Непосредственно образовательный процесс в римской школе осуществлялся несложно. Занятия проходили в специально отведенных помещениях. Учитель сидел на стуле, а ученики размещались вокруг него на табуретках. Учитель говорил и диктовал, а ученики слушали, записывали и повторяли. Этот процесс нашел отражение в народной мудрости - «Упражнение - лучший учитель». Писали ученики на коленях, а для записи пользовались в основном дощечками, покрытыми слоем воска, и специальными палочками. Другие способы записи использовались редко. Успевающие ученики поощрялись сладостями, неуспевающих ждало порицание и различные виды наказания. Учебников в начальной школе не было. Лишь иногда в римской школе читали «Законы XII таблиц». Однако в средней школе изучались работы Вергилия, Теренция, Саллюстия, а в дальнейшем и Цицерона. Сочинения этих авторов сопровождались аннотациями, замечаниями, комментариями. Кроме того, на занятиях средней школы использовались небольшие сборники по отдельным отраслям специальных знаний. В высшей школе (со II в. н. э. это университет) степень организованности занятий была более высокой, что способствовало интеллектуальной зрелости учащихся.
|
|
Период республиканского Рима охватывает почти пять столетий - с 509 по 27 гг. до н. э. Для этого времени, как теперь уточнено, было характерно становление римской демократической государственности на основе принципа народовластия, что проявилось, прежде всего, в укреплении законодательства, утверждающего статус, социальный состав и структуру органов и аппарат государственного управления, правовое положение всех слоев римского общества, главным образом плебеев. Назовем закон Валерия и Горация14 об апелляции, регламентирующий отношения сословий; закон Канулея (445 г. до н. э.) о браках патрициев и плебеев; законы Лициния и Секстия (367 г. до н. э.) о допуске плебеев к консулату; об ограничении патрицианского владения общинными землями; о смягчении долговых обязательств; закон Публилия Филона (339 г. до н. э.) об избрании плебеев цензорами; закон Петелия Папурия (326 г. до н. э.) об ответственности за долги имуществом, но не личной свободой (отмена долгового рабства); реформы Аппия Клавдия Слепого (304 г. до н. э.), кото-
Глава 6. Управление в Древней Греции и Древнем Риме