Глава 2. Развитие управленческой мысли в России в XIX в

__________________

жиме в стране, окружает себя людьми консервативных взглядов МЦ> прокурор Синода К.П. Победоносцев (1827-1907), ми- Ц«ip внутренних дел А.Д. Толстой (1823-1889), критик-публи- Ц*««М II. Катков (1818-1887)), которые считали, что стреми-

Н..... г развитие России ни к чему и не следует сразу оконча-

М... решать крестьянский вопрос. В этой связи создается в

И«'1 К|)остьянский поземельный банк, а в 1885 г. - Дворянский рИ1"||.ш,1Й банк. Если первый из них способствовал капитализа­ции п рении, то второй, напротив, сдерживал этот процесс. Фи- и иная система играла важнейшую роль в утверждении само- |Hi I ииия, но, расстроенная после Русско-турецкой войны I/1 IК78 гг., она нуждалась в немедленном улучшении.

К руководству Министерством финансов привлекаются Мин 11 другим известные специалисты - Н.Х. Бунге (1823-1895) и F I1 ' Питте (1849-1915). Последний сумел, используя опыт и ре- п 1лции своих предшественников, на основе собственных м |еиий и оценок наладить финансовую систему страны. Если 1|М1 11 X. Бунге в финансовую систему внедрялись научные раз- |ыь м и, то С.Ю. Витте привнес в управление финансами те не- ■пдимые меры, которые вывели страну вперед. В 1903 г. его на- г председателем Кабинета министров, а в 1905 г. - Пред­ам и. ||ем Совета Министров. Витте как министр финансов Минея проведения в стране девальвации рубля, ввел его золо-

Ращение, внедрил косвенную систему налогов, утвердил го-

Н ' ipi I венную водочную монополию, «Витте исчислял приход- ■III' I меты в обрез, заведомо меньше ожидаемых поступлений, и ■ "..му нсегда обеспечивал себе “свободную наличность”»12.

Лрь поддерживал своего министра финансов уже только

N.... но для того никогда не возникало вопроса: «Где взять день-

Пи были всегда. С.Ю. Витте был сторонником индустриа- •и I мши и, как истинный предприниматель, брался за дело и до- I'....... го до конца. Образованные Крестьянский поземельный и 1и"1'Ч некий земельный банки становятся подведомственны Осо- '•"II I.шцелярии по кредитной части. Департамент торговли и ма- IH '1'Н гур разукрупняется по специализированным отделам, в it ' 'шсле Отдел торгового мореплавания становится самостоя-

М.... ведомством. Были и другие нововведения. Все это сви-

М п.1 шует о том, что в России интенсифицировался процесс щи' Ii.iтленного развития и в соответствии с этим формировался

•.... социальный слой предпринимателей, с которыми нельзя

iM'i" не считаться. Капитализация сказалась и на изменении со-

V. Промышленный переворот и управленческая мысль

__________________

Циальной структуры общества. Наряду с землевладельцами, mi в России осталось довольно много, и растущим слоем промыЛ ленников формируется пролетариат, социальная группа нлгмми го персонала, в том числе работники управления.

Утвердившиеся при Александре II высшие государств ные органы - Государственный совет, Комитет министров, (пня министров, Сенат, Собственно Его Императорского Величп | канцелярия, Министерство императорского двора и ряд другн учреждений - в период правления Александра III почти не нм терпели изменений.

Общая организация управления государством при Л и * сандре III стабилизировала сложившуюся систему высмпн ц центральных органов управления, не ломала ее, а лишь дот и няла в тех случаях, когда это было необходимо. И хотя ряд ш| домств был устранен, это делалось исходя из рационалынч! подхода к управлению, с тем чтобы сократить непомерно рл i|inffc стающийся государственный аппарат, сложившийся в Росс» ском государстве в период правления Александра III. Что юн а ется наивысших инстанций, то к ним относились, как было nitl мечено, вышеназванные органы, а также Государствен щ| канцелярия, Комиссия прошений, Синод, Собственно Его Им ператорского Величества канцелярия по учреждениям импгри трицы Марии.

В качестве центральных органов управления выступ.t id специальные советы, комитеты и министерства. Такое дел гни! органов управления в государстве исходило из функционалы и м.. подхода. Вначале определялась функция и затем формирошгн Я орган. Это - Главный комитет по устройству сельского согмнИ ния, Особое совещание для изыскания мер и лучшей охраны с ltd койствия и безопасности в империи, Высший дисциплинарны)! суд и др. Однако главный акцент при внесении новаций в оГшн и систему управления государством делался на совершенством;!iiiid внутриведомственных структур. Так, в ведомстве Государетиин ного контроля в 1884 г. учреждается Железнодорожный отдш который в 1891 г. преобразуется в департамент Железнодоро* ной отчетности. В 1895 г. упраздняется Совет государствеши>i кредитных установлений. В 1901 г. формируется департамря кредитной отчетности. То же происходит и в Министерстнс иVI тей сообщения. В 1882 г. создается Временное управление ici inil ных железных дорог. В 1885 г. - Совет по железнодорожным ли лам, Инженерный Совет, а с 1892 по 1905 г. действует Комитет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: