II. Управление в древних цивилизациях

__________________

тия н. э. Когда с VIII в. н. э. в Индии стал распространяться ислам, тех, кто его не принял, стали называть «хинду» (индусами). Как и брахманизм, индуизм не имел единой церковной организации. Он зиждился на культах трех богов (Брахма, Вишну и Шива). В панте­он индуизма был включен и Будда. Религиозно-философские воз­зрения и свод предписаний индуизма регламентируют все права и обязанности человека от рождения до кончины и обосновывают кас­товую иерархию, что сообразуется с государственностью и религи­озным обеспечением реализации полномочий власти монарха.

Так постепенно в Индии вместе с развитием управления в государствах зарождались, формировались и распространялись различные вероучения, в которых была заложена управленческая мысль. Но всякий раз они использовались для утверждения вла­сти и управления на уровне царей, раджей, провинций, в войсках, семьях, школах, религиозных объединениях.

Централизованное государство

Процесс образования государственности длился в Индии многие столетия начиная с первого избранного народом царя Ману - сына бога Солнца Вивасвата. Государственные образова­ния сменялись одно за другим. Одни мельчали и исчезали, другие включались в более сильные, третьи возрастали и усиливались. В середине I тысячелетия до н. э., во времена династии Маурьев, на территории Индии складывается довольно сильная империя. Основатель династии был Чандрагупта (ок. 322-300 гг. до н. э.). В этот период закладываются основы государственности в пол­ном ее понимании, хотя и это государство сочетало многие пле­мена и народы, стоящие на разных ступенях своего развития, что в дальнейшем послужило основой распада государства и форми­рования социальной иерархии. Особенностью государственного управления того периода было приспособление уже существо­вавших институтов власти к новым условиям.

Магадхо-Маурийская эпоха характеризуется усилением монархии, что опосредовано сформировавшейся концепцией «Чакравартина» - единовластия на большом пространстве и свя­зи с государственной религией.

Во главе государства стоял царь. Он же возглавлял армию, государственный аппарат (исполнительная власть), обладал за­конодательными и судебными полномочиями. Царь назначал од-

Глава 5. Управление в Древней Индии и Древнем Китае

__________________

Ни своих сыновей наследником престола, а также подбирал

Ни I чужбу, т. е. в государственный аппарат, крупных чиновников,

Инков, помощников, жрецов, тайную полицию.

('одействие царю оказывали: Тайный совет, состоящий из


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: