__________________
нии, поднял коренной вопрос - о необходимости перехода к планированию от конечного продукта, т.е. общественных потребностей, отстаивал необходимость развития научно-технического и народно-хозяйственного прогнозирования, применения программно-целевых методов в планировании и управлении, предлагал введение платы за природные и трудовые ресурсы. ЦЭМИ проводил в автохозяйствах Москвы первые эксперименты по самофинансированию и самоокупаемости.
Все перечисленное - элементы хозяйственного механизма, закрепленные в Законе «О государственном предприятии (объединении)»32. Это позволяет утверждать, что экономико-матема- тическое направление в науке стало весомым вкладом в подготовку кардинальной экономической реформы.
Исследуя механизм экономического равновесия, теория СОФЭ пришла к принципу сочетания централизации и децентрализации в управлении экономическими и социальными процессами. Существенным моментом здесь является то, что каждая из этих форм управления не ограничивает, а дополняет сферу действия другой. В исследованиях СОФЭ это трактовалось как сочетание «вертикальных» и «горизонтальных» отношений. При этом управляющие воздействия по вертикали, исходящие от центральных органов, рассматривались в первую очередь как процесс формирования одновременно «сверху» и «снизу» системы экономических параметров и нормативов. Результатом этого процесса явилось бы определение областей выбора вариантов хозяйственных связей по горизонтали, т.е. отношений между локальными хозяйственными звеньями (предприятиями и их объединениями), действующими самостоятельно на основе рыночных контрактов и свободного гражданского оборота ресурсов.
|
|
Таким образом, теория СОФЭ нацеливала экономические реформы в нашей стране на создание смешанной экономики. Необходимо подчеркнуть, что речь шла не о модели «мирного сосуществования» государственного и частного секторов экономики, с двумя типами хозяйственных взаимоотношений (план и рынок, государственная и частная собственность, административные и договорные цены), а о системе, функционирующей по единым принципам, где плановое и рыночное начала органически сопряжены и взаимно модифицируют друг друга.
Авторам СОФЭ с самого начала было ясно, что рыночные отношения нельзя ограничивать только процессами купли-продажи благ и услуг по горизонтали. Они должны опосредовать и
VIII. Управленческая мысль второй половины XX - начала XXI в.
__________________
Некоторые виды вертикальных отношений между предприятия ми и органами государственной власти. В определенном контек сте власть выступает как своего рода экономический ресурс, и in влечение дохода от использования этого ресурса должно быть по ставлено в рамки четких правил и прозрачных процедур совместимых с общим принципом распределения доходов сот ветственно вкладу в общественное благосостояние.
|
|
Опыт последних лет, как писал Н.П. Федоренко, показал, что российские реформы оказались наиболее непродуманными и уязвимыми именно в этом узловом звене - в стыке вертикальных и горизонтальных отношений в экономике, которому СОФЭ удели ла особое внимание. Отказ от ряда функций централизованного ум равления, таких как разработка перспективных планов, поддержи;! крупных долгосрочных проектов, регулирование дифференциации доходов и т. п., задающих общие «рамочные» условия для взаим< > отношений между субъектами рынка, по мнению авторов данном концепции, привел к потере управляемости экономикой в целом и резко возросшей социальной напряженности в обществе.
Как отмечалось выше, в целях интенсивного экономичен кого развития в СССР стала осуществляться новая экономичен кая реформа, начало которой положило постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июня 1979 г. «Об улуч шении планирования и усилении воздействия хозяйственном! механизма на повышение эффективности производства и качес i ва работы».
Продолжая и развивая положения сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, данное постановление вносило ряд новы ■ мер, учитывая накопленный опыт, имевшие место недостатки и степень экономического развития страны 1970-х годов. Данное постановление определяло необходимость упорядочения плаии вой работы как важной функции управления, опосредующей всп, последующий ход совершенствования хозяйственного механт ма. Отсюда на Госплан СССР и все высшие органы управлении возлагались задачи следующего порядка:
«а) комплексное решение экономических и социальных проблем, концентрация сил и ресурсов на выполнении общепк у дарственных программ, не допуская узкоотраслевого подхода к разработке планов;
б) ускорение реализации научно-технических открытии и разработок, направленных на повышение темпов роста произии дительности общественного труда и качества продукции;