I'lh 18. Примерная структура управления Римом в период республики I h точных: Словарь античности. М.: Прогресс, 1989. С. 327,372,398,448,518; /ну жевич М.М., Бельчук О.А., Евтушенко С.Г. История государства и права мфубежных стран: Краткий учебный курс. М.: Юриспруденция, 2001. С. 63.
«...Диктатор (повелитель) - древнего происхождения. При тмиачении диктатора к титулу всегда прибавлялась причина его н трания. Диктатор во время военной опасности назывался dic- ' ii or rei gerundae causa; диктатор, избранный по случаю внутрен- мих неурядиц, назывался dictator seditionis sedandae et rei gerun- ilar causa»8.
В то же время власть консулов была ограничена народным тбранием, квесторами (509 г. до н. э.), народными трибунами
II. Управление в древних цивилизациях
(494 г. до н. э.), цензорами (443 г. до н. э.), преторами (367 г. до н.:>.),■ а также возрастающим влиянием сената, собраний плебеев. «Зп,1 ками отличия консула были тога с широкой пурпурной каймой, I курульное кресло и 12 ликторов с пучками прутьев».
За консулами следовала претура. Претор (praetor) обладал I административной, военной и судебной властью, но иостепешт становился судебным магистратом. Преторы были помощниками I консулов, избирались на один год, при вступлении в должность издавали эдикты (edictum) - программы деятельности.
Народные трибуны (tribunatus) вначале были призваим I защищать плебеев от произвола патрицианских магистратов но когда с течением времени эта обязанность практически oi пала, они взяли на себя функцию блюстителей законности, за*1 щитников всякого невинно обиженного гражданина. Поэтому народный трибун обладал важным правом - налагать запре'1 | на действия магистратов, которые он считал противопраи i ными9.
Важную функцию в государственном управлении исполня ли цензоры (censor) - также высшие должностные лица магисл ратов. «Избирались два цензора на срок полтора года из числа консуляров (бывших консулов). Основной задачей цензоров было составление списков сенаторов, распределение граждан по центуриям и трибам, производство с этой целью оценки имуще ства граждан. Вследствие борьбы различных политических групп, цензоры получили право вычеркивать из списков сенато ров и всадников и вообще из списков отдельных разрядов граж-1 дан всех тех, кто был по их мнению “недостоин”; с этим связывалась потеря политических прав. Цензоры осуществляли “надзор | за нравами” (например, издавали эдикты против роскоши), в связи с чем их должность получила особое значение. Кроме того, цензоры управляли государственным бюджетом (отдача сбора налогов на откуп), имуществом, надзирали за возведением и содержанием государственных построек - улиц, храмов, городских стен и т. д.»10.
Значимым элементом в структуре системы государственного управления Римом были децемвиры (decemviri). Это коллегии, состоящие из десяти человек для исполнения либо духовных, либо светских обязанностей. Яркий след в истории Рима оставили децемвиры, избранные с целью составления первого свода законов римского государства (451-450 гг. до н. э.). Так, все законы Рима были сведены в одно целое на двенадцати досках