вании Ксенофонт отмечает не только проблему кадров управле* ния, но и показывает одну из важнейших функций их мотивации и механизм ее осуществления. Более того, указывается на различные виды управленческой деятельности, но это не отдельные направления, а части единого целого. По существу, Ксенофонт впервые выходит на истоки научного обобщения управленческих идей, которые в прошлом формировались лишь как практический опыт, соотносящийся главным образом с государственным управлением.
Не обошли исследование проблем управления выдающие ся мыслители Древней Греции Платон (427-347 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Суть своих взглядов на природу управления Платон изложил в книге «Государство». Но власть в государстве как источник управления Платон рассматривает через призму норм этики и морали, что вполне справедливо, поскольку мыслители, ему предшествовавшие, брали этот принцип научного исследования за основу. Платон пишет: «Мм начинаем рассмотрение государственных нравов, а не отдельных лиц, потому что там они более четки, то и теперь возьмем сперв;| государственный строй, основывающийся на честолюбии (не могу подобрать другого выражения, все равно, назовем ли мы его “Тимократией” или “Тимаркией”), и собственно рассмотрим подобного же рода человека; далее бросим взгляд на демократию и понаблюдаем человека демократического; наконец, отправимся и государство, управляемое тиранически, и посмотрим, что там дс лается, опять-таки обращая внимание на тиранический склад души». Уже в этой постановке проблемы организации государстил как единого целого, которое может быть формой средоточия управления, просматривается критический интерес Платона к управлению как таковому.
|
|
Типы государства, которые исследуются, Платон не считает лучшими и в этой связи выдвигает свою модель «совершенно го государства». И здесь Платон стремится дать анализ начал государственного управления. Рассматривая государство в качест ве сообщества, Платон указывает на необходимость трудиться всем членам общества при специализации и разделении труда, что обусловливает хорошую работу (производительность, коли чество и качество создаваемых материальных благ). Другой составляющей государства являются социальные образования: люди труда, воинство, люди-мыслители. Между ними должна быть гармония сосуществования. Собственно жизнь и деятельность
Глава 6. Управление в Древней Греции и Древнем Риме
I и ицоства зиждется на двух принципах - нравственности и хозяй- I питания, включая рыночные институты (деньги, торговлю и ip). При этом отрицается частная собственность, но имеет место