Священные руны и Общество Эдды

В 1918 году старый вильгельмовский мир Германии был уничтоженокончательно. Война, на которую ушло четыре года, теперь казаласьбесполезным жертвованием жизней, близких людей, юношеских надежд истремлений и просто денег. Шок военного поражения был особенно неожиданенввиду недавних успехов на Западном фронте и поражения России. Внезапноезаключение мира подтверждало легенду об "ударе в спину" и о заговоресоциалистов и евреев, предавших армии, находящиеся на фронтах. Тяжелыеусловия Версальского мира тяжелым бременем легли на истощенную и измученнуюстрану: пришлось уступить бывшие территории Третьего Рейха, выплачиватьзначительные репарации деньгами и промышленной продукцией; присутствиеиностранных войск в стране довершило унижение нации. Кайзер и правящиепринцы отреклись, их место заняли неизвестные политики, приступившие ксозданию парламентской демократии; все относились к ним как к ставленникампобедителей и прочих врагов. Между 1918 и 1923 годами Германию потрясалиместные восстания и гражданская война, попытки отдельных переворотов иперестрелки на границах с Польшей, разрушительная внутренняя инфляция. Хаосновой Республики контрастировал с имперским великолепием и пышностьюпредвоенной эры. Германия страдала от политических и культурных травм,мучительно пытаясь приспособиться к своим новым обстоятельствам. Эта плачевная ситуация естественным образом способствовалавозникновению идеологий, связанных с реставрацией безмятежного прошлого илипо меньшей мере с устранением условий, ответственных за глубину паденияГермании. Незначительное меньшинство монархистов прилагало усилия квозвращению изгнанного Кайзера, но большинство новых правых склонялось крадикальному разрыву со Вторым Рейхом. Апокалиптическая поэзия националистоввозлагала надежды на возникающие повсюду Союзы и vцlkisch группы, готовыеразвязать борьбу против евреев, коммунистов и франкмасонов.Националистические революционеры, объятые романтическим духом флибустьероввступали в Свободные Корпуса, и независимые армии, сражавшиеся в Балтийскихгосударствах, против поляков и против коммунистов в самой Германии. Другиенеоконсерваторы размышляли над необходимостью нового феодального порядка,корпоративного государства или Третьего Рейха. Молодежное движение такжебыло затронуто этим процессом. Молодые люди собирались в группы,объединявшие их чувством исключительного мужского сообщества, ихатлетического совершенства и романтического национализма. Новую поддержку на визионерских окраинах послевоенного vцlkischдвижения получили оккультнонационалистические идеи Гвидо фон Листа. Восновном это было делом старых его сторонников, нашедших для себя новыеаудитории. Эллегаард Эллербек, страстный поклонник Листа, начал резкуюантиреспубликанскую кампанию, характеризующуюся поразительным разнообразиемгностических, теософских и антисемитских идей: он поносил Союзников, осуждалматериализм и превозносил немцев до божественного статуса. В своихVersailler Visionen (1919) он описывает тонкую ауру, сопутствующую каждой изевропейских наций и выступающую функцией ее духовного характера; работазавершается страстным "оккультно-арманистским" призывом, обращенным ксогражданам: "Да знаете ли вы, что вы -- боги?" В следующем году он издаетроман, озаглавленный Sonne Sonnings Sцhne auf Sonnensee) (1920), в которомсимволы солнечных религий смешались с vцlkisch утопиями и в приложении ккоторому были опубликованы четыре письма от Гвидо фон Листа. Эллербек читаллекции по всей Германии, провозглашая немцев наследниками крови древнихязыческих богов и писал антисемитские статьи с мистическим оттенком длягазеты Дитриха Эккарта Auf gut deutsh. В этот революционный период еговоображение было одновременно апокалиптично и катастрофично. Однажды онзаявил, что фриз дома Вальтера Ратенау, министра иностранных дел новойРеспублики, изображает казнь всех ныне правящих властителей, и тем обратилна себя внимание публики, поскольку еврейский политический деятельдействительно был убит вскоре после этого. Об Эллербеке вспоминал дажеАльфред Розенберг в своем тюремном дневнике, когда ждал исполнения приговорав Нюрнберге, в 1946. Общество Листа продолжало существовать на новых штабквартирах вБерлине, под энергичным руководством Филиппа Штауффа, первого немецкогоученика старого мастера. Из своего дома на Мольткештрассе 46а вБерлинЛихтерфельде Штауфф выпускал новые издания АриоГерманских исследованийЛиста (1920-1922). 17 июля 1923 он совершил самоубийство и его вдова БертаШтауфф взяла на себя управление издательством; Общество продолжало служитьместом встреч и общения вступивших в него перед войной, членовGennanennorden и новичков, появившихся в 1920-е. Тарнхари бывал в домеШтауффа, как свидетельствует об этом Гюнтер Киршхоф, оккультист,занимающийся генеалогией. Эберхардфон Брокхузен, Великий МастерGermanennorden, работал как Президент Общества вплоть до своей смерти вмарте 1939. Политическое влияние Общества Листа было весьма ограниченным,оно служило в основном для общения между кругом Штауффа и их Vцlkischсоратниками в Берлине. Тем более очевиден значительный вклад вконтрреволюционное движение (послевоенный Мюнхен) со стороны Germanennordenи Общества Туле. В то время как названные персонажи занимались распространениемтрадиционного арманизма Листа, Рудольф Йохан Горслебен (1883-1930) положилначало новому арийскому оккультному движению. На основании рун, оккультныхнаук и Эдды Горслебен создал оригинальную расистскую религию-мистерию,которая вновь возвращалась к магическому наследству арийцев и оправдывала ихдуховное и политическое превосходство. Родившись 16 марта 1883 в Метце,Горслебен воспитывался в Эльзас-Лоррэне. В 1871 эту французскую провинциюаннексировал Немецкий Рейх, после победы во Франко-Прусской войне. Жителиэтой области говорили на немецком диалекте и колебались в политическомвыборе между Берлином и Парижем, что подтверждает рост пангерманизма в1890-е гг. В этой пограничной полосе Горслебен очень рано познакомился снационализмом; будучи подлинным немецким патриотом, он чрезвычайно гордилсясвоей родословной, восходящей к аристократической фамилии XIV века изТюрингии. О его юности известно немного, за исключением того, что передПервой Мировой войной он бывал в Мюнхене. Сначала он готовил себя ктеатральной карьере, поскольку его пьеса, под названием Der Rastaquдr (1913)имела одно время успех в городе. Но затем обратился к журналистике и начализдавать журнал, посвященный пангерманистским и националистическим идеямAllgemeine Flugtlдtter-Deutscher Nation. Когда началась война, Горслебенпоступил в Баварский полк и два года сражался на Западном фронте. Затем былпереведен в Германский союз и воевал против турецкой армии в Аравии, дралсяс племенами бедуинов и их британскими сторонниками в Палестине. Он заслужилзвание лейтенанта и двенадцать военных наград. Во время войны он велдневник, выдержки из которого, посвященные аравийской кампании, позже былиопубликованы. Но и в этом раннем творчестве отразился его сильный интерес кмифологии и роли немецкой расы в историческом развитии. В конце войны Горслебен вернулся в Мюнхен. Революция еще болееполитизировала его и он вступил в Общество Туле. В апреле 1919 он быларестован коммунистами вместе с Дитрихом Эккартом. Только находчивостьЭккарта, проявленная на допросе, избавила обоих от судьбы других заложниковТуле. 18 декабря 1920 Горслебен прочел для Туле лекцию под названием"Арийский человек". В своем дневнике, описывающем собрания Общества,Иоханнес Геринг писал об оккультных тенденциях сознания Горслебена и опозднейшем расцвете их в зрелой доктрине арийского мистицизма. Спустя двагода Горслебен вновь принимал активное участие в революционной деятельностиправых. В июле 1921 он стал гауляйтером южно-баварского отделениярадикального антисемитского Deutschvцlkischer Schutsund Trutzbund,впоследствии конкурировавшего с только что возникшей нацистской партией. Вдекабре 1921 Горслебен решил порвать с центром лиги в Гамбурге и создалновый союз с Юлиусом Штрайхером -- впоследствии этот человек издавал DesStьrmer под надзором нацистов -- заручившись поддержкой в Регенсбурге иНюрнберге. Горслебен также тесно сотрудничал с Лоренцом Мешем, шефомGermanennorden в Регенсбурге, чьи подопечные Шульц и Тилессен осуществилиубийство Эрцбергера. Впрочем, после бурного периода внутрипартийной борьбы,Горслебен ушел от vцlkisch политиков и посвятил все свое время литературнымзанятиям. Он приступил к грандиозному переводу Эдды, которую рассматривалкак наиболее чистую форму древней арийской религии. В 1920 Горслебен приобрел обанкротившуюся мюнхенскую еженедельнуюгазету Die Ripublic, снабдил ее новым названием Deutsche Freiheit и начализдавать в vцlkisch духе. Его помощниками были: Фридрих Виктль, австрийскийтеоретик мирового заговора масонов и Ганс Ф. К. Гюнтср, расистскийантрополог. Между 1920 и 1925 гг. газета приобрела выраженныйнационалистический характер, ссылаясь по разным поводам на оккультныесвойства арийской расы. С конца 1926 этот наднациональный мистический расизмначал преобладать в журнале -- Горслебен приступил к изложению собственнойверсии арийского оккультизма. В нескольких отношениях его доктрина быласвязана с современным оккультизмом и теософией: метафизическими основаниямидля нее также служили астрология, каббализм и магия; конечной целью былосоздание расово чистого человечества и духовный приоритет арийцев; условиемпервенства было оживление скрытых сил, присущих каждому арийцу, позволяющихему иметь власть над естественным миром; любая механистическая иматериалистическая концепция реальности категорически отвергалась им; и,наконец, она пропагандировала наступление нового века, в котором арийцывернут свое былое великолепие и власть над миром. В поздних работахГорслебена эта доктрина представлена как древняя мудрость арийцев. Егожурнал с этого времени имеет подзаголовок "Monatsschrift fьr arischeGottes-und Weltez Kenntnis" и с 1927 носит новое название Arische freiheit. Расизм Горслебена опирается на социал-дарвинизм и похвалы арийскомутипу. Слово "раса" он производит от rata, старый северный термин, означающий"корень" для того, чтобы доказать, что Бог и раса совпадают. Он утверждал,что арийцы были "сыновьями солнца, сыновьями богов, высшим проявлениемжизни" и описывал их взгляд на мир как героический, поскольку арийцыпожертвовали личной выгодой ради блага мира. Действительно, их призваниембыло завоевание всего мира. Горслебен яростно обрушивался на грубый, убогийи жалкий-современный мир -- печальный результат расовых смешений и льстилчистым (относительно) немцам такими фразами как "Помните, что ваше тело естьхрам Божий. Бог пребывает внутри вас". Он утверждал, что расовое смешениегубительно для партнера, высшего по расе, поскольку эта чистота будетснижена в его потомках; он повторял общее место vцlkisch авторов о том, чтоженщина может "зачать" во время полового акта, даже если оплодотворение кактаковое и не произошло, так что ее последующие отпрыски будут нести на себечерты ее первого любовника. В условиях растущего вырождения наследниковарийской расы, только очень строгая практика сегрегации и евгеническиемероприятия могли остановить неизбежный расовый хаос мира. Но практические проблемы размножения не были главными для Горслебена;он настаивал главным образом на духовном возрождении и оккультномобразовании арийцев. Эзотерический смысл рун был центральной точкой в егопопытках представить магический арийский взгляд на мир и эти идеи резкоотличали его от прочих vцlkisch авторов. Издавна считалось, чтосимволическая ценность рун превышает их фонетическую значимость и роль какзнаков письма: они использовались в практике пророчеств, предсказанийсудьбы, магических заклинаниях и приготовлении амулетов. Горслебен пыталсявосстановить науку о рунах и их магическом использовании. В первую очередь,он рассматривал руны как проводники тонких энергий, одушевляющих универсум ипотому как инструмент, при помощи которого можно влиять на материальный мири ход событий. Руны были звеном, связывающим макрокосм и микрокосм арийскогочеловека, обнаружением Бога в мире. "Руны возникли из первоначальногоотношения между человеческой душой сыновей Бога и мировым духом и они моглибы привести ищущего истину назад, на его космическую родину, к мистическомуединству с Богом". Горслебен иллюстрировал эти неогностические понятиямногочисленными диаграммами, изображающими индивидуальные руны внутридругих, священных; например, он отмечал присутствие hagall руны ()в таких символах и фигурах как гексаграммы, геральдические лилии, магическиеквадраты и пирамиды Хеопса в Египте. Он также разработал оккультное учение окристаллах; в соответствии с ним душу любого человека можно быломедиумически ощутить через особый тип кристалла. Кристаллические типыуказывали на способности и судьбу того или иного субъекта. Горслебенполагал, что кристаллы были ничем иным как пространственной геометрическойпроекцией рун, что лишний раз доказывало их космическое значение. Теории Горсбелена сопровождались большим разнообразием геометрических,нумерологических и этимологических конструкций. Куб был "размонтирован",чтобы продемонстрировать скрывающийся внутри него христианский крест, hagall-- руна -- превращена в различные солнечные символы, слово "кристалл" --произведено от Krist-all, что указывало на атлантическое и арийскоепроисхождение древней религии Krist, впоследствии замещенной новойпроповедью Иисуса. В качестве доказательств существования этойдоисторической религии Krist. Горслебен приводил множество примеровразнообразных крестов античных цивилизаций рассеянных по всему миру и дажесвязывал монограмму Христа () с различными формами hagall -- руны(). О высоко эзотерической природе учения Горслебенасвидетельствует обложка Deutsche Freiheit в декабре 1926, это был второйспециальный выпуск, посвященный арманистской мудрости: тема "От Hag-All кKrist-AII" графически была представлена обычной hagall -- руной, соединеннойс гексаграммой и гексагоном и ее вариантом, наложенным на несколькоконцентрических кругов. Ниже этих оккультных символов располагались слова"Ask" и "Embia", формулы 3х3 и 7+9, а также загадочный вопрос "человеческаяжертва?". В центре страницы был расположен традиционный символ журнала: двесвастики внутри гексаграммы, составленной из двух треугольников, и девиз"Подобное познается подобным". Такая эзотерическая версия древней арийской мудрости имела структурноесходство с идеями Гвидо фон Листа, которого Горслебен часто цитировал суважением. Свой взгляд на арийскую религию Горслебен развивал на материалевпечатляющих Примеров и иллюстраций, которые он заимствовал из научныхтрудов по археологии, этнологии и истории искусства. Работа всей его жизни"Зенит человечества" (1930) описывает былую славу арийского мира и содержитмножество фотографий, схем, диаграмм и карт. Утраченные цивилизацииАтлантлды, мегалиты Европы, археологические находки, орнаменты и барельефы,рунические алфавиты, астрология и математические теоремы, -- все это былонужно ему для того, чтобы доказать факт высокой цивилизации арийцев. Длянего эта мудрость жила во всем разнообразии культурных форм, руническойструктуре домов, в гербах, символах и словах и даже в картине "Меланхолия"Альбрехта Дюрера. Древнюю литературу Исландии, а в особенности Эдду, Горслебенрассматривал как один из "самых богатых источников арийской интеллектуальнойистории". 29 ноября 1925 года он основал арийскую группу под названиемОбщество Эдды; оно было создано в его собственном доме в Dinkelsbuhl --романтический средневековый город Франконии. Члены Общества были попреимуществу писателями и они приняли участие в эклектической реконструкцииарийской религии. Вернер фон Бюлов (1870-1947). Великий Мастер Общества,ушедший на покой чиновник из Западной Пруссии владел отелем Karwendel вМиттенвальде в Верхней Баварии. Он создал "мировые рунические часы", которыепоказывали зависимости восемнадцати рун от цветов, зодиакальных знаков,богов месяцев, чисел, скальдических имен и листовского триединства"рождения", "бытия" и "смерти". Аналогичные идеи он выразил и в своейкороткой работе Der Ewigkeitsgehalt der eddischen Runen und Zahleg (1925).Казначеем Общества был Фридрих Шэфер из Mьhlhausen, его жена принимала вдоме и другую vцlkisch -- оккультную группу, центром которой был Карл МарияВилигут в начале 1930-х. Другие члены Общества Эдды, Мартин Брюкер и АльбертМарк -- автор эзотерической книги о германском национализме -- работали надпонятием прото-языка и принципом параллакса. Также туда входили Карл Нус(Nьse), известный частный учитель; Отто Зигфрид Рейтер, лидер НемецкогоРелигиозного Товарищества и автор многих книг по астрологии, языческойрелигии и Текстов об Эдде; Карл Рейнгольд Петтер, президент панарийской лигив Данциге; и Матильда фон Кемниц, плодовитая vцlkisch -- писательница,возглавившая движение Ludendorff после того как в сентябре 1926 вышла замужза генерала. Горслебен был Канцлером Общества и его журнал DeutscheFreiheit, а затем Arische Freiheit служил официальным органом Общества.После смерти Горслебена, наступившей 23 августа 1930 после длительнойсердечной болезни, Бюлов возглавил издательство, журнал был переименован вHag All All Hag, затем просто в Hagal и издавался в таком виде вплоть до1939 года. В 1930-е гг. Бюлов руководил Обществом Эдды в соответствии с егопервоначальными принципами. Хотя в 1933 в новом меморандуме Обществообъявило официально о своей верности национал-социализму, темы егоисследований оставались прежними. Журнал Hag All All Hag занимался восновном анализом стихов Эдды, мифологии и древних памятников: в немпостоянно исследовались руны, действующие как истолковательные машиныблагодаря своему фонетическому и нумерическому смыслу, Бюлова особенноинтересовали мифы, касающиеся Одина, Брунгильды, Кудруны, Хеймдаля, другиеавторы занимались более специальными исследованиями символизма специфическихструктур и местных особенностей. Время от времени в журнале всплывалиполитические вопросы. Там можно было прочесть о том, что нацистскаяреволюция в Германии произошла в соответствии с высшими космическимизакономи, в связи с чем личные интересы необходимо подчинить интересамбольшинства. Некоторые статьи комментировали Anschless Австрии и захватБогемии и Моравии. В 1934 Hagal посвятил три номера родовым воспоминаниям ифамильной традиции Карла Марии Вилигута, старейшего vцlkisch пророка,принятого в СС за свои пророческие откровения о древнем германском прошлом.В эти и последующие годы Бюлов настаивал на том, что такие фамильныетрадиции являются наилучшим ключом к пониманию древних арийских верований.Гюнтер Киршхоф, член Общества Листа после войны и корреспондент Вилигута,написал несколько статей о геральдике, астрологии и местной истории. Другимизначительными авторами журнала были Ида Шульце, Карл Нус, Рихард Андерс иЙозеф Гейнш, основной представитель немецкой школы геомантики и сакральнойгеографии. Помимо Горслебена, Бюлова и Общества Эдды были и другие, кто занималсярунами между 1920 и 1930 годами. Но они культивировали практическоеискусство обращения с рунами и меньше внимания обращали на арийскийрасистский контекст их существования. Фридрих Бернхард Марби (1882-1966)основал мистическую школу оккультизма рун, которая подчеркивала их полезные,излечивающие свойства; руны можно было использовать как заклинания и какособую гимнастику: положения тела должны были повторять их форму. Родившись10 мая 1882 в Аурихе в Северном Фрисланде, Марби поступил учеником втипографию и оставался там до 1915 года. Все эти годы он работал над своейтеорией рун, которая возникла во многом как результат чтения Гвидо фонЛиста. В 1917 году он переехал в Штутгарт, работал там издателем местнойгазеты и глубоко интересовался астрологией, чьи законы пытался соединить сруническими закономерностями. В 1924 году начал издавать собственную газетуDer eigene Weg и опубликовал несколько небольших монографий о рунах, о ихиспользовании в практике медитации и в заботе о здоровье; это быласпециальная книжная серия MarbuRunen-Bьcherei, выходившая с 1931 года. Между1928 и 1930 занимался изучением своей родословной в Швеции и Дании. В 1936был осужден Третьим Рейхом как антинацистский оккультист и отправлен вконцентрационный лагерь Вельзхайм. После более чем восьми лет заключения воФлоссенбурге и Дахау, был наконец освобожден армиями союзников в апреле1945. После войны Марби продолжил свои оккультные исследования, писал новыекниги, издавал журнал Forschung und Erfahrung вплоть до своей смерти 3декабря 1966. Выражаясь научным жаргоном начала XX века, Марби считал человекачувствительным приемником и передатчиком космических волн и лучей, чьяспецифическая природа и действие зависели от влияния планет, земногомагнетизма и свойств ландшафта. В рамках этой макро-, микрокосмическоймодели Марби рассматривал руны как схемы телодвижений, которые долженсовершить человек для того, чтобы улучшить восприятие этих космическихвлияний. Поэтому он разработал особую систему гимнастики: упражненияповторяли форму рун. Повторение при этом звуков рун в качестве заклинанияили мантры также очень поощрялось. Обе практики указывают на связь с йогой,которая была хорошо известна эзотерикам Германии благодаря ее теософскойпопуляризации после Первой Мировой войны. Древние арийские и германскиесвященные центры Марби представлял себе как особые очаги руническоговоспитания, расположенные преимущественно в кратерах, на горах или холмах инедалеко от воды: вода известна своими магнетическим и отражающамисвойствами. После войны Марби посвятил себя астрологической практике изанимался такими вещами как влияние планет на форму башен и шпилей церквей. Зигфрид Адольф Куммер (род. в 1899) также предпочитал практическуюсторону рунического оккультизма. В 1927 году он основал школу "Руна" вДрездене и сотрудничал с ариософской летней школой братьев Рихтеров вБаренштайне в 1932 году. Опираясь на традиции ритуальной магии, Куммер училсвоих учеников чертить на полу магический круг с вписанным в него именаминемецких богов, пользоваться канделябром, кадилом и aspersorium приисполнении рунических процедур и заклинаний. Дополнительные практикивключали в себя руническое пение йодлем, и особое руническое пожатие, прикотором рука и пальцы складывалось в руну, необходимую для процессамедитации. Работы Куммера содержали в себе множество ссылок на Листа иГорслебена и сопровождались изображениями Грааля и "нордических" храмов.Виллигут, будучи советником Гиммлера по магическим и религиозным вопросам,осудил и Куммера и Марби за дискредитацию и осмеяние священного АрийскогоНаследства, каковая критика и привела Марби к тем жестоким испытаниям,которые он претерпел от Третьего Рейха. В vцlkisch традиции существовал еще один оккультист -- Георг Ломмер(1877-1957), но его концепции были скорее связаны с астрологией, чем сруническим оккультизмом. Он родился 12 сентября 1877 в местечке Лустен близВизмара, получил образование врача, после Первой Мировой войны присоединилсяк теософскому движению Германии. Его ранние работы касались критикихристианства, а работы между 1920 и 1925 годами посвящены альтернативнымформам медицинской диагностики и лечения, опирающимся на истолкованиесновидений, самовнушение и хиромантию. До этого времени его астрологическиеинтересы не были очевидны. В 1925 он принял участие в составленииастрологического и графологического приложения к известному теософскомужурналу Zum Licht вместе с известным астрологом Эльсбет Эбертин. В 1929 самвозглавил журнал Asgard в Ганновере, который имел подзаголовок "газетаборьбы за богов родины". Его возникающее влечение к языческому взгляду намир обнаружило себя в Hakenkreuz und Sowjetstern (1925) -- короткомтрактате, в котором он размышлял над глубоким смыслом этих символов и в DieGцtter der Heimat (1927) -- работе, соединяющей новую немецкую религию састрологическими идеями. Наряду с другими послевоенными арийскимиоккультистами, Ломер постоянно обращался к оккультным материалам, освещающимзабытое арийское наследство. Сотрудниками Asgard были: Марби, Эрнст Вахлер,член Общества Листа и создатель vцlkisch театра под открытым небом и ГрегорШварц-Бостунич, мистический антикоммунист и теоретик заговоров. Широкий диапазон и смущающее разнообразие расистского оккультизма вгоды Республики и Третьего Рейха могут заставить забыть о других причудливыхобразованиях, возникающих в этом контексте -- в немецком обществе, в тот жепечальный период истории. Поскольку невозможно отрицать, что все этиастрологи, рунические маги и мистики Эдды были оккультистами, невозможнозакрыть эту тему, не выяснив основных идеологических и политических мотивовэтих особых типов оккультизма. Всех их, конечно, объединяла глубокаянеприязнь к современному миру. В Немецкой республике они видели символпоражения. От разочарований настоящего они обращали взор к образам высокойарийской культуры далекого прошлого. Астрология, мифы Эдды и руны моглислужить волшебным звеном, связывающим их с золотым веком. Это также были ивходные билеты в новую эру, воскрешающую все те же магические образы дляистинных германцев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: