Слово 12. О вине

Таинство вина, по отношении к естеству челове­ческому, так понимается. Мы должны сохранять сердце наше непорочным во всякой святыне, если желаем, чтобы Бог обитал в нем с веселием. Бочка, если не будет вся хорошо вымазана смолою и имеет хотя малые скважины, то вина содержать не может; так и сердце, если не будет ограждено смирением и целомудрием, и не будет чуждо других пороков, то не может быть жилищем Бо­жиим. Ибо невозможно вместе служить Богу и стра­стям.

Будем тщательно остерегаться, чтобы не было в сердце нашем вражды, и ненависти: ибо оные удаляют человека от истинного покаяния и благоугождения Богу. В вине первоначально бывает брожение, так и в юности. В вине мало помалу укро­щается брожение, и потом оно устаивается, когда кладется в него закваска; так и юношеский возраст по времени укрощается, и приобретает твер­дость и постоянство, когда оный, оставляя свою волю, окормляется учением отцев и повинуется их наставлениям. Вино, прежде нежели устоится, не вносится в келлии для употребления: так не допускается в общество других тот, коего постоянство не испы­тано различными средствами. Если вино оставлено будет с виноградными выжимками, то окисает: так и юный (инок), если начнет обращаться с родственниками по плоти, или с противомыслящими, то удобно нарушает заповеди, преданные от­цами, и повреждает добрую нравственность. Вино портится, если не будет сокрыто в местах глубоких и подземных: так и все труды юношества суетны, если не охраняются смирением. Вино, кото­рое часто трогают и отведывают, портится: так и человек, который обнаруживает дела свои, погубляет труд свой тщеславием. Если отверстие бочки остается открытым, то в оное набираются мошки или комары, и портят вино: подобным и для души бывает вред от многословия, от разговоров смехотворных и пустых. Вино, выставленное на ветер, теряет свою доброту: так и гордость погубляет весь труд человека. Вино устаивается и получает крепость, будучи сокрыто в месте для сего приличном: так и тот, кто возделывает добро­детель, должен пребывать в безмолвии, не считая себя за нечто ни в каком случае.

2. Все сие наблюдается относительно вина, дабы оно могло нравиться хозяину своему; все сие должен соблюдать по отношению к духовной жизни каждый, желающий благоугодить Богу.—Далее, как нельзя удостовериться в доброте вина, каково оно, если не почерпнуть и не отведают прежде оного: так и человек не должен доверять самому себе, но пре­бывать в страхе Божием, доколе не предстанет пред Богом, Который оценит все дела его.—Когда в бочке находится хотя малая скважина, то вино вытекает, прежде нежели господин о том узнает, если он небрежен: так и пренебрежете самой ма­лой, по-видимому, вещи или обстоятельства погубляет плод нерадивого человека. — И так, братия, тща­тельно будем блюстись от всего, что может вре­дить нам, чтобы Бог излил на нас Свою милость и благодать в день суда; а это Господь исполнит непременно, если сохраним Его заповеди по мере слабых сил наших. Но Господи! Тебе принадлежит всемогущество, и милосердие, и помощь, и покров, и прощение, и долготерпение.—Ибо кто я, испол­ненный зол, от коих ты меня освободил? Я ни­чего не имею, чем бы мог Тебе воздать. Грешник я, недостойный ни единого из Твоих дарований. Ты исхитил меня из руки врагов моих, Ты Господь мой и Бог мой. Тебе принадлежит слава, милосердие, защита, помощь и царство во веки веков. Аминь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: