Система образования Рима была менее организована и уп равляема государством, чем греческая модель

Непосредственно образовательный процесс в римской школе осуществлялся несложно. Занятия проходили в специаль­но отведенных помещениях. Учитель сидел на стуле, а ученики размещались вокруг него на табуретках. Учитель говорил и дик­товал, а ученики слушали, записывали и повторяли. Этот процесс нашел отражение в народной мудрости - «Упражнение - лучший учитель». Писали ученики на коленях, а для записи пользовались в основном дощечками, покрытыми слоем воска, и специальными палочками. Другие способы записи использовались редко. Успе­вающие ученики поощрялись сладостями, неуспевающих ждало порицание и различные виды наказания. Учебников в начальной школе не было. Лишь иногда в римской школе читали «Законы XII таблиц». Однако в средней школе изучались работы Верги­лия, Теренция, Саллюстия, а в дальнейшем и Цицерона. Сочине­ния этих авторов сопровождались аннотациями, замечаниями, комментариями. Кроме того, на занятиях средней школы исполь­зовались небольшие сборники по отдельным отраслям специаль­ных знаний. В высшей школе (со II в. н. э. это университет) сте­пень организованности занятий была более высокой, что способ­ствовало интеллектуальной зрелости учащихся.

Период республиканского Рима охватывает почти пять столетий - с 509 по 27 гг. до н. э. Для этого времени, как теперь уточнено, было характерно становление римской демократичес­кой государственности на основе принципа народовластия, что проявилось, прежде всего, в укреплении законодательства, ут­верждающего статус, социальный состав и структуру органов и аппарат государственного управления, правовое положение всех слоев римского общества, главным образом плебеев. Назовем за­кон Валерия и Горация14 об апелляции, регламентирующий отно­шения сословий; закон Канулея (445 г. до н. э.) о браках патрици­ев и плебеев; законы Лициния и Секстия (367 г. до н. э.) о допуске плебеев к консулату; об ограничении патрицианского владения об­щинными землями; о смягчении долговых обязательств; закон Публилия Филона (339 г. до н. э.) об избрании плебеев цензорами; закон Петелия Папурия (326 г. до н. э.) об ответственности за долги имуществом, но не личной свободой (отмена долгового рабства); реформы Аппия Клавдия Слепого (304 г. до н. э.), кото-

Глава 6. Управление в Древней Греции и Древнем Риме


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: