III. Управление в Средние века

тельность христианства состояла в том, что оно основывалось и гуманизме (человеколюбии), милосердии и готовности «при иг сти себя в жертву - через покаяние, молитву, самоотвержение и смелость». Это не что иное, как справедливость, равенство поли жения в обществе, социальных возможностей и защищенность щ произвола. Но между сторонниками христианства и язычества, it также других религий шла непримиримая борьба, что долги* годы поддерживалось, хотя и неявно, римскими императорами В частности, Нерон (годы правления 54-68), пытаясь прекрати, распространение нежелательных для него слухов, «предал изо щреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Хрис та, от имени которого происходит это название, казнил при Тибе рии прокуратор (наместник Иудеи (26-36)) Понтий Пилат; по давленное на время это зловредное суеверие стало вновь проры ваться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, In и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и по стыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге9, сколько в нена висти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось изде­вательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения»10. Так велись открытые гонения на христиан. В чем их только не обвиняли, в том числе в безбожии, колдовстве, разврате, людоедстве и т. д.11 Глубокий анализ гоне­ний на христиан проводит К. Крист в «Истории времен римских императоров...» (1997). Выделяя «три уровня» отношений римско­го государства к христианам («...на уровне городов и их самоуправ­ления... наместников в провинциях... самого принцепса»), он под­черкивает некоторую волнообразность таких столкновений до пе­риода правления Константина. О процессах над христианами также известно из переписки Плиния Младшего и Траяна12.

Однако со временем отношение к христианству начинает изменяться в лучшую сторону. Способствовало тому расширение его сторонников, высокий моральный дух осуждаемых и осуж­денных, становление церковной организации, осуществление апостольской деятельности, наконец, труды и выступления выда­ющихся христианских теоретиков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: