__________________
IV. Управление в России (IX-XVIII вв.)
__________________
Это было свое административно-территориальное гое уд ство, т. е. иерархическая система, в основе которой лежит спи хия - церковно-административный территориальный округ главе с архиереем (епископом, архиепископом, митрополи и >м Епархиальная система русской церкви сложилась во времг раннего феодализма и в силу консерватизма в период централ зованного государства повторяла конфедеративную организмци периода раздробленности Руси.
Однако для того, чтобы управление церковными делам приблизилось к организации управления государством и ста соответствовать ему, требовалась еще одна церковная реформ! которая была осуществлена патриархом Филаретом. Суть ее 0| стояла в том, чтобы в организации управления церковными д(мщ ми также имело место централизованное управление. Но это бы ло много позже.
Церковь имела свою главную епархию (с усилением Mm ковского княжества - московская епархия, а с конца XVI и московская патриархия). У церкви были свои судебные догма налоговая система для духовенства, словом, своя церковная ад» министрация.
|
|
Вместе с тем население церковных вотчин платило гое у дарственные налоги, выполняло государственные повинности, ни делам гражданского судопроизводства могло обращаться в снег ский суд. С присоединением новых земель церковь создавала ю вые епархии. Исторически сложилось так, что церковь стали очень крупным землевладельцем. С этим никак не могла прими риться усиливающаяся централизованная власть.
Особенно данное противоречие проявилось в эпоху Ивана I \ Царской власти необходимо было награждать поместьями при явивших себя на государственной службе людей, а земли были заняты. Встал вопрос о секуляризации монастырских земель. ^)щ очень хорошо понимал митрополит Макарий и всячески поддерживал нарастающую тенденцию отторжения церковных земель. С д] > у гой стороны, делалось все возможное, чтобы не отбиралось и цгр ковное имущество. При содействии Макария были канонизированы местные угодники, т. е. новые святые, возвышена национальная руг< ская церковь, утверждена идеология самодержавия, а соответствен* но и власть церкви. Однако в мае 1551 г. правительству удалосьири нять царский указ, ограничивающий возможности церкви в приоГн ретении земли. Соборные постановления 1560 и 1584 гг. закрепили положение об ограничении церковных вотчин.