Н сми мудрецов», которые вошли в историю. Наиболее известны и (речения, изложенные в стихотворной форме. Имя автора не со- «I мнилось.
«...Мера важнее всего», - Клеобул говаривал Линдсней.
«Познай себя самого», - Хилон проповедовал в Спарте.
«Сдерживай гнев», - повторял Периандр, уроженец Коринфа.
«Лишку ни в чем», - поучал Питтак в Митилене.
«Жизни конец наблюдай», - повторялось Солоном Афинским.
«Ни за кого не ручайся», - Фалеса Милетского слово.
«Худших всегда большинство», - говорил Биант из Приены11.
По большей части сочинения «семи мудрецов» до нашего мргмени не дошли. Сохранились лишь их отдельные высказыва- II I, обретшие форму афоризмов и аксиом. Однако, если собрать их к единое целое, то могут сложиться некоторое поучение или мораль, определяющие принципы поведения. Например, к управ- ||‘иию имеют отношение следующие высказывания:
«Лучше всего то правление и крепче то народовластие, в | тором нет ни бедных граждан, ни безмерно богатых» (Фалес).
«Больше всего царь или тиран заслуживает славы тогда, | >н да первым показывает образец покорности законам» (Биант).
«Гражданином будь: уважай законы» (Хилон).
«В том государстве лучше всего правление и крепче наро- юнластие, где обидчика к суду и расправе может привлечь не н (лысо обиженный, но и не обиженный» (Солон).
«Лучше всего правление и крепче народовластие в том го-
• \ дарстве, где дурным людям править нельзя, а хорошим нельзя in- править» (Питтак).
«Разумнее всего тот народ, где граждане боятся порицания
• нфужающих больше, чем власти закона» (Клеобул).
«Эко дело - покарать виновных! Лучше убеди их не совер- н|.I гь дурных поступков» (Периандр).
Как видно из приведенных высказываний, в основу процессов управления мыслители древности помещали нормы мо- г ии и этики, что по их мнению уравновешивало единовластие, | I;Iвило в равное положение и управляющего (правителя), и уп- I инляемого (народ). Более того, в лаконичной форме отражен и нолик правителя, его отношение к людям. Наконец, во мнении многих мудрецов проводится мысль о необходимости социальных установлений, утвержденных государством, т. е. законов,
II. Управление в древних цивилизациях
регулирующих порядок жизни и деятельности людей, перед ко* торыми все равны.
Рассматривая взгляды «семи мудрецов», необходимо <л метить учение Пифагора (ок. 580-500 гг. до н. э.). Имя Пифагора объявила пифия.
Интересны взгляды Пифагора на управление: «Живое су щество нуждается во власти свыше и управлении, от которых бу дет происходить разумность и порядок»12. Этим замечанием Пи фагор как бы утверждает необходимость существования челово ка в системе общественных отношений, в том числе отношении управления. При этом, так же как и мудрецы, в основе управлении Пифагор видел нормы этики и морали (справедливость, уважи тельность и др.). «Справедливое управление своим собственным домохозяйством - начало порядка в полисе в целом, так как но лис - совокупность домохозяйств».
Однако в своих воззрениях на управление Пифагор идн дальше и показывает роль и значение власти, ее структуру «Первая из властей над полисом - власть Бога и храма, вторая власть отцов и царя, третья - власть законодательного co6p;i ния горожан, четвертая - власть судебная, пятая - власть дол» ностного лица». В то же время Пифагор не только высказывал идеи управления, но и воплощал их в жизнь. Исследуя систем \ власти и управления, Пифагор пришел к выводу о том, что до мократия, включая демагогию, и охлократия адекватны ариш метической пропорциональности чисел, но если использован, геометрическую пропорциональность, то можно найти новую форму управления. Открытый им Эпитрит (3:4:5) согласовы вался с конституционной монархией. В этой связи Пифагор и Кротоне (древнегреческая колония) предложил модель упрап ления, вершиной которой была бы власть науки с совегцатель ным и решающим голосом. При этом доминантой служила дорийская конституция. Предлагаемая модель имела следующий вид: Совет трехсот во главе с Пифагором, далее Совет тысячи, который избирал высший совет. Однако последний пополнял ся за счет посвященных членов ордена Пифагора. Таким образом, полновластие оказалось в руках научно-политического ре лигиозного центра. Организация оказалась жизнеспособной и распространилась почти на всю Грецию. Но спустя 25 лет на шлись противники такого правления в лице демагогов. И, как это бывало не раз в истории, варварство победило цивилиаа- цию, но культура осталась, и влияние идей Пифагора не были