Ведущие отрасли рыночной специализации Дальневосточного района

Ведущие отрасли рыночной специализации Дальневосточного района основывается на широком использовании его природных богатств. Главными отраслями индустрии, с которыми район выступает в межрайонном разделении труда, являются рыбная, лесная и горно-рудная. Из отраслей, укрепляющих комплексное развитие района, значительное развитие получили машиностроение и металлообработка, топливно-энергетическое хозяйство, промышленность строительных материалов, пищевая и легкая индустрия.

Ведущее место среди отраслей рыночной специализации Дальневосточного района принадлежит металлургическому комплексу, который включает горно-рудную промышленность, а также передель-ную черную металлургию.

Быстро росла на Дальнем Востоке добыча цветных металлов, да и сейчас она испытывает не такой значительный спад, как в других отраслях производства.

«Королевой Дальнего Востока» продолжает оставаться золотодобывающая промышленность, которая относится к старейшим отраслям народного хозяйства края. Предприятия этой отрасли размещены по всей территории Дальнего Востока. Магаданская область и Республика Саха дают 2/3 всего золота в России. Наиболее старый район добычи золота - Амурская область.

Колымо-Индигирский горнопромышленный район связан автострадой с Магаданом и Якутском, а морскими путями - с югом дальневосточного района. Размещение золотодобычи носит очаговый характер.

Добыча и обогащение оловосодержащих руд на Дальнем Востоке распространены во многих местах. По добыче олова в число ведущих районов страны после войны выдвинулся Хабаровский край. Оловосодержащие руды также добывают на западе Еврейской автономной области и вблизи Комсомольска. Но особо значительные масштабы их добыча получила на юге Сихотэ-Алиня, в районе Дальнегорска-Кавалерово.

Очаги горнорудной промышленности созданы по добыче алмазов в Верхне-Вилюйском районе Якутии. Здесь уже вырос город алмазодобытчиков - Мирный, соединенный автомобильной дорогой с Ленском, и построена Вилюйская ГЭС. Создаются очаги по освоению алмазов на месторождениях «Айхал» и «Удачное» куда проложена автомобильная дорога.

Дальневосточные моря составляют богатейшую базу рыбной промышленности. Они дают 60 % добычи рыбы в России. Наличие богатых и разнообразных рыбных ресурсов и оснащение лова современной техникой обеспечивают высокую эффективность промысла рыбы: себестоимость рыбы-сырца здесь ниже, чем в северных и западных морях, прилегающих к европейской макрозоне.

Районами активного лова стали Берингово и Охотское моря (рыба и морской зверь), Японское море (рыба), Тихий и Индийский океаны, Антарктика. В водах, омывающих южную и западную части Камчатки и Курильские острова, ведется лов крабов.

Наиболее важный фактор ориентации рыбной промышленности -- сырьевые ресурсы, то есть вся отрасль в целом ориентируется на побережье (это относится к береговому хозяйству).

В составе комплекса машиностроения и металлообработки представлены крупные отрасли индустрии района. На их долю приходится 1/5 стоимости производимой промышленной продукции и почти 1/3 промышленно-производственного персонала. Собственно машиностроение развито лишь в Приморском и Хабаровском краях и в Амурской области, в остальных областях и Якутии налажены ремонтное дело и производство некоторых запасных частей для машин и техники местного хозяйства.

Наибольшее развитие получили судостроение и судоремонт, прямым образом связанные с рыбной промышленностью, морским и речным транспортом. Судостроительные и судоремонтные предприятия есть в морских и речных портах района. На них строятся малые и средние рыболовные суда и ремонтируются крупные.

Создано сельскохозяйственное машиностроение, представленное заводом (Биробиджан), выпускающим разнообразную технику, приспособленную к особенностям природных условий Дальнего Востока, в том числе комбайны с гусеничным ходом. Многочисленные ремонтные базы построены во всех основных сельскохозяйственных районах, на некоторых из них изготавливаются запасные части. Транспортное машиностроение представлено много-численными авторемонтными предприятиями и ремонтными заводами железнодорожного транспорта в Уссурийске, Южно-Сахалинске и Свободном.

За последние годы заметное развитие получили электротехника, производство энергетического оборудования, станкостроение в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Уссурийске, Биробиджане и в некоторых других городах.

В производстве товаров народного потребления (без пищевой промышленности) подавляющую часть продукции дают предприятия Хабаровского и Приморского краев. Наибольшее развитие из отраслей легкой промышленности получили швейная, трикотажная и обувная. Но и они далеко не обеспечивают своими товарами потребности населения района. Значительная их часть поступает из других районов России.

Топливно-энергетический комплекс района развивается опережающими темпами. Энергетическое хозяйство основывается главным образом на использовании бурых и каменных углей. Более половины добычи бурых углей дают месторождения Приморского края, значительную часть - Амурской и в меньшей степени Сахалинской областей.

На северо-востоке Сахалина - от Охи до Катангли - добывается нефть. Отсюда по двум нефтепроводам она поступает на нефтеперерабатывающие заводы Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска. Но размеры добычи нефти на острове невелики и далеко не удовлетворяют потребности района. Поэтому много нефти и нефтепродуктов на Дальний Восток завозится из Западной Сибири.

Огромные лесные богатства Дальнего Востока (около 11 млрд. куб.м.) обусловили здесь создание одного из крупнейших лесозаготовительного и деревоперерабатывающего комплекса, эффективность которого определяется концентрацией крупных лесных ресурсов, в том числе многих ценных пород древесины, с высокой долей в составе лесов спелых и переспелых деревьев. На размещение лесной промышленности решающее значение оказывает фактор сырьевых ресурсов и сильное значение - фактор районов потребления готовой продукции. На размещение деревообрабатывающей промышленности одинаково сильное значение оказывают 2 фактора: сырьевые ресурсы и районы потребления готовой продукции. На размещение целлюлозно-бумажной промышленности решающее значение оказывает фактор сырьевых ресурсов и одинаково слабое значение оказывают 2 фактора: топливно-энергетических ресурсов и районов потребления готовой продукции.

Больше всего древесины - свыше 40 % - заготовляет Хабаровский край[4, c. 187]. Среди лесных товаров, вывозимых из Хабаровского края, нужно, прежде всего, назвать стандартные дома, фанеру, тару, паркет, хвойно-витаминную муку, кормовые дрожжи, этиловый спирт и углекислоту. Из хвойных деревьев к наиболее ценным относятся даурская лиственница, аянская ель, сибирская и корейская пихты. Их древесина может быть использована для получения целлюлозы, лаков, красной краски, клеящих и дубильных веществ, а также как строевой лес.

Уровень развития лесной и деревообрабатывающей промышленности пока еще не в полной мере соответствует имеющимся здесь возможностям. Много широколиственной древесины остается невывезенной, в то время как хвойные породы вывозятся полностью.

Одним из главных направлений повышения экономической эффективности лесной и деревообрабатывающей промышленности Дальнего Востока является создание не отдельных изолированных, хотя и мощных предприятий, а крупных лесопромышленных комплексов, состоящих из производств по заготовке древесины, и ее последовательной и глубокой механической и химической обработке.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность наиболее развиты на Дальнем Востоке. Особенно большое развитие они получили в Хабаровском и Приморском краях, в республике Саха, Амурской и Сахалинской областях, откуда значительная часть пиломатериалов поступает на экспорт.

В Дальневосточном районе функционируют все существующие виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится до 80% перевозимых грузов[4, c. 198].

Начало активного транспортного освоения южной части района связано с прокладкой в XIX в. Транссибирской магистрали. Она играет важнейшую транзитную роль, обеспечивая перевозки грузов из стран Тихоокеанского побережья в европейские страны. За последнее время Транссибирская магистраль обросла боковыми линиями, иногда являющимися подъездными ветка-ми к лесозаготовительным базам, но в ряде случаев имеющими самостоятельное значение: до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре), до Находки и Посьета.

Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока связано с Байкало-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой магистрали Россия получила второй выход на Тихо-океанское побережье и возможность освоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Строительство БАМа привело к созданию ряда комплексов на трассе и особенно важного для района Дальнего Востока - Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.

В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Главными грузами в перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные материалы, нефть, рыба и продовольственные товары. Крупнейшие порты этих морей Тикси, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Владивосток, Находка, Советская Гавань.

Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах, оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико. Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта как для связей с другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок (особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах севера Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений транспорт.

Анализируя потоки грузов Дальневосточного района с другими регионами станы, необходимо отметить, что район больше получает грузов, чем вывозит. Основной объем перевозок приходится на железные дороги.

Сейчас Дальний Восток вывозит на внешний рынок только 4,6 % своей промышленной продукции, тогда как в целом по России этот показатель составляет 7,2 %[4, c. 203].

В настоящее время основным внешнеэкономическим партнером на Дальнем Востоке является Япония. С этой страной был подписан ряд долгосрочных соглашений компенсационного плана по освоению в этом регионе лесных ресурсов, развитию лесоперерабатывающих производств, производству целлюлозы и бумаги, развитию угольной промышленности, транспортному строительству, расширению портового хозяйства.

Благодаря этим и другим соглашениям ускорилось вовлечение в хозяйственный оборот всех этих природных ресурсов, удалось создать новые экспортные базы в этом удаленном от основных раз-витых районов и центров регионе, усилить его транспортную оснащенность.

По многим направлениям расширяются внешнеэкономические связи Дальнего Востока с Китаем. Интенсивно растет приграничная торговля, совершаются сделки и соглашения с китайскими фирмами по освоению природных ресурсов региона. В настоящее время в Китае проявляется известный интерес к российским месторождениям железной руды. Это объясняется не только тем, что российская руда по качеству вдвое превосходит китайскую, но и тем, что в ближайшей перспективе потребности черной металлургии не мо-гут быть удовлетворены в результате собственной добычи. Поэтому весьма вероятно участие китайского капитала в разработке месторождений железной руды Южной Якутии, Хабаровского края и Приморья, находящихся к китайским центрам производства чугуна и стали ближе, чем месторождения сырья в Бразилии и даже в Индии.

Сейчас внешнеэкономическая деятельность дальневосточных регионов России является не только источником пополнения финансовых ресурсов, но и важнейшим фактором, влияющим на социально-экономическую ситуацию региона в целом.

В экономическом плане поворот дальневосточной экономики в сторону сопредельных стран иногда рассматривается как единственная возможность выживания отдельных предприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: