__________________
формировались истоки централизованного управления экономикой страны, что весьма важно для истории практики и науки управления.
Социальной основой общества была патриархальная семья. Глава семьи имел неограниченную власть над ее членами. Семейное право зиждилось на левиратном браке, что вело к накоплению в семье материальных благ.
В Ассирии долгое время сохранялся племенной союз, а царь был как бы лучшим среди вождей племен. Правители Ассирии являлись высшими представителями светской жреческой и воинской власти. Власть правителей опиралась на совет старейшин, который решал многие вопросы, в том числе управлял колониями (образование колоний - опыт Финикии), выполнял судебные функции. Большое влияние в Ассирии имели общественные движения. Вот как об этом пишет В.А. Белявский в книге «Тайны Вавилона» (2001): «В Ассирии возникли две соперничавшие партии. Это были стихийно сложившиеся группировки, весьма неопределенные и текучие по своему составу, объединившиеся общностью интересов. В науке эти партии получили условное название ассирийской и вавилонской. Ассирийская партия объединяла демократические слои общества. Ее опорой служила армия. Она стояла за завоевательную политику и поддерживала царскую власть в ее стремлении к деспотической диктатуре. Вавилонская партия представляла собой политическую группировку ассирийской аристократии, опиравшейся на Вавилон. Она ничего не имела против политики завоеваний и грабежа покоренных народов, но не желала для этой цели поступаться своими привилегиями. По этой же причине она боролась против установления царской деспотической диктатуры». Высокая централизация управления страной требовала мощного государственного аппарата, коммуникаций (дороги, система связи, охрана). В составе государственного управления существовали разные ведомства: воинское, финансово-податное, почты и др. В государственном аппарате насчитывалось 150 должностей чиновников и 40 придворных должностей, в том числе переводчики. Конечно, среди них доминировали царедворцы, жрецы, солдаты, евнухи, писари. Известно, что цари встречались с народом и принимали решения по жалобам подданных.
|
|
Как и многие государства Древнего Востока, Ассирия знала взлеты и падения, захваты и разрушения, уход с исторической
Глава 2. Управление в Вавилонии и Вавилоне, Финикии, Ассирии…
__________________
• иены. При ишшиаккуме (правителе) Илушуме (XX в. до н. э.) \< < ирия начинает себя проявлять как сильное государство, Шам- IHII Адад I (1813-1781 гг. до н. э.) еще больше возвысил государ- | ню. Затем на несколько столетий Ассирия уходит на второй пали В XV в. до н. э. Ассирия снова начинает возвышаться. \тшурубаллит I (1365-1329 гг. до н. э.) принимает титул «Царя \гсприи», а в период царствования Шульмануашареда I (I '.'74- 1244 гг. до н. э.) и Тикульти-Нинурта I (1244-1207 гг. до и;>.) Ассирия достигает своего могущества. Но уже в XII в. до и Ассирия попадает под власть Вавилонии.
|
|
В X в. до н. э. начинается новый подъем Ассирии. Цари \с< ирии ведут захватнические войны, расширяют и укрепля- |п I территорию страны, что повышает ее международный ав- шритет. Но наступили смутные времена, и лишь царь Тукуль- | п.шал-Эшарра III (745-727 гг. до н. э.) и его преемники до 'чшиурбаниапала (669-630 гг. до н. э.) вновь возвысили могущество Ассирии. Однако спустя 15 лет Ассирийское государство
< >1.1Ло завоевано, пришло в упадок и больше не возрождалось. 11| к >следив взлеты и падения Ассирии, нельзя не согласиться с мнением известного историка Древнего мира И.М. Дьяконова: «Ас-
< ирийская рабовладельческая держава была создана силой ■ |ружия, держалась главным образом силой оружия и постоян-
Нуждалась в новых военных победах. Всякая, даже малозначительная, военная неудача имела большие политические по- > н'дствия». Такой же точки зрения придерживаются авторы мин «История политических и правовых учений. Древний мир» (1985), «История Древнего мира. Древний Восток. Еги- ||п, Шумер, Вавилон, Западная Азия» (2000) и др. Нам пред- I миляется правомерным такой подход. К этому можно доба- "и п. то, что на примере Ассирии отрабатывалась определенная мидель военизированного государственного управления. В це- |пм Ассирия явила собой один из древнейших образцов воен- но монархического государства. Эти идеи заимствовали Пер- | и я, Греция, Византия, Египет и даже римляне. К сожалению, многие документы, освещающие государственный строй и раз- иитие управленческой мысли и управление Ассирией, в полним объеме не сохранились. Однако при раскопках были най- Iгп I>| библиотека царя Ашшурбаниапала и Архив царей Ассирии, что стало ключом к изучению ассирийско-вавилонской культуры.