Ко, П.П. Жидков, B.C. Мингалев, Н.В. Овчинникова, В.Ю. Озира, Е.П. Голубков и другие

Во второй половине 1970-х годов проявлялась тенденция к глубокому исследованию учеными какого-либо конкретного во­проса или небольшой группы вопросов кадровой политики и их всестороннему изучению.

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1980-х годов

Одним из достижений в развитии управленческой мысли предшествующих десятилетий, очевидно, следует считать сбли­жение уже окрепшей теоретической базы управления и полити­ческих решений, принимаемых в высших эшелонах власти.

Широкие научные дискуссии по проблемам совершенство­вания управления стали приносить свои ощутимые результаты. Иное дело, что не всё и не всегда принималось для проработки и реализации в практику. Но главное в том, что научную мысль не отвергали, к ней прислушивались и учитывали достижения на­уки управления.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 14 июня 1983 г. «О дополнительных мерах по расширению прав производственных объединений (предприятий) промыш­ленности в планировании и хозяйственной деятельности и по усилению их ответственности за результаты работы» с 1 января 1984 г. в Министерстве тяжелого транспортного машинострое­ния СССР, Министерстве электротехнической промышленности СССР, Министерстве пищевой промышленности Украинской ССР, Министерстве легкой промышленности Белорусской ССР, Министерстве местной промышленности Литовской ССР начал осуществляться эксперимент по отработке организационно-эко­номических принципов и условий хозяйствования в целях более эффективного использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, ускорения внедрения достижений науки и техники в производство, повышения темпов роста производи­тельности труда. В постановлении отмечалось, что эксперимент направлен «на дальнейшее совершенствование и укрепление цен­трализованного управления экономикой в сочетании с развитием

VIII. Управленческая мысль второй половины XX - начала XXI в.

__________________

Демократических начал в руководстве народным хозяйством, по вышением роди трудовых коллективов в управлении произвол ственными объединениями (предприятиями), широким внедрг нием хозяйственного расчета»31. Итоги эксперимента показали положительные результаты, и с 1 января 1986 г. на новые условии хозяйствования были переведены многие предприятия промыш ленности и других отраслей.

Принятый в 1983 г. Закон «О трудовых коллективах и по­вышении их роли» в управлении предприятиями, учреждениями, организациями дал новый импульс развитию бригадной оргапи зации труда, которая в середине 1980-х годов получила свое новое развитие. Уже в конце 70-х годов сложились вполне опро деленные бригадные формы. Это были специализированные, комплексные, смешанные, сквозные бригады. Но в условиях «пе рестройки» бригадная форма организации труда стала обретать новые черты. Так, были образованы бригады, работающие на еди ном наряде; применяющие коэффициент трудового участия (КТУ); хозрасчетные, подрядные. В 1987 г. бригадной организа цией труда было охвачено 80% рабочих основной деятельности и промышленности, строительства и других отраслей.

Характерной чертой системы управления экономикой и СССР была централизация властных полномочий с широким ис пользованием административных (организационных) методон управления для достижения позитивных результатов в общест венном производстве. Это позволило отечественным ученым раз работать концепцию централизованного управления народным хозяйством страны на основе экономического расчета. Послед ний, как и категории хозяйственный расчет и коммерческий рас чет, предлагает соотношение затрат и результатов с учетом ис­пользования доходной части в интересах развития и объекта и субъекта управления в народном хозяйстве страны.

По мнению Г.Х. Попова, «изменения в экономическом ба зисе, в характере действия экономических законов ведут к столь кардинальным изменениям в системе управления, что надо гово­рить о новой системе управления... речь идет о необходимости за менить одну систему централизованного планового управления, в которой плановые команды центра преимущественно обеспече ны административной силой власти государства, другой систе мой централизованного планового управления, в которой плано вые команды центра, государства обеспечены, прежде всего, и и определяющей степени экономической заинтересованностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: