Ной территории, выполняющего функции центральных

власти и управления на местах. Однако есть и новые подходы В частности, делается попытка выделить судебную власть в само стоятельное звено. Это городовые и провинциальные суды n.i уровне провинций, надворные судьи на уровне губерний, Юстиц- коллегия и Сенат на уровне государства. Об этом также свиде­тельствует вся система органов надзора и правопорядка, создан ных при Петре I (рис. 57).

И хотя полиция как таковая была выделена в самостоя* тельные подразделения лишь в Москве и Петербурге, на общей схеме прослеживается стремление центральной власти разделиi h функции прокурорского надзора, правосудия и охраны порядка.

Глава 2. Формирование и развитие управления в Российском государстве

__________________

Законодательство при Петре I Великом

Преобразования в области государственного строительст- м(уществляемые Петром I, носили волевой характер. Они бы- иГн к пованы всем ходом развития Российского государства и || |н-илялись законодательно. Собственно на эту деталь обра- н I шшмание В.О. Ключевский (1841-1911). Он подчеркивает, it последние преобразования в области управления проводи- ' | очень обдуманно. Примером тому служат инструктивные

II риалы, которые детально расписывали задачи и функции той || иной организации, того или иного чиновника независимо от | и (лжностного положения. Следует отметить и такой факт. приказов в коллегии, положения о новых струк-

III и.1 х органах должны были разрабатывать чиновники соответ- || vиицего органа. Однако это оказалось далеко не простым де-

• и в результате всем органам был предложен единообраз-

Подход. В разработке документов участвовал сам царь, и меется, законы того времени закрепляли самодержавие, и I ь монархии, но они организовывали систему управления го- шретвом, укрепляли его единство, целостность и централизо- нin (с руководство с определенной автономией на местах. Среди щ к (дательных положений указы Петра I занимали доминиру- игг положение. Подсчитано, что за период его правления было (свыше трех тысяч всякого рода документов. Им подготов- т.I «Воинский устав», «Морской устав», «Генеральный регла- III " и многие другие законы. Эти документы можно рассматри- п. не только в качестве правовых актов, но и как своды идей и I4/WB на управление и собственно управление. У А.С. Пушки - н 1Лметках по русской истории XVIII в. есть запись: «Госуда- нч Екатерина II говаривала: “Когда я хочу заняться каким-ли- нкным установлением, я приказываю порыться в архивах и и кать, не говорено ли было уже о том при Петре Великом? - и сп и всегда открывается, что предполагаемое дело было уже I кбдумано”».

Конечно, нельзя сказать, что законодательство при Пет- I жсшикло на пустом месте. С начала формирования центра- нжанного государства велась работа по вопросам законода- м.гтна. Хорошо известны «Судебник» Ивана III, «Судебник» i.iна IV, «Соборное уложение». Эти собрания законодатель- положений практически определяли уклад жизни государ- 1.1, его организационное строение и закрепляли права, обязан-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: