Общ-ый сектор

1. Понятие об-го сектора

2. Общ-ые благо

3. Удельный вес об-го сектора в эк-ке и тенденции его развития

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА

1. ОС – все формы эк-ой активности гос-ва, однако любая форма активности в рыночной экономике получает выражение финансовых потоков(доходах и расходах), т.о. ОС можно определить как совокупность гос-ой собственности и гос-ых финансов(доходы и расходы гос-ва). Современная рыночная система не возможна без развитого общ-го сектора, если он функционирует не эффективно, не возможна высокая эффективность и в частном секторе. Следует различать основные особенности этих 2х секторов.

В ЧАСТНОМ:взаимодествие произв и потребителя носит добровольный характер, в ГОС-ОМ:присутствует монопольное право к экономическому принуждению. Однако использование гос-го принуждения оправдано в тех случиях, когда это дает больший экономический эффект. Следовательно, принуждение надо минимизировать и обеспечить его недоступность для всех, кроме законных носителей гос-ой власти.

Главная ЗАДАЧА гос-ва:обеспечить права собственности, что создает общие предпосылки взаимодействия субьектов рынка. Кроме этого гос-во должно обеспечить преодоление провалов рынка.

Провалы рынка – экономическая ситуация, в ккоторой рациональное поведение экономических субьектов.ю адекватно реагирующих на рыночную информацию приводит к отрицательным последствиям, для др.экономических субьектов или общества в целом.

Виды провалов рынка:

1. монополия

2. недостаток и ассиметрия информации

3. внешние эффекты (экстерналии)

1. это исключительное право на осуществление какого либо вида деятельности, предоставляемое отдельному лицу, группе лиц или гос-ву.

ВИДЫ:

1.юридическая или правовая (Монопольные пазиции того или иного экономичского субьекта определяется законом.

2.натуральная (монополия, возникающая в результате конкурентной борьбы)

3.естественная (в отраслях где невозможно или сложно создатьконкуренцию)

4.олигополия (присутствие на рынке несколько крупных фирм, которые могут в ценовой сговор)

5.монопсония (присутствие на рынке один покупатель)

Традиционно правалами рынка в данной ситуации считаются монопольная сверхприбыль и повышенные издержки производства у фирм монополистов, а также отсутствие стимулов для научно-технического прогресса. Гос-во осуществляет преодоление этих провалов рынка по средствам антимонопольной политики.

Антимонопольная политика – регулирование цен и тарифов естественной монополии и поддержание конкуренции в рыночных секторах.

2. Данная пробдема характерна для секторов образования, здравоохранения долгосрочных капитальных влажений. В образовании и здравоохранении потребитель не имеет возможности контролировать производителя и выбирает его прежде, чем получит услугу, что может привести к завышению цен со стороны производителя, к снижению качества услуг и т.п.

2.Проблема ассиметрии информации может частично решаться на основе учета репутации. Гос-во может использовать свои механизмы для преодоления ассиметрии информации(лицензирование, различные виды контроля, прямое участие гос-ва в производстве услуг). При осуществлении долгосрочных капиталовложений возникает проблема недостатка информации об эффективности этих капиталовложений, следовательно рыночно ориентированные субьекты неохотно идут на осуществление данных капиталовложений. Гос-во не может полностью преодолеть недостаток информации, но оно способно распределить риск между всеми гражданами(налогоплательщиками), следовательно гос-во может финансировать долгосрочные проекты, что необходимо для нормального функционирования экономики, но слишком рискованно с точки зрения частных компаний.

3.Часть выгод или издержек, связанных с определенными видами деятельности, которые достаются посторонним субъектом.

Отрицательные экстерналии – индивид или фирма перекладывает на др.часть своих издержек(загрязнение окр.ср.). Гос-во может устанавливать экологические стандарты, осуществлять контроль и применять санкции к нарушителям.

Положительные экстерналии – когда посторонние субъекты бесплатно получают определенные выгоды(здравоохранение, образование, культура). Если сферы создающие положительные экстерналии развиваются исключительно на рыночных принципах, то происходит недопроизводство соответствующих товаров и услуг по сравнению с оптимальным уровнем.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА

Благо – способность товара или услуги обеспечит какие-либо потребности человека.

Бывают:

экономические(имеют ограниченный характер, следовательно необходима оценка затраченных ресурсов, затраченных на производство блага и механизмы компенсации этих затрат(цена)) и неэкономические блага(неограниченные блага, т.е.солнце, ветер).

Частные и общественные блага. Общественные блага отличат 2 основных свойства - несоперничество(благо доступно многим потребителям и между ними не возникает конкуренции за доступ к данному благу) и неисключаемость(техническая невозможность или слишком высокие издержки, ограничение доступа к данному благу дополнительных потребителей). Блага, которым свойства присущи в высокой степени – чистые общественные блага(национальная оборона, законодательство и т.п.). Если хоть одно из данных свойств проявляется в ограниченной степени, мы имеем смешанные общественные блага(образов, здравоохранение, культура). Гос-во берет на себя производство и доставку потребителя гарантированного объема общественных благ), Уровень их производства и потребления зависит от финансово-экономических возможностей общества. Как правило гарантированный уровень общественных благ предоставляется либо бесплатно, либо на льготной основе. Потребности в общественных благах, превышающие гарантированный уровень могут обеспечиваться через рынок или через некомерческий сектор. При определенных условиях производство гарантированных законом общественных благ осуществляется не только самим гос-ом, но и путем коркусного размещения социального заказа на рынке при этом за гос-ом остается контроль качества, предоставляемых благ и финансирование.

Лекция 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: