересуюсь физкультурно-спортивной работой и принимаю в ней участие. | 3,2 | 2,75 | 4,14 | ||
Мне хочется заниматься физическими упражнениями, чтобы научиться красиво двигаться, иметь стройную фигуру и сильные мышцы. | 4,47 | 4,71 | |||
Активный отдых в выходные дни, прогулки и подвижные игры – это моя привычка | 3,2 | 3,55 | 3,25 | 3,43 |
При этом, у всех студенток – и спортсменок и не спортсменок – не сформирована привычка к использованию средств физической культуры во время досуга. Также у девушек нефизкультурых факультетов пропадает интерес к занятиям во время каникул.
|
|
Одной из основных проблем в организации учебного процесса студенток является создание мотивации к занятиям физической культурой. Эту проблему невозможно решить только организацией учебных занятий по физическому воспитанию на основе различных видов спорта и систем физических упражнений. В процессе занятий необходимо учитывать индивидуальность студенток и их потребности. Только при активном участии будущих бакалавров в учебном процессе по физическому воспитанию можно повысить эффективность этих занятий. Это возможно при разработке индивидуальной траектории освоения учебной дисциплины «Физическая культура», подбирая и используя значимые для девушек средства и методы физического воспитания, содействуя изменению их отношения к занятиям по физическому воспитанию.
Литература:
1. Виленский М.Я. Динамика физической и умственной работоспособности студентов вуза. – М., 1998. – 236 с.
2. Виленский М.Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Физическая культура. – 2001. – № 3.
3. Настольный теннис в системе физического воспитания студенток технического вуза: автореф. дис. … канд.пед.наук / С.К. Рябинина. – Красноярск, 2004. – 24 с.