и практику управления понятными и приемлемыми идеями, рекомендациями, способными оказать управленцам всех уровней помощь и содействие.
Особое место среди теоретиков управления занимал влиятельный ученый США П.Ф. Друкер (1909-2005)2. Его научное наследие говорит само за себя. Это книги «Конец экономического человека» (1936), «Будущее человека промышленного века» (1942), «Концепция корпорации» (1946), «Практика менеджмента» (1954), «Управление по результатам» (1964) и др. В своем исследовании управления П.Ф. Друкер рассматривал последнее как результат достижения определенных целей, чему во многом способствовала складывающаяся практика рыночного хозяйства. Если в довоенный период производство не в должной мере заботилось о реализации производимой продукции, то в послевоенные годы промышленники стали активно интересоваться этими вопросами. Справедливости ради необходимо заметить, что Г. Форд еще в 1930-е годы предвидел данное положение на рынке. Итогом научного творчества П.Ф. Друкера стала концепция «Управление по целям», что способствовало расширению горизонта теории управления.
Если классики менеджмента разрабатывали проблемы организации и управления трудовыми и производственными процессами, то П.Ф. Друкер акцентировал внимание на результатах производственной деятельности. И в этой связи на усилении роли и значения руководителя предприятия, определяющего цели последнего и ориентирующего всю деятельность системы управления на достижение поставленных целей. Этим подходом пронизано все творческое наследие П.Ф. Друкера. К примеру, в его книге «Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения» (1964)3 предложены рекомендации руководителям предприятий, которые призваны способствовать достижению целей производства.
«1. Ни результаты, ни ресурсы не существуют внутри самого бизнеса...
2. Результаты достигаются путем использования благоприятных возможностей, а не путем решения проблем...
3. Для получения результатов ресурсы должны быть направлены на использование благоприятных возможностей, а не решение проблем...
4. Одной компетентности недостаточно, лидирующее положение - вот что приводит к благосостоянию...
Заключение