Глава 2. Управленческая мысль в СССР и России во второй половине XX в

__________________

нии, поднял коренной вопрос - о необходимости перехода к пла­нированию от конечного продукта, т.е. общественных потребнос­тей, отстаивал необходимость развития научно-технического и народно-хозяйственного прогнозирования, применения про­граммно-целевых методов в планировании и управлении, пред­лагал введение платы за природные и трудовые ресурсы. ЦЭМИ проводил в автохозяйствах Москвы первые эксперименты по са­мофинансированию и самоокупаемости.

Все перечисленное - элементы хозяйственного механизма, закрепленные в Законе «О государственном предприятии (объе­динении)»32. Это позволяет утверждать, что экономико-матема- тическое направление в науке стало весомым вкладом в подго­товку кардинальной экономической реформы.

Исследуя механизм экономического равновесия, теория СОФЭ пришла к принципу сочетания централизации и децент­рализации в управлении экономическими и социальными про­цессами. Существенным моментом здесь является то, что каждая из этих форм управления не ограничивает, а дополняет сферу действия другой. В исследованиях СОФЭ это трактовалось как сочетание «вертикальных» и «горизонтальных» отношений. При этом управляющие воздействия по вертикали, исходящие от цен­тральных органов, рассматривались в первую очередь как про­цесс формирования одновременно «сверху» и «снизу» системы экономических параметров и нормативов. Результатом этого процесса явилось бы определение областей выбора вариантов хо­зяйственных связей по горизонтали, т.е. отношений между ло­кальными хозяйственными звеньями (предприятиями и их объе­динениями), действующими самостоятельно на основе рыноч­ных контрактов и свободного гражданского оборота ресурсов.

Таким образом, теория СОФЭ нацеливала экономические реформы в нашей стране на создание смешанной экономики. Не­обходимо подчеркнуть, что речь шла не о модели «мирного сосу­ществования» государственного и частного секторов экономики, с двумя типами хозяйственных взаимоотношений (план и рынок, государственная и частная собственность, административные и договорные цены), а о системе, функционирующей по единым принципам, где плановое и рыночное начала органически сопря­жены и взаимно модифицируют друг друга.

Авторам СОФЭ с самого начала было ясно, что рыночные отношения нельзя ограничивать только процессами купли-про­дажи благ и услуг по горизонтали. Они должны опосредовать и

VIII. Управленческая мысль второй половины XX - начала XXI в.

__________________

Некоторые виды вертикальных отношений между предприятия ми и органами государственной власти. В определенном контек сте власть выступает как своего рода экономический ресурс, и in влечение дохода от использования этого ресурса должно быть по ставлено в рамки четких правил и прозрачных процедур совместимых с общим принципом распределения доходов сот ветственно вкладу в общественное благосостояние.

Опыт последних лет, как писал Н.П. Федоренко, показал, что российские реформы оказались наиболее непродуманными и уязвимыми именно в этом узловом звене - в стыке вертикальных и горизонтальных отношений в экономике, которому СОФЭ удели ла особое внимание. Отказ от ряда функций централизованного ум равления, таких как разработка перспективных планов, поддержи;! крупных долгосрочных проектов, регулирование дифференциации доходов и т. п., задающих общие «рамочные» условия для взаим< > отношений между субъектами рынка, по мнению авторов данном концепции, привел к потере управляемости экономикой в целом и резко возросшей социальной напряженности в обществе.

Как отмечалось выше, в целях интенсивного экономичен кого развития в СССР стала осуществляться новая экономичен кая реформа, начало которой положило постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июня 1979 г. «Об улуч шении планирования и усилении воздействия хозяйственном! механизма на повышение эффективности производства и качес i ва работы».

Продолжая и развивая положения сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, данное постановление вносило ряд новы ■ мер, учитывая накопленный опыт, имевшие место недостатки и степень экономического развития страны 1970-х годов. Данное постановление определяло необходимость упорядочения плаии вой работы как важной функции управления, опосредующей всп, последующий ход совершенствования хозяйственного механт ма. Отсюда на Госплан СССР и все высшие органы управлении возлагались задачи следующего порядка:

«а) комплексное решение экономических и социальных проблем, концентрация сил и ресурсов на выполнении общепк у дарственных программ, не допуская узкоотраслевого подхода к разработке планов;

б) ускорение реализации научно-технических открытии и разработок, направленных на повышение темпов роста произии дительности общественного труда и качества продукции;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: