Герберт Рейхштайн и ариософия

Когда Ланц фон Либенфельс впервые изобрел термин "ариософия" в 1915, онуже был хорошо знаком с современным оккультизмом. Астрология, как онаразвивалась до Первой Мировой войны и во время нее, репринты пророчествНострадамуса, работы, посвященные предчувствию, телепатии, психическиеисследования, -- все это обеспечило Ланца компендиумом современныхоккультных наук. После войны Ланц погрузился в изучение астрологии, чтонашло выход в его Praktisch -- empirisches Handbuch der arrosophischenAstrologie завершенных в августе 1923. Найдя нового издателя в октябре 1925,Ланц написал формальное изложение своей доктрины. Он подчеркнул такиеосновные положения ариософии как вера в квазимонистическую "панпсихическую"энергию, совпадающую в своем существе с Богом; эта энергия одушевляет весьуниверсум, но наиболее совершенное выражение находит в светловолосых иголубоглазых арийцах. Он несколько раз повторил уже известный тезис о том,что все культурные достижения мира состоялись благодаря арийской природе.Основным делом ариософии Ланц называл изучение различий между "белыми" и"черными", одновременно настаивая на важности таких основных наук какхиромантия, астрология, геральдика, науки о временных периодах, изученияимен и некоторых форм каббализма. Он утверждал, что геральдические знаки иимена служили видимыми и слышимыми иероглифами, в которых основателиарийского рода записывали историю и судьбу своих фамилий. Хиромантия иастрология выступали также наиболее адекватными средствами познания арийскойдуши. Поддержка Ланцем оккультных наук, особенно хиромантии и каббализмаимен, была значима по двум причинам. Во-первых, она указывала на егодружеское сотрудничество с кругом расистских характерологов,группировавшихся вокруг издателя Герберта Рейхштайна с 1925 по 1929, когдаон уже не посвящал все свое время Ordo Novi Templi; во-вторых Ланцу былполезен этот контакт, поскольку он собрал новые материалы для своей доктриныблагодаря расцветающему после войны оккультному движению; появлялись новыеспециальные исследования по астрологии, графологии, хиромантии и йоге,толкованию снов и различным формам духовного режима, способствующегоздоровью и личному счастью. Значимыми фигурами в этой среде были ГуставМейринк, Франц Спунда, Пери Шу -- они писали романы на оккультные темы;более широкий круг авторов занимался специальными исследованиями наоккультные темы. Издательство Иоханнеса Баума в Пфуллингене в рамках своейсерии "Новая мысль" отвело особое место таким исследованиям: между 1920 и1925 годами Баум начал выпускать, по меньшей мере, четыре книжных серии,популяризирующих такие предметы как гомеопатия, медитация, дыхательнаягимнастика, йога, эзотерическое христианство и восточные религии; авторамиэтих работ были Карл Отто Шмидт, Георг Ломер, Вилли АдельманХуттула, ГансГаниг, Генрих Юргенс и другие. Таким образом, если количество, вес и влияниевыходящих в это время теософских журналов и книг объединить с продукциейБаума, будет ясно, что в первые годы военного поражения и внутреннегокризиса урожай немецкой оккультной литературы был чрезвычайно богат. Средиразнообразных идеологических субкультур ариософия занимала особое место,поскольку была тесно связана с тревогами и внутренней разорванностью людейэтой эпохи. Особый вклад Герберта Рейхштайна в эту субкультуру лучше всего можнопонять, рассказав о его коллегах. Исторические корни его движения уходят кберлинской группе оккультистов, возникшей около 1920 года. Основнымифигурами этой группы были: Эрнст ИссбернерХалдан, хиромант; Фроди ИнголфсонВерман, астролог; Роберт X. Бротц, графолог, и Вильгельм Вульф, астролог, ккоторому в последние недели войны Генрих Гиммлер приходил для консультации.По предложению Иссбернер-Халдан компания носила название "Круг свастики".Верман был горячим поклонником размышлений Листа о древних немецкихкоролях-священниках. Он родился 6 февраля 1889 года. Войну прошелартиллерийским капитаном. Считался экспертом по древней нордической историии рунологии, также занимался астрологией, нумерологией и кармическимучением. Другие сообщения говорят о его страстной приверженности делу народаи желании спасти героических арийцев через искоренение низших рас. Впервыепознакомившись с теориями Ланца после войны, он и в 20-е гг. прилежнозанимаются изучением мистических и оккультных текстов. Вместе с тем, имеетсянесимпатичная запись о его ранних оккультных штудиях. Его первая публикация,"Влияние Солнца в двенадцати домах Зодиака", (1923) представляла собойплагиат неизвестного английского текста, который Иссбернер-Халдан перевелдля него. С Рейхштайном Верман впервые сотрудничал в конце 1925 года, инаписал два выпуска его книжной серии Ariosophische Bibliothek в 1926 году. История жизни Иссбернер-Халдана более доступна, чем история Верман,поскольку первый оставил автобиографию. В соответствии с нейИссбернер-Халдан родился II июня 1886 в Кольберге на Балтийском море.Интерес к хиромантии возник у него еще в детстве, когда старший брат подарилему книгу на эту тему. В 1900 году он поступил учеником в одну из фирмКольберга, где оставался до восемнадцати лет. После краткого периода военнойслужбы работал у своего дядюшки в Берлине на табачном производстве,впоследствии руководил целой отраслью фирмы в Тюрингии. Летом 1910Иссбернер-Халдан осуществил свою заветную мечту: эмигрировать в Австралию.Ему хотелось покинуть пределы Германии, он презирал ее культуру заограниченность, филистерство и милитаризм. Повествование о его путешествиииз Бремерхэвена через Суэц и Коломбо выполнено в стиле Bildungsroman:молодой эмигрант встречает несколько интересных собеседников, исповедующихантисемитские и расистские идеи. Парагини, скульптор из Генуи, говорил ему оважности расовых черт для искусства и отрицал саму возможность творческойспособности у евреев. Д-р Джэфферсен, шотландец, был представлен какастролог, увлекающийся творчеством Ланца: М-р Хевальту другой бритт, такжебыл хорошо знаком с неоманихейским расизмом Ланца и обнаружил подробноезнание сексологии и различных направлений оккультизма. На ЦейлонеИссбернер-Халдан имел возможность беседовать с индийскими предсказателямисудьбы и наблюдать подвиги старого факира. Благодаря всем этим встречам иприключениям Иссбернер-Халдан постепенно пришел к осознанию значимостирасизма и оккультизма и возобновил свои занятия хиромантией. С осени 1910 вплоть до начала 1912 Иссбернер-Халдан работал наразличных фермах в малонаселенных уголках Нового Южного Уэльса и ЮжнойАвстралии, а затем отправился в Южную Америку. В Рио-де-Жанейро он обратилвнимание на бордели, в которых работало множество девушек с явными арийскимичертами, это послужило ему доказательством мирового заговора евреев,стремящихся испортить юных девушек высшей расы. Поднимаясь по Амазонке вМанаос, Иссбернер-Халдан написал диссертацию по хиромантии, за которуюполучил звание профессора honoris causa от никому не известного и возможновымышленного университета. Во время поездки в Перу, он странствовал по Андами испытал там мистический транс, причастившись таинствам и более высшемусмыслу человеческого существования: он также получил эзотерическиенаставления от Девасвара Ламы, странствующего персидского святого.Вернувшись в Австралию, он вновь приступил к работе на фермах Квинсленда довесны 1914, когда решил отправиться через Германию в Соединенные Штаты. Онпрервал свое путешествие в Коломбо для того, чтобы посетить священный городБенарес. Здесь он встретил йога, называвшего себя Рамаширо, объяснившего емутеорию человеческой ауры; кроме того йог заклинаниями вызвал серию видений,показавших сцены из прежних жизней Иссбернера-Халдана, во время античности ив Средневековье. По приезде в Германию в июле 1914 Иссбернер-Халдан намеревался посетитьродственников и отправиться в Соединенные Штаты. Но началась война и он былинтернирован как австралийский гражданин; следующие четыре года он провел взаключении в лагерях Хассенберга, Хольсминдена и Рухлебена. Освободившись вноябре 1918, он обосновался в Берлине и открыл хиромантическую практику.Здесь он встретил своих новых коллег. Хотя он все еще мечтал о созданиирасистской утопии в Квинслэнде или в Калифорнии, оставался все же в Берлинеи в 1921 году опубликовал свой первый текст по хиромантии. В 1926 году онначал издавать журнал "Хиромантия", рекламируемый как официальный органАссоциация Хиромантов Германии. С Рейхштайном он впервые познакомился вконце 1925, в конце 1929 его журнал был поглощен журналом Рейхштайна. Вначале 1927 после встреч с Ланцем в Вене или в Будапеште, Иссбернер-Халданвступает в ONT; затем открывает расистскую коммуну, Swastika-Heim, околоАрконы, на острове Руген -- коммуна имела статус дома ONT. Герберт Рейхштайн, ответственный за соединение этих и других персонажейв своем журнале и характерологическом институте, родился 25 января 1892 годав Наупап в Силезии; о его юности почти ничего не известно. В октябре 1925его приблизил к себе Ланц и предложил стать его издателем. Рейхштайнсогласился и одновременно объявил себя директором DeutscheArbeitsgemeinschaft hir Menschenkenntnis und Menschenschicksal, основанногов Oestrich im Rheingau. Он замысливал эту ассоциацию как возможностьвзаимопомощи и сотрудничества для всех оккультистов, занимающихсяхарактерологическими и предсказательными науками в расистском контексте,сюда входили астрология, графология, френология, "психо-физиогномия",хиромантия. Органом этой ассоциации был его же Zeitschrift fьrMenschenkenntnis und Menschenschicksal, публиковавший различные статьи ивместе с тем объявления о частных практиках оккультистов. Во вступительной статье Рейхштайн объяснял цели его ассоциации.Указывая на хаос, вызванный войной и политическими переворотами, он говорило необходимости хорошо обоснованной науки о человеческом характере, чтобыиндивиды могли лучше подготовиться к своей судьбе и научиться улучшать своюучасть. Рейхштайн отвергал незначительные формы предсказаний и отстаивалважность тех наук, которые работают над определением собственного характераиндивида и характера других, поскольку это единственный способ полученияинформации о возможном исходе человеческих поступков в крайне сложномсовременном мире, требующем от индивида все больше и больше значимыхрешений. Весь проект опирался на расистское мировоззрение, члены ассоциациисчитали себя арийцами и связывали себя обещанием блюсти арийскую чистоту.Рейхштайн, таким образом, был весьма привлекателен для тех, когонеопределенность и хаос заставляли искать оккультный путь к решениюсобственных проблем и к достижению успеха как в личном, так и в деловомсмысле. В лице Рейхштайна ариософия получила прививку расистского канона ккорпусу мантических знаний, а потребность в этой прививке в послевоенныегоды была весьма велика. В первом выпуске журнала, датируемого октябрем 1925, Рейхштайн объявило том, что в его журнале будут сотрудничать такие выдающиеся оккультисты какИссбернер-Халдан, Ланц фон Либенфельс, Вильгельм Вулф и G. W. Suria. Вдекабре 1925 он начал издавать книжную серию, Ariosophische Bibliothek,здесь публиковались работы Ланца в очень широком диапазоне от астрологии догеральдики; тот же тип "практической самореализации" предлагался ичитателям" В указателе первого номера можно было найти имена ФродиИнголфсона Вермана, Герберта Герстнера и Рейнгольда Эбертина, астролога,вступившего в ассоциацию. Второй номер журнала вышел в феврале 1926 какZeitschrift fьr Menschenkenntnis und Schicksalsforschung, тогда какмногословное название института было сменено на Ариософское Общество, длятого, чтобы подчеркнуть заботу арийских оккультных наук о конкретной выгодеарийцев. Тем временем Общество переместилось в Дюссельдорф -- Unterrafti. В1926 году в журнале появились другие сотрудники: Роберт Т. Бротц, Карл Керн,Вальтер Хорст, Теодор Цепль, Детлеф Шмуде, Г. Энгельгардит, Фрайхер Штромерфон Рейхенбах, величина в оккультных кругах, человек, изобретший собственнуюнауку историономию, Принц Макс фон Ловенштайн, Эдмунд фон Векус и ЭрнстТьеде. К концу 1927 к ним присоединились венгерские знакомые Ланца -- ПаульХорн и Вильгельм Torday von Szьgy. В 1928 году Рейхштайн заручился согласием двух других ученых, обазаслуживают подробного представления. Грегор Шварц-Бостунич -- русскийэмигрант, лично участвовал в революции, что привело его к радикальнымантибольшевистским убеждениям и неколебимой вере в мировой заговор евреев.Родившись 1 декабря 1883 в Киеве, Григорий Бостунич имел смешанноепроисхождение: отец происходил из аристократической рижской семьи, родителиматери были родом из Сербии и Баварии. Благодаря родственникам матери, юныйБостунич регулярно бывал в Германии. В 1908 в Киеве он получил образованиеюриста, после чего обратился к литературе, интерес к которой он обнаружил встуденчестве. В 1910 он выпустил собственную газету, Der Sьd kopeken,выходившую ежедневно тиражом в 100 000 экземпляров вплоть до 1914 года. Втом же году он стал профессором истории литературы и театра в институтеЛысенко, впоследствии возглавлял Железнодорожный Театр в Киеве. Военныйкризис России и революция обозначили конец его академической и литературнойкарьеры. Яростный противник красных, Бостунич вел активнуюантибольшевистскую агитацию в городах, захваченных генералами Деникиным иВрангелем. В результате этой деятельности он усвоил идею заговора евреев,масонов и большевиков и его программы, записанной в Протоколах сионскихмудрецов. В 1920 Бостунич был заочно приговорен большевиками к смерти, ноему удалось бежать в Болгарию. Покинув родную страну, Бостунич утратил почву под ногами и искал новыхценностей, которые могли бы поддержать его. Этот поиск привел его коккультизму. Он рассказывал о встрече со своим первым учителем потрансцендентальным предметам на Кавказе 1917/1918, а также о своем общении сболгарскими теософами в 1920. Джеймс Вебб утверждает, что кавказскимучителем по всей вероятности был Гурджиев, а болгарские теософы в то времясосредотачивались вокруг Мастера Петра Дейнова, соединявшего эзотерическийрасизм Блаватской с образами славянского мессианизма. После неудачнойпопытки вернуться в Россию в октябре 1920 Бостунич поселился в Белграде.Следующие два года он путешествовал по Югославии, читал лекции о заговореевреев и масонов раздраженным немецким националистам в бывших австрийскихпровинциях нового государства. Его первая книга, "Франкмасонство и русскаяреволюция", была опубликована в 1922 году в русском издательстве Новый Сад,между 1923 и 1926 годами выдержки из нее появлялись в немецкихнационалистических и правых журналах. В августе 1922 Бостунич эмигрировал вГерманию, где снова занялся чтением лекций о теории заговора. В соответствиис его оценкой послевоенного мира, все нежелательные изменения в нем ицаривший хаос, нужно было связать со злобными происками евреев, масонов ибольшевиков. Но его интерес к оккультизму при этом не уменьшался. В 1923 онстал страстным антропософом, в 1929 обвинял движение Рудольфа Штайнера запособничество силам заговора. Такое полное изменение взглядов, возможно,было связано с его манихейским и оккультным видением истории. Поскольку в1924 году он натурализовался как немецкий гражданин, он изменил имя наШварц-Бостунич. С Рейхштайном впервые встретился в Дюссельдорфе зимой 1926.Рейхштайн быстро оценил переполнявшее того чувство миссии и пригласил егосотрудничать с Ариософским Обществом. В феврале 1928 на него ссылались какна специалиста по взаимоотношениям русской и немецкой души и высоко цениликак эксперта по проблемам тайных, сверхнациональных организаций. Помимо участия в ариософском движении, ШварцБостунич был очень активенв нацистских политических кругах. В 1920-х гг. он работал на новое агентствоWeltdienst Альфреда Розенберга, а после этого выразил чувства преданностивозникающей организации СС. Несмотря на возраст, болезни и сердечнуюслабость, ШварцБостунич был определен к службе на новую Германию в рамках,дозволенных ему здоровьем. Он много путешествовал по Германии (а позже -- ипо оккупированным странам) с лекциями о франкмасонах, еврействе и прочихврагах нацизма; он хотел также передать предполагаемому институту по теориизаговора свою библиотеку, насчитывающую до 40 000 томов на этот предмет. Вего письмах Гиммлеру в 30-е гг. -- фанатическая преданность германскойрасовой миссии и лично патрону СС. По причине своих не вполне ортодоксальныхидей, он всегда воздерживался от чтения лекций в форме, но зато в 1942 годуподписывался как почетный профессор СС. В начале 1944 он и его жена былиэвакуированы из Берлина в Шлосс Гнейзенау в Ризенгебирге в Силезии в целяхобеспечения их безопасности. Годом позже Шварц-Бостунич получил званиештандартенфюрера СС (полковник) по личной рекомендации Гиммлера. Такимобразом, его политическая карьера представляет собой сложный путь отантисемитизма в предреволюционной России до искреннего отождествления себя снацистской Германией. Другим сотрудником, которого Рейхштайн завербовал для АриософскогоОбщества в 1928 году, был Рудольф Джон Горслебен. С января 1927 журналГорслебена носил название Arische Freiheit; в январе 1928 он объединился сжурналом Рейхштайна по характерологии и начал называться Zeitschrift fьrGeistes und Wissenschiftsreform. Об особом направлении оккультизма,отыскивающем арийские символы в мире природы и культуры, свидетельствуютназвания его статей этого года: "Arische Schan ist Urschau", "Derradioactive Mensch", "Beitrag zur Christomythe, Hag-All-Rune undCheopspyramide, "RunenRaunen-Rechten-Rat". В этом отношении Горслебен былближе- листовской традиции, чем сам Рейхштайн. Но сотрудничество между нимиоказалось кратковременным и Горслебен предпочел независимое изданиесобственного журнала в 1929. Свои оккультные занятия он завершил шедевромHoch-Zeit der Mensch-heit (1930) и умер сравнительно, молодым 23 августа1930. В конце 1920-х он, в качестве брата Риг вступил в ONT, общинуШтауфена. Как утверждал, Рейхштайн в начале 1926 года, Ариософское Общество былосоздано для того, чтобы предоставить данные характерологических имантических наук в распоряжение целиком заслуживающих этого арийцев и темсамым внести начала определенности и устойчивости в послевоенный мирГермании. В августе 1928 был опубликован документ, подчеркивающий особыйстатус ариософских характерологов -- они выступали в качестве наследниковиерофантической традиции Armanenschaft. В Пфорцхайме, где Рейхштайннаходился в то время, был провозглашен Neue Kalandsgesellschaft (NKG). Новоеназвание ассоциации позволило ее членам ощутить приближение к листовскойинтонации. Задачей этой организации, в соответствии с Верманом иРейхштайном, было "осмысление воли древних германских посвященных,королей-священников или Armenen -- в наше время". Длинный листпредполагаемых сотрудников включал в себя новые имена: Франц Фридрих фонХохберг, профессор Мораве, певец Шварц, Конрад Дуензинг, Герман Виланд,Vцlkisch историк Атлантиды. Были объявлены лекционные курсы NKG напредстоящую зиму: Верман предполагал читать по кармической астрологии иариософии; Грегор Шварц-Бостунич -- по проблемам франкмасонства ибольшевизма; Иссбернер-Халдан -- по хиромантии и йоге (в июне 1928 онопубликовал справочник); Роберт Бротц -- по графологии; Герберт Рейхштайн --по ариософии, астрологии и каббализму имен. Последняя дисциплина опираласьна иудейское представление о соответствиях между буквами и числами, хотя иимела очень простую, популярную форму: сумма нумерических эквивалентов буквв личном имени предположительно содержала в себе информацию о природе исудьбе этого человека. Интеллектуальное лидерство в NKG продолжалопринадлежать Ланцу фон Либенфельсу, а он поддерживал и "ариомантические"исследования Гвидо фон Листа, и Эрнста Иссбернера-Халдана, и БенитоМуссолини. В годы с 1929 по 1931 NKG занималась распространением ариософских идейво многих немецких городах посредством лекций и митингов. С большимэнтузиазмом сообщалось о праздновании Рождества группой в Гейдельберге 29декабря 1928, а в январе 1929 в Штутгарте возникла новая секция NKG, ееучреждение сопровождалось лекцией Рейхштайна, очень тепло встреченной. Вмарте 1929 было объявлено о новой программе лекционных туров с визитами вКарлсруэ, Дрезден, Эрфурт, Магдебург, Вену и Будапешт. Летом Рейхштайн свелзнакомство с Гретой Штайнхофф, которая могла "читать" характер человека поего имени, "медиумическим" способом в противоположность каббалистическимпроцедурам Рейхштайна. После этой встречи Грета Штайнхофф также былазачислена в штат лекторов NKG. В ноябре она и Рейхштайн планировалисовместный лекционный тур по городам Кельн, Кассель, Маннгейм, Майнц,Нюрнберг, Ансбах, Мюнхен, Вена. Другая группа характерологов Дрездена,Zirkel fьr praktische Menschenkenntnis, под руководством Георга Рихтера,оккультного автора, занимающегося лечением магнетизмом и телепатией,объявила о своем соединении с NKG в ноябре 1929. Эта группа регулярнособиралась на протяжении всей зимы и в течение всего 1930 года: средиокружавших ее людей были Альфред Рихтер, специалист по травам и КуртГартман, торговец книгами, занимавшийся распространением журнала Рейхштайнав Северной и Восточной Германии. К концу 1929 года внутренние напряжения в группе Рейхштайна взорвалисьотставкой Фроди Инголфсона Вермана. Знаки близящегося разрыва нарастали сянваря 1929, когда Верман переехав в Пфорцхайм из Берлина, возглавилруководство журналом. Затем, когда в феврале он вошел в руководство NKG,появились жалобы на его непрактичность и властный стиль управления, -- всеэто указывало на напряженность в его отношениях с Рейхштайном и возможноповело к его удалению из издательства в августе 1929 года. Возможно также,что Верман был излишне воодушевлен популярностью своегобестселлера-справочника Dein Schicksal (1929), для того, чтобы серьезнозаниматься частной практикой. Неприязнь между Рейхштайном и Верманомсопровождалась обвинениями со стороны Иссбернера-Халдана, что ускорилобыстрое отчуждение Вермана от своих бывших друзей в 1930-е гг. Вермац целиком ушел в правую революционную деятельность, сноваоказавшись на военной службе как "солдат передовой" и организовал вПфорцхайме отделение национал-социалистического Sturmabteilung (SA).Несмотря на то, что между 1918и 1923 и затем вновь после экономическогокраха 1929 всех охватил боевой дух военного пиратства, Верман продолжалзаниматься оккультизмом. Эту необычную идеологическую смесь обнаружил егособственный журнал Der Wehrmann, (1930-1933), в котором такие вещи какдуховная жизнь готов, немецкий мистицизм и евгеника рассматривались втерминах фронтовой борьбы. Поскольку раннее творчество Вермана включало всебя доктрину о золотом веке и призывало к уничтожению всех расовыхменьшинств и установлению Великой Германской Империи, он может бытьрассмотрен как один из расовых оккультистов, от литературной апокалиптикиперешедших к военной деятельности. Верман оставался в Пфорцхайме и во времявоздушных налетов в феврале 1945, потерял там все. Сам подхватил пневмонию иумер от нее в Кальве 19 апреля 1945 года. В апреле 1931 Рейхштайн перевел свое издательство из Пфорцхайма вПрессбаум в Винервальде. В это время он опубликовал новое обращение, вкотором предлагалось всем ариософским настроенным группировкам и отдельнымлицам объединиться в Ariosophische Kulturzeutrale (AKZ), фактически --другое название его собственной группы. Он утверждал, что в этот союз ужевходят берлинская группа под руководством Карла Керна; мюнхенская подруководством Вильгельма фон Арбтера; дрезденская -- под руководством ГеоргаРихтера; лейпцигекая -- под руководством Людвига Готца; венская -- под егособственным руководством. Из Прессбаума Рейхштайн установил личные контактыс австрийскими представителями ONT в Вене. В июне 1931 в AKZ была открытаАриософская школа (теперь Пфальцауэрштрассе, 97). Она рекламировалась какуютный пансион, построенный в здоровых и красивых окрестностях Винервальда сутренними духовными и физическими упражнениями по ариософским принципам.Рейхштайн читал лекции о каббалистике имен, тогда как гости от Карла Керна,Иссбернер-Халдан и Альфред Джудт, специалист по биоритмам, ожидались к концулета. Сам Керн незадолго до этого отличился тем, что опубликовал Handbuchder Ariosophie (1932) и репринт классического труда по характерологииИоханна Преториуса "Человек и характер" (1703). После этого первогоуспешного сезона, Ариософская школа вновь открылась в мае 1932. Послеторжественной встречи шестидесятилетнего юбилея Ланца фон Либенфельса, 8 мая1932, с музыкой, торжественными чтениями и ариософскими псалмами, началиськурсы по каббалистике имен, руническому оккультизму, йоге, дыхательнойгимнастике и руническим упражнениям. Последней специальностью школа былаобязана писателю и публицисту Фридриху Бернарду Марби, который с 1924 годаиздавал свой астролого-ариософский журнал Der eigene Weg. Марби полагал, чтоиндивид может расположить к себе благоприятные космические силы,систематически принимая позы, соответствующие форме рунических знаков. Журнал Рейхштайна отражал широкий интерес многих слоев немецкого иавстрийского общества ко всем видам лечебной помощи, расслаблению,восстановлению, техникам самореализации. Существовала также заметнаятенденция актуализации некоторых современных пограничных наук и соединенияих с оккультными формами знания, если такой эклектизм мог помочь удержатькакие-то элементы доктрины: так, Рейхштайн неизменно защищал теорию"пространственных энергий" Карла Шаппелера, открытия Френцольфа Шмида,касающиеся лечебных свойств некоторых неопознанных лучей и лечебные методынетрадиционной медицины. Эксцентрические космологические теории такженаходили себе применение, доказательством может послужить номер, посвященныйТеории Мирового Холода Ганса Хорбигера и восторженный отчет Ланца о работеКарла Ньюперта Die Umwдlzung, die.Erde-des All (1930), в которой излагаласьТеория Полой Земли; она предполагала, что поверхность земли являетсявогнутой, а наблюдаемое пространство внутри этой полой сферы образует собойвесь универсум. Эта готовность принимать на веру любые глубокомысленные ипричудливые построения говорит прежде всего о стремлении к идеологическомусоюзу среди различных направлений оккультной и иррационалистической мысли. После экономического краха 1929 Рейхштайн и его круг началиприсматриваться к удачам нацистской партии. Ланц первым выразил уважениефашистскому движению, установившему правые режимы в Испании, Италии иВенгрии, начиная с 1925. В начале 1930 Рейхштайн опубликовалкаббалистические гороскопы для Германской Республики, Адольфа Гитлера инационалсоциалистической немецкой рабочей партии (NSDAP). Республикаоказалась во власти "сатурнианских влияний" и "черных магических сил", апредстоящий год должен был принести огромный успех Гитлеру и его партии. Вапреле 1931 он опубликовал апокалиптический номер "Das Dritter Reich!", вкотором в соответствии с оккультным разделением на тело, дух и душунационалсоциалистическая партия отождествлялась с телом, способным статьдвижущим началом для духа и души ариософской культуры. Глубокомысленноеразделение ролей опиралось на Bibliomystikon Ланца, "Attalantic" тексты,датируемые приблизительно 85 000 до н. э., открытые Френцольфом Шмидом иГеоргом Ломером. Весной 1932 Рейхштайн приветствовал Гитлера как"божественное орудие". Настроение апокалиптического ожидания дало толчок дляцелой серии статей Эрнста Лахмана, пытавшегося предсказать будущее Германиив период от 1930 до 1932 на основе "историономии" Штромера фон Рейхенбаха.После захвата нацистами власти в Германии, Рейхштайн в апреле 1933перебрался в Берлин для того, чтобы "быть в центре национального возрожденияГермании". В столице он и Карл Керн начали публиковать Arische Rundschey,еженедельную газету, ведущую непримиримую борьбу против евреев, Рима ифранкмасонов средствами ариософского расизма и оккультных предсказаний.Затем Рейхштайн издал книжную серию "Мудрость народа" (1934-1935),заключавшую в себе изложение "религии чистой крови". В 1944 Рейхштайн умер,практически незаметно, во Фрейбурге. Основная роль характерологической группы Рейхштайна и его журнала врезультате сводится к распространению ариософских идей среди маленькихкружков в немецких городах. Деятельность эта не прекращалась даже в такназываемые годы стабильности с 1924 по 1929, а достигла пика между 1929 и1933, когда экономическое положение резко ухудшилось, политическая ситуацияполяризовалась. Ариософские лекции существовали в это время на фоне резкогоподъема самой разношерстной среды: ревивалистов, шарлатанов, одержимыхверующих. Рудольф Оден, журналист того времени, описывал всех этихфиглярствующих сектантов, изобретателей и даже алхимиков, составлявших армиюстранствующих проповедников. Они находили себе новых обращенных не толькосреди бедных и невежественных, но и среди промышленников, генералов, бывшихчленов королевской семьи. Сефтон Делмер писал о том, что военное поражениеГермании, инфляция, экономическая лихорадка, затем стабилизация, потокиностранных денег в страну и, наконец, экономический крах, -- все это врезультате создавало атмосферу нереальности, которая всячески способствовалапоявлению касты "людей чуда". Рейхштайновские рекламы сокровенные книг,гороскопов и другие таинственные консультации специальные медицинскиепрепараты, мыло, успокоительные мази, зубная паста, а также егопредупреждения против "шарлатанов" доказывали его принадлежность к такойкасте. Кроме того, круг Рейхштайна постоянно выражал свою признательностьЛанца фон Либенфельсу за то, что благодаря ему, удалось избежатьбессмысленной жизни и депрессии. Ариософия, несомненно, была существеннымэлементом, способствующим облегчению стресса и разочарования среди людей;переживших обман всех ожиданий и девальвацию культурных ценностей впоследние годы Германской Республики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: