Орден новых тамплиеров

Желание Ланца основать рыцарский орден прямо вытекало из егорасово-элитаристских концепций. Хотя теология к 1905 году формально былазавершена, не вполне выясненными остались ее исторические носители; Ланцуказывал только на израэлитов и ранних христиан. Пока выходили серии Ostara,это рудиментарное определение расширилось, включив в себя выдающихсясредневековых святых, основателей монастырей и мистиков; помимоиндивидуальных агентов знания были названы монастырские ордена и связанные сними военные ордена крестоносцев. Такой выбор отражал личные предпочтения.Выбор рыцарства в качестве носителей гностической традиции определялсякомплексом факторов, включающим в себя и собственную психологическуюсклонность, и неоромантический климат австрийской и германской культуры нарубеже веков. Еще мальчиком Ланц был целиком погружен в Средние Века с ихкарнавалом рыцарей, аристократов и монахов. Решение принять цистерианскоепослушничество во многом было обязано этим чувствам и, похоже, что еговзрослое стремление отождествить себя с аристократией имело в своей основете же фантазии. В качестве потомка германского дворянства, Ланц мог бычувствовать себя реально связанным с почтенной традицией, способнойпревзойти настоящее. Адольф Иозеф Ланц родился в семье, принадлежащей среднему классу, егопредки по мужской линии прослеживаются до начала XVIII века, так что егопретензии на аристократическое прошлое выглядят совершенно необоснованными.Впрочем, некоторые скудные свидетельства в его пользу можно привести. Имя"Либенфельс", которое Ланц подобрал для себя в 1903 году, указывало напроисхождение от старой швейцарско-швабской семьи, датируемой пятнадцатымвеком. Ланц также использовал герб этой семьи, орел с серебряным крылом накрасном поле. Основатель этой линии, Ганс Ланц, был цирюльником и хирургом вМеерсбурге до своего стремительного восхождения по социальной лестнице.После вступления в аристократическое братство в Констанце в 1454 году, он в1464 женился на женщине из знатной семьи, а затем принял титул ее поместий,в том числе Шлосс-Либенфельс близ Маммерна. Между 1471 и 1475 годами ГансЛанц работал городским судьей в Констанце. Затем его пожаловал дворянствомимператор Фридрих III, поскольку он высоко ценил его как представляющегоавстрийские интересы в Швейцарии. Пожалованный титулом Ланц фон Либенфельс,он стал носить в качестве герба фамилии орла с серебряным крылом на красномполе, вымершего было к концу XIV века. Потомки Ланца фон Либенфельса (умер в1502) занимали высокие посты в Церкви и государстве: женщины в трехпоколениях на протяжении всего восемнадцатого века были аббатиссами вSдckingen. После 1790 года следы семьи теряются. В 1878 некто Lantz, полковник русской армии, служивший в Австрии,думал, что он является родственником Ланцу фон Либенфельсу, но его связи свенской семьей остались недоказанными. В 1899 справочник городскойгеральдики описал семью Ланца как венскую линию благородного Ланца фонЛибенфельса, фамилии "баварского происхождения, некоторые из потомковкоторой жили в Силезии и других провинциях". Увенчанный орденами русскийофицер также упоминался, но не опознавался в качестве близкого родственника.Хотя и не существует других свидетельств об эмиграции в Восточную Европу,все же остается вполне возможным, что предок Ланца, Матиас Ланц (родился в1720) был лишенным прав наследником таких эмигрантов. Помимо этих неточныхдоказательств генеалогической связи, среди друзей Ланца ходили слухи,касающиеся супружеской приставки, возникшей в его имени: одна историярассказывает о женитьбе Либенфельса после выхода из аббатства в 1899, всоответствии с другой -- он находился в интимных отношениях с семьей фонЛибенфельс-Фраскати. Является ли благородное происхождение только устнойтрадицией его семьи, или же связь с другой благородной семьей привела Ланцак аристократическому титулу, -- возможно так и не будет известно сопределенностью, несмотря на обширные исследования его сторонников.Действительное значение этого темного генеалогического вопроса связано споследующим учреждением Ланцем рыцарского ордена. Если уж аристократическийстатус удовлетворял его желанию принадлежать традиционной элите, тособственный орден мог еще эффективнее решить ту же задачу. Кроме фантазий Ланца о благородной крови, нужно обратить внимание и наего романтическое преклонение перед священными орденами, впоследствиипревратившееся в последовательный интерес к тамплиерам. Впервые Ланцзаинтересовался тамплиерами, читая средневековые легенды о Парсифале ирыцарях Чаши. Этот эпос был очень моден благодаря его оперной интерпретации,осуществленной Рихардом Вагнером и последующей популяризации в творчестветаких неоромантических авторов как Эрвин Кольбенхайер и Фридрих Лиенхардмежду 1900 и 1914. В их романах мистические странствования и рыцарскийгероизм соединялись с особой эмоциональной атмосферой, в которой фигурарыцаря Чаши символизировала духовный поиск, стремление к непреходящимценностям в окружающей обыденности материалистического мира. Эта символикабыла хорошо знакома Ланцу также и благодаря его контактам с группамиLebensreform, В 1907 он пришел к выводу, что рыцари Чаши действительносвязаны с историческими тамплиерами, что доблестное поведение последних вСвятой Земле обеспечило им превращение в архетип религиозного рыцарства XIIIвека. Рыцари Храма были тесно связаны и с цистерцианским орденом. СвятойБернард Клервосский, его основатель, в 1128 году составил кодекс Храма, авпоследствии обратился к рыцарям с панегириком, восхваляя их мужественнуюборьбу за христианское дело. Собственное отношение Ланца к тамплиерам вомногом обусловлено тем фактом, что он сам был цистерцианцем. Рыцари для негобыли носителями расистского гнозиса на протяжении всех Средних Веков. В ихнамерения, по мнению Листа, входило создание "Великого Германскогоордена-государства, которое обняло бы собой все Средиземноморье ираспространило свое влияние также и в глубины Среднего Востока". В 1913 онопубликовал короткое исследование, в котором Чаша интерпретировалась какэлектронный символ, отвечающий "панпсихическим" силам чистокровной арийскойрасы. Поиск "храма" для Чаши стал метафорой строгих евгенических практиктамплиеров, предназначенных для выведения божественной породы людей. Такимобразом, перед 1914 годом тамплиеры стали для Ланца основным историческимносителем сексо-расистского гнозиса. В "арио-героическом" образе тамплиеров соединились идеи веры исобственного достоинства, столь распространенные в теософских инеоромантических кругах с современными представлениями о расовом спасении,элитаризме и пангерманизме. Их осуждение и преследование в 1312 году такжеимело особый смысл в рамках этого мировидения. Безжалостное искоренениеблагородного ордена означало триумф расовых меньшинств, на протяжениидолгого времени стремившихся к устранению основных защитников евгеническогокульта. Господство низших сил по всей Европе наряду с нарастающим расовымхаосом в последующие века разрушило "ариохристианскую" цивилизацию и привелона грань кризиса современный мир. Однако Ланц не ограничивал себяностальгическими образами славного прошлого. Однажды открытый подлинныйсмысл Писания продолжал жить в форме расистского гнозиса. Поэтому Ланц решилвновь создать исчезнувший военный орден как свой собственный Ordo NoviTempli; целью его был новый крестовый поход. С помощью своих венских друзей он приобрел Burg Werfenstein какштаб-квартиру для своего ордена в 1907 году. Этот замок представлял собойромантическую средневековую руину, расположенную на краю отвесной скалы надсамым Дунаем в деревне Штруден, около Грейна в Верхней Австрии. Вдекабрьском номере Ostara (1907) Ланц опубликовал программу ONT,характеризуя орден как арийское общество взаимопомощи, призванноевоспитывать расовое самосознание посредством генеалогических игеральдических изысканий, турниров красоты, а также создания расовых утопийв слаборазвитых частях мира. Он также писал об основании музея арийскойантропологии, для которого он подыскал подходящее место (т. е. BurgWerfenstein). Рождество 1907 Ланц отметил поднятием на башне BurgWerfenstein флага с изображенной на нем свастикой. Франц Герндль, живший вуединении напротив замка, на острове Wцrth, вспоминал, что над замкомразвевались два флага: на одном был герб Либенфельса, а на другом -- краснаясвастика, окруженная четырьмя голубыми цветами на золотом поле. Впечатлениефеодального сеньора еще усиливалось тем, что Ланц все чаще использовалгеральдические печати: на одной также был его герб и надпись "Jцrg Lanz deUbenfels, Dom de Werfenstein eges", другая отсылала к ONT. В своих статьяхон постоянно обращал внимание на древнее" происхождение замка и на тообстоятельство, что в пятом веке Werfenstein был связан с нибелунгами. Всеэти затеи Ланца весьма способствовали ритуальному выражению егоаристократизма и исполнению предполагаемой миссии. Первыми формами деятельности ONT стали фестивали, проводимые на BurgWerfenstein в 1908 году. Однажды весной несколько сотен гостей прибыли напароходе из Вены, приветствуемые Залпами маленьких пушек из увенчанногофлагами замка. После завтрака в местных гостиницах гости прослушали концертво внутреннем дворе замка; праздник закончился поздно ночью фейерверками ихоровым пением. Это событие широко освещалось в национальной прессе,способствуя тем самым распространению идей Ostara среди более широкойаудитории. Помимо публичных празднеств общегерманского характера, Ланцизобрел службы и церемониал для самого ордена, который оставался под большимсекретом для непосвященных. В это время Ланц начал разрабатывать правилаONT, выполненные в форме дисциплинарного кодекса, соблюдаемого втрадиционных религиозных орденах. И хотя он не был напечатан вплоть доокончания Первой Мировой войны, возможно, что в списках он циркулировалсреди членов ордена много раньше. Исторические свидетельства об этом кодексерисуют картину формирования движения между 1908 и 1918 годами. Девять пунктов кодекса заключают в себе утверждение о целях ордена иего принципах; перечисление прав и обязанностей братьев; краткое описаниеритуалов ордена; отдельные статьи посвящены церемониалу, иерархии,геральдике и формам одежды. Наконец, в кодекс были включены статьи,касающиеся собственности ордена, правил диспута и процедуры отставки. Впервом пункте ONT описывалась как расово-религиозная организация, в которуюмогли входить лица с преобладанием чистой крови, а именно те, кто в большейили меньшей степени светловолос, голубоглаз и обладает арийскимтелосложением; признаки эти были сформулированы в анализе расовойсоматологии, осуществленном Ланцем в нескольких выпусках Ostara в 1908 и1909 гг. Аристократическая организация должна была объединить науку,искусство и этику в единой гностической религии, при помощи которой, в своюочередь, способствовать укреплению арийской расы во всех странах мира.Первая заповедь призывала каждого любить своего соседа, под соседом Ланц,разумеется, понимал собрата по расе. Обязанности братьев обнимали собойпрофессиональную, научную, социальную и религиозную сферы деятельности.Члены ордена должны были оказывать предпочтение братьям и равным по расе вделах, касающихся профессиональных должностей, благотворительности ибизнеса. В их обязанности входил поиск достойных неофитов и заключениеевгенически чистых браков. Состоятельные члены ордена должны былиподдерживать создание новых домов ONT в местах, отличающихся своиместественным великолепием или богатых историческими ассоциациями, особенноценились места, отмеченные следами тамплиеров и монастырской жизни: такиедома должны были служить "арио-христианскими" центрами, центрамивозникновения расовой утопии. Если научная деятельность братьев предполагала погружение в генеалогиюи антропологию, то религиозная практика представляла собой эзотерическуюсторону ордена. Традиционный характер ордена и его доктрины подчеркивалсяквази-ортодоксальной литургией, псалмами, молитвами, декламациями,сопровождаемыми органом. В 20-е годы Ланц составил несколько обширныхритуальных книг, в которых отражались католические и цистерцианскиеисточники его вдохновения. Основным текстом был Hebdomadarium, включавший всебя три службы для каждого дня недели, а именно заутреню, полуденную службуи повечерие. В каждой службе отводилось место для проповеди"арио-христианской" доктрины из Festivarium NT. Книга торжественныхпроповедей включала в себя три тома: Legendarium содержал в себе тексты,описывающие исторические и культурные традиции расовой религии для заутренина каждый день года. Эти материалы занимали 1400 страниц и несли на себеотпечаток ортодоксального христианства, современной науки и истории НовыхТамплиеров; другие тома, Evangelarium u Visionarium, исполняли ту жефункцию, но для полуденных и вечерних служб. К ритуальным книгам-прилагалисьГимны (Cantuarium), книга псалмов и Imaginarium NT притч, в них такжеортодоксальные формы католицизма смешались с сексо-расистским гнозисом. Есливерить Ланцу, эти ритуалы должны были облагораживать и возвышать жизньбратьев, рассказывая им о приливах и отливах природы на протяжении всегорелигиозного календаря. Тем самым эзотерическая практика отражала основнуюзадачу секты: через традиционные ритуалы и литургии восстанавливать самуформу жизни. Помимо службы Ланц разработал иерархию ордена. В соответствии скодексом братья разделялись на семь рангов в зависимости от их готовности кслужбе и степени расовой чистоты. Низший разряд состоял из слуг (Server,SNT), расовая чистота которых, в соответствии с соматологией Ланца,определялась менее чем 50% или это были те, кто не достиг двадцати четырехлет и поэтому не прошел еще расового теста. Следующий разряд состоял изблизких друзей (Familiдr, FNT) -- людей, оказывавших особые услуги ONT, ноне стремившихся к вступлению в орден. Разряд неофитов (Novice, NNT) включалв себя всех, достигших двадцати четырех лет, расово чистых более чем на 50%,еще не готовых к вступлению в высшие разряды. Высшие разряды включали в себяМастеров (MONT) и Каноников (CONT), они должны были обладать соответственно50-75% и 75-100% расовой чистоты. Два самых высоких разряда иерархии --Пресвитеры и Приоры (pONT и PONT). Любой Мастер или Каноник мог статьПресвитером, но для этого он должен был создать новый дом, новую филиациюONT. В их права входило чтение служб и торжественных месс, но они не былидопущены к приему и рукоположению братьев. Пресвитер, в чьей властинаходилось более пяти Мастеров или Каноников, мог выступать в качествеПриора и пользоваться всеми правами священной службы. При любыхобстоятельствах братья должны были соблюдать установленный порядокстаршинства, с самого первого дня их вступления в орден. План иерархии Ланц сопроводил описанием одежд, геральдических знаков ититулов, соответствующих разряду каждого из братьев. Основной одеждойбратьев была белая сутана с капюшоном, украшенная красным рыцарским крестом,форма которого разнообразилась в зависимости от разряда носящего его.Пресвитер дополнительно носил красный берет и столу, Приор имел золотойжезл. Ритуализация распространялась и на гербы, помещаемые над входом вмолитвенный дом (храм, собрание). Герб каждого отдельного братстварасполагался в причудливом окружении, точный рисунок которого характеризовалорден. На этом фоне всегда присутствовали ангел и фавн, символизировавшиедвойственность гностической природы ONT. Наконец, братья выбирали себе имя,которое включали в формулу: "Фра + Имя + Разряд + местоположение", например,Фра Детлеф Контад Верфенштайн (Fra Detlef CONT ad Werfenstein). K братьямследовало обращаться "достопочтенный", а к Пресвитеру и Приору --"преподобный" (honorabilis и reverendus). Совершенно очевидно, что стольинтенсивное насыщение церемониала и иерархии монашеской и расистскойсимволикой запечатлевало в душе каждого брата фундаментальную значимостьтайного гнозиса. Службы и церемониал ONT приобрели законченный вид к 1921 году, новполне возможно практиковались и раньше. Следы этого тщательноразработанного кодекса легко можно обнаружить по отдельным упоминаниям вномерах Ostara. В 1911 Ланц впервые описал Burg Werfenstein как монастырьордена. Вступления в орден регулярно имели место, начиная с 1908 года,использование имен и разрядов также происходило еще перед войной. В 1912Ланц назвал себя Приором Ордена, между 1913и 18 годами в номерах Ostaraупоминались и другие братья. Религиозная поэма, озаглавленнаяTempleisenlehre была опубликована Fra Erwin NNT von Werfenstein в 1913 году,а Детлеф Шмуд, один из первых энтузиастов движения в Германии, подписывалсвои корреспонденции именем Fra Detlef CONT zu Werfenstein. Другие братья поимени Райнальд, Курт и Теодерих имели дополнительный титул CONT, MONT и SNTсоответственно. В 1915 году прежний неофит Эрвин перешел в разряд Каноников. Помимо особенностей церемониала другие формы деятельности указывали наформирование сектантского сознания во время войны. К ним можно отнестисочинение религиозных песен и стихов, украшение стен монастыря картинамиисполненными по обету. В 1915 и 1916 г. Ланц выпустил бревиарий НовыхТамплиеров в двух частях, содержавший в себе "арио-христианские" псалмы игимны, написанные им самим и его ближайшими друзьями. Эти сочинения былиоснованы на традиционных христианских текстах, но смысл их был изменен врасистском и гностическом смысле, предвосхищая тем самым более поздниеритуальные книги. Пронзительные мольбы, обращенные к Христу-Фрайя (готскоеимя Иисуса) о спасении расы и искоренении низших рас отражают уже знакомуюдуалистическую доктрину. Картины Голубой Комнаты Тамплиеров в BurgWerfenstein изображали Гуго де Пайна, основателя и первого Великого МастераТамплиеров, а также святого Бернарда и должны были символизировать страданияХриста. Все эти подробности характеризуют эволюцию ордена в первые дни войныи в ходе ее. Религиозность Новых Тамплиеров поддерживала братьев и на поляхсражений. Фра Детлеф написал несколько восторженных поэм о св. Бернарде,тамплиерах и стойкости духа, когда служил в немецкой армии на восточномфронте в Польше в 1915 году. Эти поэмы прославляли святых, защищающих своихслуг и молились за них как за стражей расистского гнозиса. После боев приNidda фра Курт тоже сочинил воинственную поэму. В других стихах описывалсяДунай и Burg Werfenstein как сакральные места священного гнозиса. Сияющийобраз монастыря в них высился над долинами расового хаоса; над освещеннымисолнцем башенными зубцами "храма Грааля" развевался флаг со свастикой, авнизу на грешной земле несли свою службу братья, облаченные в белое. Ритуальная жизнь в ордене несомненно происходила и до и после войны, нотрудно сказать как много людей были причастны эзотерическим структурам ONT.Помимо уже упомянутых братьев, Ланц называл среди друзей Августа Стринберга,Гвидо фон Листа, генерала Блазиуса фон Шемуя, Густава Симонса, авторахлебной реформы в Вене, Вильгельма Дифенбаха, подвижника культурной реформыи учителя известного теософского художника Фидуса. Ланц также называл средичитателей Ostara лорда Китченера и Карла Крауса, австрийского сатирика.Популярность Ostara доказывает, что ONT была хорошо знакома многимавстрийцам, особенно жителям Вены. Старожилы вспоминают, что в те временаOstara широко продавалась во всех табачных и газетных киосках и широкочиталась в студенческих организациях правой ориентации. Ланц говорил, что в1907 количество изданных экземпляров достигло 100 000. Из чего можно сделатьвывод, что шовинистские и расистские идеи Ланца разделялись читателямиOstara, даже если лишь немногие из них были причастны эзотерическимпрактикам Новых Тамплиеров. Выпуск первых серий Ostara прекратился в начале1917, были переизданы еще раз только несколько ранних номеров. Ко времениперемирия в ноябре 1918 распад империи Габсбургов стал болезненно очевиден.Мятежи, голодные бунты, протесты сецессионистов в провинциях Карниолы,Богемии и Моравии послужили сигналом крушения империи после почти четырехсотлет ее существования. Во время осенних беспорядков 1918, подтверждавших егосамые мрачные предсказания относительно триумфа низших рас, Ланц уехал изВены в Венгрию. Его первая послевоенная публикация Weltende und Weltwende(1923) описывала происходящее в апокалиптических терминах. Дефицитпродуктов, непрерывные кризисы, растущие цены, повсеместное присутствиесоюзников, настаивающих на разделе территорий и репарациях, -- все этоподтверждало его уверенность в том, что существует злобный заговор,ответственный за разрушение исторических и политических реалий, уничтожениеэлиты и экономическую деморализацию высшего и среднего классов. С этоговремени антисемитизм и вера в союз евреев, большевиков и масоновхарактеризуют его "арио-христианскую" идеологию. События 19181923 годов,изменившие политическую карту Центральной и Восточной Европы, оказалиськритическими в особенности для тех, кто прочно связывал себя с предвоеннымукладом. Революция и гражданская война в Германии и России, победа народныхформ правления над аристократическими, выход на политическую арену парвенюмногим казались свидетельствами колоссальной катастрофы. Люди, ощущавшие в1914 году угрозу культурным ценностям, теперь столкнулись сдействительностью, подтверждавшей самые худшие их опасения. Только на этойэкономической и политической почве уместность доктрины Новых Тамплиеровможет быть вполне оценена: для тех, кто потерял способность ориентироваться,ONT обещала крестовый поход за вечными ценностями против сил хаоса и тьмы.Послевоенная история начинается с возрождения идей Ланца в каждой из трехпотерпевших поражение центральноевропейских наций. Главным действующим лицом в послевоенном немецком возрождении орденабыл Детлеф Шмуде. Его энтузиазм стал причиной создания второго монастыря вHollenberg, около Kornelimьnster 9 февраля 1914 года. После службы внемецкой армии Шмуде вернулся в 1918 в brossottersleben в Гарце и написалроман о своей жизни в ONT. "Вибрации, резонансы и божественные предметы"(1919). В романе описывались тайные ментальные вибрации между человеческимидушами, рождающиеся в опыте веры и так возвышающие ценность жизни. В немрассказывалось о молодом человеке, живущем в лесной часовне, посвященноммистическому христианскому богослужению, окруженном наставниками. Помимоявных описаний церемониала ONT, обычаев ордена, изображения геральдическихзнаков с характерной символикой ангелов и фавнов, книга имела очевиднуюсвязь с литературой "поиска" в вопросах темы и стиля. Но Шмуде был такжеактивен и в практическом отношении. В марте 1919 как армейский капитан онучаствовал в организации добровольных полевых лагерей под Магдебургом.Задача этих лагерей состояла в том, чтобы будить волю к работе средипотерявшихся в хаотической послевоенной экономике путем совместной жизни иобщих аграрных работ. Сразу после войны Шмуде начал оказывать поддержку ордену в Германии. Виюне 1921 он организовал издание кодекса ONT в Магдебурге, под которым он,некто Иоганн Вальтари Вельфль и Ланц подписались как Приоры Холленберга,Верфенштайна и Мариенкампа. В 1922 он приступил к изданию второй версииOstara; за первыми девятью номерами, написанными различными пангерманскимиавторами еще в 1905-1907 годах последовали новые выпуски, включающие второеиздание Теозоологии. В первом номере, Die Ostara und das Reich der Blonden,настойчиво муссировался "ариохристианский" канон, с обильными цитатами изЛанца: "расовая история есть ключ к пониманию политики" и "любое уродство изло происходят от неверного скрещивания". Шмуде выделил пять расовых типов иисследовал причины культурного кризиса, утверждая вместе с тем, что "всевосточные и древние государства погубила толпа, добравшаяся до власти,диктатура пролетариата; и это произошло когда низшие расы задушилигероическую арийскую правящую касту". Эти слова заново открывают намогромное значение расовых теорий Ланца для тех, кто был обезоружен военнымпоражением, экономическим кризисом и революцией. В это время Шмуде встретил Фридриха Франца фон Хохберга (1875-1954),силезианского графа и кузена одного из правящих принцев. Он служил впрусской армии, но в конце войны вышел в отставку и начал работать какархитектор под Зиттау в Саксонии с 1920 г. В деревне Ванша он построил пособственному проекту деревенский дом, именуемый "Розовый домик". Хохберг былкрайне удручен современным положением дел в Германии. Кроме того, армию оноставил вынужденно, после того как союзники потребовали сокращениячисленности войск; его же собственное фамильное поместье в Ронштокенаходилось под угрозой польских вторжений вплоть до победы СвободныхНемецких Корпусов в 1921 году. Таким образом, Хохберг вступил в ONT весьмарастревоженным. В мае 1923 он был назначен Пресвитером Холленберга; уже вследующем декабре он соглашался с тем, что ONT -- единственное убежище "вземле пигмеев и вандалов". Весной 1924 Шмуде отправился в Персию в надежде основать в Табрицеколонию ONT. Хохберг принял на себя обязанности Приора на время еговосемнадцатимесячного отсутствия. Деятельность монастыря в это времясвидетельствует о его энтузиазме и организационной энергии. В том годунемецкие братья Ордена провели три собрания: Летнее собрание 7/8 июня наBurg H, где присутствовали тринадцать братьев, включая Фридберта Асбога,писателя по вопросам астрологической магии и медицины и Конрада Вейтбрехта,швабского лесника, который и привел в это место группу ONT; Сентябрьскоесобрание 20/21 сентября в Южной Германии для швабской группы; и, наконец,Рождественское собрание 29/30 ноября в Ганновере, где Хохберг и Вейтбрехтвстретились с десятью другими братьями. Поскольку количество присутствующихвсякий раз было весьма незначительным, невозможно определить их социальнуюбазу. Некоторые из швабов занимались сельским хозяйством, известно также,что принц Ганс Генрих XV сделал Ордену значительные пожертвования. Описаниябратьев подчеркивают мистическую атмосферу их собраний, рыцарскиеаксессуары, великолепие природы. Преобладающим настроением встреч былонаслаждение временным отказом от мира, чувством мира и покоя, связанным сорденом. Община Холленберга состояла из братьев, живущих в разных точкахГермании и не имела своего места. Непрерывно совершались значительные усилияпо поиску подходящего здания, необходимого для того, чтобы придать ейединство. В марте 1924 Вейтбрехт получил миллион австрийских крон, собранныхбратьями из Верфенштайна и Мариенкампа для покупки земли в Южной Германии.Хохберг передал пять сотен золотых марок для покупки маленькой разрушеннойкрепости Wickeloh около Gross-Desingen в Нижней Саксодии 26 марта 1925. Хотястроительство началось тем же летом, монастырское братство Холленберга едвали могло сохраниться до возвращения Шмуде в январе 1926, слишком плохи былиэкономические обстоятельства в Германии. Братья частично перешли вВерфенштайн и 15 апреля 1926 года Шмуде фактически распустил общину. Но ONTне исчезла в Германии. Немного позже Хохберг приобрел небольшое укреплениеДитфурт около Сигмарингена, где 31 декабря 1927 года была торжественнооснована община Штауфен. В большой часовне крепости швабский кружок и другиенемецкие братья исполняли ритуалы ордена под руководством Хохберга вплоть доконца 1930-х годов. Другой план создания нового дома ONT в Северной Германии зрел средибратьев бывшей общины Холленберга, перешедших преимущественно в Мариенкамп.Автором этого плана был Георг Хауэрштайн младший, сын Георга Хауэрштайна,друга Листа и члена ONT, связанного с Шмуде перед войной. Вступив в общинуХолленберг в 1922 году юный Хауэрштайн (фра Эберхард) руководил проектомWickeloh и мечтал о собственной расистской утопии на пустыре Luneburg. В1926 году он продал свою землю и купил-дом в Прерове на берегу Балтийскогоморя. Он хотел построить на этом месте церковь, которая называлась быHertesburg у Прерова и создал с этой целью фонд в августе 1926, в которыйвносили пожертвования венгерские братья и берлинский хиромант ЭрнстИссбернер-Хаддан. Лесной храм был построен на этом месте в следующем году иосвящен как Hertesburg пресвитерия 8 ноября 1927 года. Эта община связываласебя с тайнами средневекового храма и мистическим исчезнувшим городомRethraVineta, предположительно стоявшим у истоков "арио-героической" расы впсевдотрадиционной истории ONT. Здесь Хауэрштайн создал новый центрдеятельности ордена и в начале 30-х издал две книжных серии, но затем этатерритория была принудительно востребована Лесной Комиссией Рейха как частьнационального парка в октябре 1935 года. Тогда Хауэрштайн основал новуюпресвитерию Петена в Путтенхофе, Бавария. Помимо ритуальной жизни ONT,доктрина Ланца -культивировалась отдельными группами, существовавшими вокругоккультно-расистского издателя Герберта Рейхштайна, начиная с октября 1925. В последние годы войны Ланц познакомился и подружился с человеком, чьебогатство и покровительство спасли орден в послевоенной Австрии. ИоганнВальтари Вельфль, крупный промышленник, живший в Вене, стал читателем Ostaraв начале 1918 года. Идеи ONT настолько захватили его, что он предложил Ланцузначительные фонды при условии, что он станет Приором Верфенштайна. И онзанял эту должность после отъезда Ланца в Венгрию. Под его приоратомавстрийская секция ордена буквально процветала. Община из 50-60 братьевчасто получала денежные, книжные и ритуальные пожертвования для украшениямонастыря. Маленький старый орган был доставлен из Schloss Steyeregg и егорегулярно можно было слышать на воскресных службах и в праздники. Хотяканонические собрания в 1923 году не происходили в силу неблагоприятныхполитических условий в новой социалистической Республике, встречу,посвященную солнцестоянию, все же провели в Верфенштайне 7/8 июня 1924, наней присутствовали Вельфль, два брата Ланца, Хервик и Фридолин; и двенадцатьдругих братьев. Празднования начались в полночь в замковой роще с крещенияводой и огнем, затем последовал прием в орден и рукоположение новых братьев.За утренними службами следовала медитация в роще, затем конференция вГолубой Храмовой Комнате и прогулка вокруг замка с возможностью восхищатьсяпанорамой лежащего внизу Дуная. После вечерней службы все пели песни.Основным впечатлением праздника, отраженным в письмах братьев, было"удивительное чувство единства, внутренняя ясность и гармония..." Эти летниевстречи повторялись в 1925 и 1926 годах. В 1920-х Вельфль подготовил несколько публикаций, вместе с Ланцем онсоставил литургический канон ONT. В апреле 1923 он начал издаватьTabularium, ежемесячный календарь, предназначенный для хождения средибратьев. Каждый из трех архиприоров вносил сюда свои заметки, рассказывающиео приеме в орден, рукоположении, пожертвованиях и других значимых событиях.Описание богослужения за весь период также включалось сюда. Репринтыотдельных выдержек из писем братьев, описывающие их религиозный энтузиазм,составляли последний раздел календаря. Летом 1925 Вельфль приступил к двумдругим сериям, Librarium и Examinatoriiim. Первая включала в себя короткиеисследования о средневековом прошлом ордена, о предшественниках, о замкеВерфештайн, о Lebensreform. Вторая представляла собой сборник вопросов иответов по всем предметам, касающимся ордена, для того, чтобы новые братьямогли быстро и эффективно освоить его историю, традиции и церемониал.Неоцистерцианские и псевдотрадиционные тенденции этих текстов вполнеочевидны. В конце 1920-х Вельфль занялся эзотерическим творчеством и тем весьмаспособствовал освежению доктрины Ланца для широкой аудитории. В мае 1926 онполучил разрешение от Ланца на публикацию третьей серии Ostara, которая ибыла выпущена в надлежащий срок в феврале 1927, открытая вводным выпуском,написанным им самим. Между 1927 и 1931 годом более чем сотни номеров вышливеликолепно иллюстрированными и на хорошей бумаге, что значительно отличалоих от предвоенных выпусков. Вельфль также внес идеи ONT в правые круги Вены,через организацию, называемую Lumenclub, основанную II ноября 1932 года.Задачей этой группы была борьба с "уродливыми, болезненными и прогнившимиформами современной культуры" путем создания "этического и духовновозвышенного образа жизни". Несмотря на этот манифест,- напоминающий опредвоенных теософских и Lebensrefonn настроениях, Lumenclub был тесносвязан с Ostara-Rundschau, который Вельфль начал издавать в апреле 1931.Этот обзор опирался на план панарийского сотрудничества между радикальнымиправыми группами всего мира. Справочник их адресов включал в себяштаб-квартиры итальянских и французских фашистских органов, нацистскийVцlkischer Beobachter, а также патриотические и расистские организации вВеликобритании и Соединенных Штатах. То обстоятельство, что Lumenclub былодним из фронтов ONT, подтверждается составом членов в его комитетах в 1936году: Вельфль, Вальтер Кренн (фра Парсифаль), Теодор Цепль (фра Теодерих,позже Дитрих). Lumenclub выпускал листовки, устраивал лекции и вообщедействовал как центр находящейся на нелегальном положении нацистской партиив Австрии, в годы, предшествующие падению Республики и разрыву с Германией вмарте 1938. Впрочем, несмотря на серьезный вклад в развитие австрийскогофашизма, Lumenclub и ONT подверглись преследованию со стороны гестапо вмарте 1942 в соответствии с партийным законом от декабря 1938 о сектантскихгруппировках. Перемещения Ланца в 1920-е годы способствовали росту активности QNT натерритории Венгрии. В конце 1918 Ланц оставил Австрию, поскольку новаясоциалистическая администрация целиком подтверждала его опасенияотносительно победы расовых меньшинств в самом сердце христианской Европы, иотправился в Будапешт. Здесь он тут же с головой ушел в контрреволюционнуюдеятельность, направленную против возникающих как грибы кабинетов и противрумынских вторжений в 1918-19 гг. Он вступил в тайную патриотическуюорганизацию "Пробуждающаяся Венгрия", основанную в 1917 году средидемобилизованных солдат. Осенью 1918 года, когда старая Венгрия была награни гибели и правительство Кароли уже не могло встать на защитунациональных интересов, эта и другие правые организации самостоятельноотстаивали территориальное единство Венгрии снаружи и ее социальнуюстабильность внутри. "Пробуждающаяся Венгрия" рассматривала себя какосновную исполнительную силу внутреннего Белого Террора, направленногопротив сторонников Кароли и Куна, против коммунистов и евреев, хотя многиеболее мелкие партии помогали ей в этом. Во время коммунистической революцииЛанц был едва не расстрелян повстанцами в пасхальное воскресенье 1919; завремя его контрреволюционной деятельности это был уже второй случай, когдаему непосредственно угрожала смерть. Хотя история подпольных движений неяснаи запутанна, все же очевидно, что участие в них Ланца должно было принестиему знакомство с выдающимися правыми радикалами Венгрии и тем самым сильноповлиять на его политические идеи. Существенно, что возникновение новыхантисемитских и антибольшевистских концепций датируется именно этимвременем. В начале 1920-х венгерская контрреволюция победила благодаряпокровительству коалиции, куда входил и консервативный ХристианскийНациональный Союз; Ланц стал работать в Христианском Национальномпресс-агентстве при венгерской службе иностранных дел: он поставлялреакционные статьи в ежедневные газеты Fester Post и Fester Zeitung. Надопризнать, что для человека таких политических взглядов как Ланц в те тяжелыегоды Венгрия была куда более удобной страной, нежели Австрия. Ланц остался вБудапеште и стал известен в консервативных кругах как лэкспатриированныйнемецкий барон". Его литературные усилия были одновременно направлены нареакционную журналистику, составление литургических канонов для ONT иоккультные занятия. Поскольку последние предполагали астрологию и каббализм,Ланц оказался одним из наиболее ранних героев в оживающих после войныоккультных субкультурах Центральной Европы. Положение ONT в Венгрии первоначально определялось связями Ланца встолице, оттуда в 1921 году он руководил монастырем Мариенкамп. Братья этойобщины находились преимущественно за границей. Фра Бертрам после войныэмигрировал в Аргентину; немецкий аристократ (К. v. L.), известный подименем фра Хлодио, носил также кличку Нью Йоркер, поскольку жил в этомгороде; австрийский химик и инженер Альбрехт фон Гролинг (род. в 1881),известный как фра Амаларих, работал в Лондоне, Техасе и Калифорнии. Он былсыном Альбрехта Фридриха фон Гролинга (род. в 1851), прежде выдающегосявенского пангерманиста, связанного перед войной с Георгом фон Шонерером.Вместе с фра Амаларихом MONT и фра Арчибальдом MONT Ланц занималсякаббалистическими исследованиями: между ним, экспатриированными братьями ибратьями двух других общин существовала интенсивная переписка. Этаограниченная деятельность расширилась после того, как Ланц приобрелразрушенную церковь св. Балаша (XIII век), около деревни Szentantalfa насеверном берегу озера Балатон 6 января 1926 года в качестве места длямонастыря Мариенкамп. Местные венгерские друзья, Ладислав и Вильгельм, былиназначены хранителями монастыря, его восстановление началось в следующемапреле. Описание церкви в буйстве весенних цветений свидетельствует очувстве религиозного обновления, охватившего Ланца в его первый визит туда: 3 апреля 1926 дост. фра Ладислав, фра Вильгельм MONT и преп. фра ГеоргPONT отправились к святому Балашу... Пасхальный пейзаж был поразительновеликолепен. Буро-лиловые тона покрытых лесом холмов, обширнаяизумрудно-зеленая поверхность озера Балатон, ультрамариновая глубина воды исеребристо-голубое небо. Среди белых и бледно-розовых цветов миндаля, вишнии персиковых деревьев высились древние серо-лиловые камни монастыря. По сложившейся привычке Ланц утверждал, что именно эта церковь являласьпрежде средневековым храмом тамплиеров, обращаясь за доказательствами квенгерскому ученому и роялисту Б. Райнальду, также состоявшему в ONT. Здесь, в Венгрии, в стране, которая так сильно продвинулась ввосстановлении предвоенных социальных и политических реалий. Ланц виделбудущее ONT. При помощи крестьян и ремесленников из соседних деревеньBalatoncsicso и Szentja Kabfa Ланц сделал храм пригодным для служб и летнейжизни. Рассказы очевидцев описывают Мариенкамп Ч святой Балаш какутопическую сельскую коммуну, состоящую из Ланца, его аристократическойвенгерской подруги, ее экзотических кошек и иностранных посетителей. Ланцдействительно поддерживал живой диалог с венгерскими роялистами игерманофилами такими как Tordai von Szugy и Пауль Хорн, член парламента вБудапеште, увлекающийся астрологией, так что слухи о немецких шпионах широкоходили по колонии. Да и сам Ланц выглядел весьма эксцентрично для соседей.Он устраивал теологические диспуты с местными католическими священниками ипоощрял крестьян к тому, чтобы крестить детей в монастыре. Церковь былаукрашена по литургическому канону ONT: гностические фрески с изображениемсв. Блазиуса, св. Георга и лэлектротеонического голубя Чаши" дополнялисьизвестной геральдической символикой на флаге и двери. Две истории оканонических собраниях сохранились с лета 1928 года. Первая описываетэкстатическое воссоединение братьев и Приора после прибытия Мастрра Ортвинаи друзей из Будапешта, вторая свидетельствует о рукоположении ГеоргаХауэрштайна младшего и Фридриха Швиккерта, астролога и члена Общества Листа,в Пресвитеры. Это особое событие было отмечено преображением флага ордена всимвол теозоологической эволюции. И темы фресок, и описания каноническихсобраний сохраняют ощущение цели, которая объединила братьев в этойудаленной сельской местности Ч священный крестовый поход. Их миссиянапоминала и о том, что Венгрии уже однажды пришлось стать христианскимбастионом, спасшим Европу от нашествия монгольских орд и турков. Современная расистская идеология Ланца, его Новые Тамплиеры, позволялаощущать себя в связи с той же традицией. Позже венгерские братья основалималенькую пресвитерию ONT под холмом Vaskapu у Pilisszentkereszt. Этопроизошло в северной Венгрии, в сентябре 1937 года. Но с установлением авторитарных режимов и развязыванием войны дела ONTпошли хуже. В 1933 Ланц уехал из Венгрии в Швейцарию. Первоначально Гитлерпроизвел на него впечатление, но после установления Третьего Рейха егосимпатии к национал-социалистам резко уменьшились. В Германии его трудыиздавались в Барте и распространялись из Гертесбурга под надзоромХауэрштайна вплоть до 1935 года. Его венский издатель был арестован в конце1937 и ничего из его работ не выходило до самого 1945 года -- в Швейцарии.Паулю Хорну удалось сохранить орден в Венгрии на протяжении всей войны, ноавстрийские и немецкие его секции были официально распущены в начале 1940-х.Зенитом деятельности ONT, таким образом, стали годы между 1925 и 1935. Кконцу своей карьеры ONT имела семь родовых гнезд (колоний), из которых пятьдействовали одновременно; общий список братьев никогда не превышал трехсотен человек. Эволюция ордена, его концепции и институт, точно отражаетразвитие собственных интересов Ланца и его культурные открытия, разумеется,в контексте его расистского мировоззрения и приверженности к монастырским ирыцарским формам. Значение ONT скрывается скорее в том, что она выражала собой, чем втом, чего она в действительности достигла. Она была симптомом повсеместнорассеянных настроений недовольства и сложным сочетанием концепций, принципови стилей в результате складывающихся в сильный подземный гул. Ееэлитаристские и милленаристские реакции на этот гул дополнялисьгеноцидальным позывом. Окончательной целью ONT было спасение мира путемевгенической селекции и искоренения расовых меньшинств. Часть третья АРИОСОФИЯ В ГЕРМАНИИ Поскольку Лист предпочитал роль мистагога и мастера, окруженногоучениками, перед ним стояла задача передачи идей своим последователям,входившим в различные расистские организации вильгельмовской Германии. Средитех, на кого идеи Листа производили глубокое впечатление были полковник КарлАвгуст Хельвиг, Георг Хауэрштайн старший, Бернард Кернер, Филипп Штауфф иЭберхард фон Брокхузен. Через них оккультно-националистические идеи Листапроникали в организации правого крыла Немецкого Рейха. Хельвиг и Хауэрштайнбыли среди основателей Reichshammerbund в мае 1912 в Лейпциге, а Керенер,Штауфф и Брокхузен занимали ключевые посты в Germanennorden, ее подпольнойфилиации. История ариософии в Германии не сможет обойтись и без Рудольфа фонЗеботсендорфа, горячего поклонника Листа и Ланца фон Либенфельса, учредившиммежду 1917 и 1919 годами две расистские секты в Мюнхене, из которыхвпоследствии произошла Национал-социалистическая Немецкая Рабочая Партия(нацистская). Reichshammerbund и Germanennorden были крайне антисемитскимигруппировками, многим обязанными выдающимся организаторским способностямТеодора Фрича, крупнейшей фигуры предвоенного немецкого антисемитизма инемецкой политики между 1900 и 1914 годами. Фрич родился в семье саксонскихкрестьян 28 октября 1852 года в Визенау близ Лейпцига и получил образованиекак инженер-фрезеровщик. Его организаторские способности вскоре обнаружилисебя и вполне проявились в профессиональной и политической деятельности. Соктября 1880 он издавал 'Маленький Журнал Фрезеровщиков, в 1882 приступил кизданию второго журнала, а затем попытался объединить представителей своейпрофессии в Немецкую Лигу Фрезеровщиков. Фрич был обеспокоен тем, что отдельным предпринимателям и ремесленникамугрожали крупные фирмы, заводы и массовое производство. Он хотел ослабитьвлияние этих факторов путем создания новой гильдии. Защита интересов малогобизнеса сочеталась у него с антисемитскими взглядами. Фрич связывал новыйэкономический порядок с растущим влиянием еврейского бизнеса и финансов вГермании. В 1881 он опубликовал сборник пангерманистских и антисемитскихтекстов под названием "Шаровые молнии". В 1887 он написал свой Антисемитскийкатехизис и большую серию памфлетов, озаглавленную "Наболевшие вопросы". В1884 он создал свою первую антисемитскую организацию Leipziger Reformverein,а с 1885 начал выходить ее журнал. В июне 1889 в Бохуме состояласьантисемитская конференция, на ней присутствовали представители из Франции,Венгрии, Германии и Австрии, включая Георга фон Щонерера; здесь было приняторешение о создании двух антисемитских парламентских партий. DeutschCorialePartei, под руководством Макса Либермана и Antisemitische Volkspartei,возглавляемой вышедшим из крестьян оратором Отто Боккелем. Фрич не предлагал себя в качестве кандидата для этих партий, посколькубыл убежден, что антисемитизм не преуспеет в парламенте в качествеполитической силы. Его уверенность в парламентской неэффективностиантисемитизма оказалась правильной. Поскольку после конференции в Бохумепартий стало больше чем одна, они конкурировали между собой, снижая темсамым общее количество антисемитов, прошедших на выборах. Но образованиепартий повлекло за собой и другие проблемы. После того как в 1894 обе партииобъединились в Deutsch-Soziale Reformpartei, стремление к парламентскомусогласию и сотрудничеству изменило характер манифеста, акцент наантисемитизм был снижен в пользу консерваторов и экономических интересовсреднего класса. В 1903 антисемитов в парламенте было большинство, но всеони были поглощены консервативным правительством и целиком зависели отсоглашения с такими внепарламентскими силами как Сельскохозяйственная Лига иНемецкая Националистическая Ассоциация Коммерческих Служащих. В 1907 годуDeutsch-Soziale Reformpartei имела на выборах только шесть мест, а в 1912уже три. Фрич поносил евреев как расово чуждых. В своем Zur Bekдmpfungzweitausendjдhriger Irrthumer (1886) он подчеркивал "арийский характер" иего связь с немецкими традициями в языческом контексте. Фрич хотелпереорганизовать интеллектуальную, экономическую, политическую жизнь нациитаким образом, чтобы евреи не имели в ней места. Это направление мысли Фричанашло свое отражение в более "научных" расовых исследованиях в конце 1890-х.Когда Артур де Гобино (181682) написал свое рассуждение о расовой эволюции иупадке и пришел к выводу, что арийцы назначены к вымиранию под натискомчерных и желтых рас, Вашер де Лапуг (1854-1936) и Хьюстон Стюарт Чемберлен(1855-1927), находясь под влиянием новых зоологических и биологических наук,также сообщили, что евреи есть раса наиболее вредная для арийского расовогопревосходства. В отличие от Гобино, с его опорой на лингвистику как принципрасовых различий, эти более поздние расистские авторы занимались измерениемчерепов, регистрацией и других физических характеристик, таких как волосыили цвет глаз. Фрич стремился к созданию широкого и мощного антисемитского движения запределами парламента, он считал, что это более эффективно. В октябре 1901года он разослал проспекты более чем трем сотням людей, которые преждевходили в актив антисемитской партии. Ответ оказался разочаровывающим, но вянваре 1902 он создал Hammer, сначала ежемесячный, а затем выходящий раз вдве недели журнал, который должен был послужить в качестве точкикристаллизации нового движения. В 1905 году читатели Hammer, число которыхпревысило три тысячи человек начали собираться в местные Hammer группы.Члены этих групп в основном пришли из распавшегося Jugendbundbewegung иНемецкой Националистической Ассоциации Коммерческих Служащих (DHV). В 1908году эти группы взяли имя Dentscherneuerungs-Cemeinde (группы немецкогообновления): их интересовали антикапиталистические формы земельной реформы,программа город-сад и Lebensreform Фрич активно поддерживал самопроизвольновозникающие местные организации. В 1904 году его сотрудник Пауль Форстеропубликовал воззвание к генеральному штабу Vцlkisch движения о форсированиинационалистического и расистского возрождения Германии; в нем говорилось онеобходимости объединить различные группировки и лиги, стремящиеся ксозданию немецких колоний за границей, построить мощный флот, который мог быконкурировать с английским и вообще поднять международный престиж НемецкогоРейха, очистить родину от вредных социальных элементов, особенно отсоциалистов, евреев и других противников воинствующего немецкогоимпериализма. В марте 1912 года Фрич вспомнил о бессилии прежних антисемитскихполитических партий и потребовал создания новой "надпартийной" организации.1912 год был решающим для тех, кто всерьез был обеспокоен положением нации.В июле 1911 разразился второй марокканский кризис и правительство отправилов Агадир канонерскую лодку, чтобы оказать давление на Францию, защититьнемецкие интересы в Западном Марокко и передать части французского КонгоГермании; все эти события показали насколько немецкий колониализм сковываютФранция и Британия. Имперские разочарования усугубились внутренним шоком:на- выборах в Рейхстаг в январе 1912 года Социал-демократическая партияполучила 110 голосов, тогда как на прошлых выборах их было только 43.Наиболее пострадавшими на выборах оказались консерваторы и антисемиты, ониполучили только 68 из тех 109 мест, что они имели в парламенте с 1907 года.Эти тревожные события подвинули Генриха Класса, лидера антисемитов в Лигепангерманистов к публикации политического манифеста. "Если бы я былКайзером!" (1912), в котором он призвал к диктатуре и роспуску парламента, атакже обличил евреев в гневной диатрибе. Фрич представил обзор книги вHammer и рекомендовал своим читателям немедленно привести ее в исполнение.24/25 мая 1912 года в собственном доме в Лейпциге состоялась встреча Фрича идвадцати выдающихся пангерманистов и антисемитов, в результате чего возниклидве группы по распространению их идей в немецком обществе. Карл АвгустХельвиг, демобилизованный полковник из Касселя и член Общества Листа с марта1908, возглавил Reichshammerbund, как союз всех существующих Hammer --групп; Герман Поль, канцлер палаты мер и весов Магдебурга, стал главойGermanennorden -- ее тайной организации-близнеца. Очевидно влияние идей Листа на первую из этих организаций. Уже вфеврале 1912- Хельвиг разработал конституцию для Reichshammerbund.Исполнительная власть была представлена Bundeswart -- должность, занимаемаяХельвигом, Ehrenbun-deswert -- почетная должность, занимаемая ТеодоромФричем, и Armanenrat -- из двенадцати членов. Последнее название указываетна влияние Листа. Предполагаемые члены Reichshammerbund должны былигарантировать чистоту своей арийской крови и крови своих супруг, посколькуих потомство должно было послужить главным оружием в борьбе против евреев.Дополнительные указания, внесенные в апреле 1912 предполагали сотрудничествос католиками, пропаганду среди рабочих, крестьян, учителей и гражданскихслужащих, офицеров вооруженных сил и, что особенно важно, среди студентовуниверситетов. Переписка Юлиуса Руттингера, главы Нюрнбергской ветвиReichshammerbund свидетельствует о медленном росте организации, о постоянныхвнутренних раздорах и мелочных проблемах. В конце 1912 года отчетынюрнбергской группы сообщали, что общее число ее членов составляет 23человека, из которых в среднем только 10 присутствуют на собраниях, а изежегодного дохода в 94,64 марки в кассе находится 5,58 марок. К июню 1913только девятнадцать филиалов Reichshammerbund существовали по всей Германии,наиболее активной была гамбургская группа. Несмотря на тысячи листовок иактивную пропаганду, лига смогла набрать не более чем несколько сотенчленов. История Germanennorden более сложно связана с идеями Листа.Представление об антисемитском обществе, организованном по типу тайноймасонской ложи возникло среди vцlkisch активистов около 1910 г. Некоторыеантисемиты были убеждены, что мощное влияние евреев на немецкую общественнуюжизнь можно понять только как результат всепроникающего тайного заговораевреев; предполагалось, что с таким заговором можно справиться лишь создаваналогичную антисемитскую организацию. Весной 1910 года известный vцlkischжурналист Филипп Штауфф, упомянул в одной из своих статей об идее такойантисемитской ложи, которая держала бы имена своих членов в секрете, дабыуберечься от проникновения врагов. В следующем году Иоханнес Геринг,принадлежавший мюнхенской группе Hammer, известной также как AlldeutscherVerband хорошо знавший Листа и Ланца фон Либенфельса, написал Штауффу офранкмасонах. Геринг утверждал, что и сам был франкмасоном с 1894 года, ночто этот "древний немецкий институт" осквернили евреи и новые идеи: взаключение он выражал уверенность, что возрождение арийской ложи будетвесьма полезным для антисемитов. В конце 1911 Герман Поль разослал письма, посвященные этому вопросуприблизительно пятидесяти потенциальным сотрудникам-антисемитам. Польсообщал, что магдебургекая группа Hammer уже создала ложу, основанную нарасовых принципах и ритуалах германского язычества. Он восхищалсяцеремониалом ложи, применительно к антисемитской организации:торжественность, тайна, иерархическая дисциплина порождали единодушие стольредкое среди маленьких Hammerгрупп. Поль призывал своих корреспондентовприсоединиться к движению и создавать другие ложи на основе этой, добавляя,что проект пользуется полной поддержкой Теодора Фрича. Возникновениемагдебургской ложи можно проследить по документам, отражающим полемикупротив Поля в конце 1918. В соответствии с этим источником, группа Hammerвозникла в Магдебурге осенью 1910и некто Хейнатц захотел превратить ее ядров ложу. Члены группы проконсультировались по этому поводу с Фричем и тотответил, что такая идея уже обсуждается в других группах Hammer. 5 апреля1911 года возникла ложа Вотана, ее мастером был избран Герман Поль. 15апреля возникла Великая Ложа с Теодором Фричем в качестве Великого Мастера,но работа над правилами и ритуалами была исполнена ложей Вотана. 12 марта1912 года по совету фрича организация приняла имя Gertmanennorden. 1912 год стал свидетелем быстрого распространения лож Germanennorden повсей Северной и Восточной Германии. В январе Поль написал обращение к"преданным ложам", в котором выразил желание иметь скорее верных, чеммногочисленных последователей, которые смогли бы принять участие в"арио-германском религиозном возрождении" и подчеркнул необходимостьстрогого повиновения и искреннего служения пангерманской "Арманистскойимперии". Он потребовал восстановления расово-чистой немецкой нации, изкоторой "паразитические и революционные элементы (евреи, выродки и цыгане)"должны быть исключены. В июле того же года Поль выпустил первыйинформационный бюллетень Germanennorden, в котором сообщалось оторжественном открытии лож в Бреслау, Дрездене и Кенигсберге; ложи в Берлинеи Гамбурге уже действовали к тому времени. А братья в Бромберге, Нюрнберге,Тюрингии и Дюссельдорфе собирались основать их в ближайшем будущем. Полныйсписок братьев в это время насчитывал 140 человек, а к декабрю 1912 вGermanennorden состояло 316 братьев, распределялись они следующим образом:Бреслау 99, Дрезден 100, Кенигсберг 42, Гамбург 27, Берлин 30, Ганновер 18.В следующем январе ложа из тридцати братьев возникла в Дуйсбурге. Польпринял на себя титул секретаря и подписывался "Канцлер Ордена". В 1913возникли ложи в Нюрнберге и в Мюнхене, но в целом распространение Ордена вСеверной и Восточной Германии шло успешнее, чем в южных провинциях. Весной1914 группу Reichshammerbund в Мюнхене возглавил Вильгельм Ромедер, лидерDeutscher Schulverein член Общества Листа с 1908 года. Очень многие членыодновременно принадлежали двум организациям. История возникновения Germanennorden должна быть дополнена сообщением оее задачах, правилах и ритуалах. В соответствии с программой, разосланной попровинциям основной задачей Germanennorden была борьба с евреями и ихдеятельностью путем создания центра, в котором собирались антисемитическиематериалы, которыми все могли бы пользоваться. Дополнительной задачейявлялась взаимопомощь братьев в отношении деловых контрактов ифинансирования. Наконец, все братья обязаны были принимать участие враспространении vцlkisch журналов, особенно Hammer, как "наиболеерадикального оружия против евреев и других врагов человечества". ПринципыGermanennorden выдавали явное влияние ариософии. К вступлению в Орден былидопущены мужчины и женщины безупречного германского происхождения. Вспециальной анкете приводилась подробная информация о коже, глазах и волосахвступающего в Орден. Наиболее предпочтительным был диапазон волос от светлыхк русым, глаз -- от голубых к светлокарим, кожа бледная. Дальнейшие деталикасались личных особенностей родителей поступающего и его дедушки сбабушкой, в случае супружества те же данные сообщались о партнере по браку. Руководство к приему в члены указывало на то, что необходимовоздерживаться от принятия в Орден физически неполноценных и "отталкивающеговида" людей; руководство отсылало предполагаемых кандидатов к номерамOstara, посвященным расовой соматологии, вышедшим между 1908 и 1913 годами.Бюллетень Germanennorden сообщал, что законы Ордена были сформулированыпосле обсуждения их с Карлом Августом Хельвигом из Armenenschaft. РитуалОрдена также был заимствован у Armenenschaft, но вместе с тем был наложензапрет для братьев высших разрядов называться Armanen. Эти положенияозначают, что Хельвиг находился в контакте с организацией, именуемой ееможно отождествить и с Armanen-Rat Reichshammerbund'a и с НАО, основнымнемецким представителем которой в Берлине был Филипп Штауфф. Эмблемы Germanennorden также указывают на ариософские источники. Ссередины 1916 года официальный информационный бюллетень Ордена, AllgemeineOrdens-Nachrichten начал изображать на фронтисписе свастику, совмещенную скрестом:. Время от времени там появлялась реклама драгоценностей,колец, подвесок, булавок и тогда она непременно включала в себя различныеруны или свастику. Фирма-поставщик, Дом Эклоха Люденшайда в Вестфалии,работала по проектам, разработанным членами Общества Листа во время войны.Свастика была популярна среди нескольких vцlkisch ассоциаций в Германии ичерез Germanennorden, а затем через Общество Thule, очередную организацию впослевоенном Мюнхене, она могла быть усвоена и националсоциалистами. Церемонии и ритуал Germanennorden указывают на странный синтезрасистских, масонских и вагнерианских мотивов. Приглашение на церемониюпосвящения в берлинской области II января 1914 года извещало братьев онеобходимой форме одежды и о том, что новые кандидаты обязаны пройти расовыетесты у берлинского френолога Роберта Бюргера-Вилингена, изобретшего"пластометр" -- новый инструмент для определения расовой чистоты посредствомизмерений черепа. Сохранившиеся документы от 1912 года описывают процедурупосвящения новичков в низший разряд Ордена. Пока неофиты ждали в примыкающихкомнатах, братья собирались в церемониальном зале ложи. Мастер занимал своеместо на переднем плане под балдахином, по обе стороны от которого стоялидва рыцаря в белых сутанах и шлемах, увенчанных рогами, руки их опирались нашпаги. Перед ними располагались казначей и секретарь в белых масонскихпоясах, глашатай занимал свое место в центре зала. В конце зала у чашиГрааля находился певец в белой мантии, перед ним Мастер Церемоний в голубоймантии, а вокруг них полукругом стояли братья ложи, на таком же расстояниикак столы казначея и секретаря. За Граалем находилась музыкальная комната, вкоторой фисгармония и пиано сопровождались маленьким хором "лесных эльфов". Церемония начиналась мягкими звуками фисгармонии, братья исполняли Хорпилигримов из Тангейзера Вагнера. Ритуал начинался в сумерки, когда братьясовершали жест, символизирующий свастику -- Мастер отвечал им. Затем МастерЦеремоний вводил в зал неофитов, одетых в мантии странников с завязаннымиглазами. Здесь Мастер рассказывал им об Ордене. Певец зажигал священноепламя в Чаше, с послушников снимали мантии и повязки. Мастер приближался кнеофиту и совершал магические действия копьем Вотана, рыцари скрещивали надними свои мечи. Звучали вопросы и ответы, сопровождаемые музыкой Лоэнгрина,затем послушники приносили клятву верности. Посвященных окружали с криками"лесные эльфы" и как новых братьев вели их к Чаше Грааля, где горелосвященное пламя певца. В этом ритуале члены ложи должны были олицетворятьсобой основных персонажей германской мифологии, потому весь церемониалпроизводил сильнейшее впечатление на кандидатов. Война угрожала Germanennorden. Юлиус Рутингер, Мастер франконианскойобласти, почти сразу ушел на фронт. Герман Поль писал ему в ноябре 1914, чтоденьги становятся серьезной проблемой, поскольку почти половина братьевслужит в вооруженных силах: "война быстро обескровит нас, Germanennorden ещене достаточна крепка и организованна, если война продлится дольше, Орденраспадется на части. И так уже многие братья погибли в боях". Несмотря назаботу Поля о сохранении Ордена, некоторым влиятельным братьям не нравилосьего руководство. В июле 1914 Мастер лейпцигской ложи предложил Полю выйти вотставку, в 1915 берлинская ложа сделала попытку отделиться. В конце 1915Топфер, наследник Рутингера в Нюрнберге писал о том, что братья занятыисключительно ритуалами, церемониями и банкетами, поскольку Польрассматривает их в качестве основной задачи Ордена. Эти разногласия достигли апогея к тюрингианскому собранию, проводимомув Готе 8 октября 1916 года, на нем присутствовали братья Тюрингии инекоторых соседних провинций. Берлинские братья потребовали от собравшихся вГоте освободить Поля от занимаемого им поста Канцлера. Оскорбленный такойнеблагодарностью в ответ на его непрестанные усилия по сохранению Ордена.Поль немедленно объявил себя Канцлером отделившегося Gennanennorden WalvaterСвященной Чаши, оппозиционной по отношению к ложам Силезии (Бреслау),Гамбурга, Берлина и Остерланда (Гера). Поддержали Поля в Берлине Фрииз иБраунлих, основавшие новые ложи в самом городе и Гросс-Лихтерфельде.Первоначальный Орден возглавили: генерал-майор Эрвин фон Хаймердингер (род.в 1856) в качестве Канцлера, доктор Генш в качестве Казначея и Вернер Кернер-- Хранитель Родословной Grossippenviahrer, должность вполне отвечающая егогенеалогическим и геральдическим увлечениям. Строгой секретности потребовалиони от всей документации Ордена, а сами решили, что с этого момента будутизвестны лишь анонимно, обозначенные рунами,. Филипп Штауфф иЭберхард фон Брокхузен были также упомянуты как важные должностные лицалояльной части берлинского ордена. Новый взрыв активности берлинского Ордена (его ортодоксальной части)связан с усилиями Филиппа Штауффа. Он родился 26 марта 1876 года, в Мозбахе,работал журналистом, затем начал издавать собственную националистическуюгазету Wegweiser und Wegwarte в Enzisweiler на озере Констанс с 1907. В 1910переехал в Кульмбах, во Франконии, где начал издавать другую газету, но втом же роде. Штауфф намеревался создать организацию vцlkisch авторов иосуществил это желание в конце 1910, после того как заручился поддержкой уболее чем ста известных националистических, расистских и антисемитскихписателей, среди них были: Адольф Бартельс, Людвиг Вильзер, Иоханнес Геринг,Ланц фон Либенфельс. В начале 1912 Штауфф перебрался в Берлин и продолжилтам свою издательскую деятельность. Он опубликовал справочник современныхпангерманских и антисемитских групп (1912) и от имени Генриха Крэгера вместес Альфредом Брюннером, основавшим Deutsch-Sozialistische Partei в 1918,выпустил Semi-Gotha и Semi-Allianen, генеалогический указатель, имеющийцелью опознание евреев в среде немецкой аристократии. Этим проектом он несобирался компрометировать аристократию, но только способствовать процессу"очищения" -- столь естественное понятие для антисемитской психологии.Указатель выходил сериями между 1912 и 1914 годами, Штауфф был привлечен ксуду. Указатель Semi-Kirschner, созданный по образцу Немецкого ЛитературногоКалендаря Киршнера, перечислял общественно активных евреев, известныхписателей, актеров, банкиров, военнослужащих, врачей и юристов, также вызвалбурю корреспонденций, весь 1914 год на Штауффа обрушивались отрицания игневные протесты. В 1910 году в Кульмбахе Штауфф стал членом Общества Листа, быстро иестественно вошел в ближайшее окружение Мастера. Он был среди паломников,отправившихся в июне 1911 г. в Вену для участия в торжествах НАО и посещенияарманистских центров. В 1912 Штауфф вошел в комитет Общества и стал одним изего щедрых патронов. Его эзотерический трактат "Руны домов" (1912 соединялтезис Листа об арманистских реликтах с утверждением о том, что древняяруническая мудрость сохранилась в геометрических конфигурациях бревенчатыхдомов, которые строят по всей Германии. В начале 1913 Штауфф участвовал вспиритических сеансах, вызывая духов давно умерших королей-священников.Существуют документальные свидетельства, подтверждающие близость Штауффа кONT перед войной. После раскола 1916в делах Ордена царил беспорядок. Поль сохранил у себяпечати и бланки старого Ордена и поэтому мог выпускать циркулярные письма ибюллетени от имени "подлинного" Ордена -- практика, которая всехокончательно запутала. Члены обоих Орденом теперь убедились в том, что Орденраспался, так велик был беспорядок. Вернер Кернер, служивший кавалерийскимкапитаном с 1915 года во Франции писал Листу в январе 19170 том, чтоGermanennorden начинает разлагаться. Несмотря на авторитетные циркуляры,рассылаемые во всех направлениях, должностные лица уже плохо представлялисебе действительное положение дел в Ордене. После перемирия в ноябре 1918 года братья старого Germanennordenзанялись его восстановлением. Великий Мастер, Эберхард фон Брокхузен(1869-1939), одновременно являлся крупным бранденбургским землевладельцем ищедрым патроном Общества Листа. Но в это время он был очень занят мятежамипольских наемных рабочих в своих поместьях и возмущался хаосом в управленииОрдена, связанным с отсутствием всяческих законов. В начале 1919 Эрвин фонХаймердингер попросил его сложить полномочия. В начале марта Штауффинформировал Брокхузена о том, что его отставка принята, но Брокхузен неуходил от дел, летом потребовал конституционной реформы Ордена, а Штауфф


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: