Масштабы общественного сектора характеризуются размерами государственной собственности и объемом государственных доходов и расходов ВВП. При этом данные показатели могут существенно различаться т.к. доходы государства формируется впервую очередь за счет налогов государства с частным сектором и только во вторую очередь за счет доходов государственных предприятий.
Существуют факторы искажающие величину государственного сектора и доходов (расходов) в ВВП:
1. государству принадлежат значительные ценности, изъятые из рыночного оборота и в связи с этим не имеющие адекватной экономической оценки (природные и культурные памятники. Земли, не включенные в с/х оборот и т.п.).
2. кроме этого часть услуг государства предоставляет населению на бесплатной или на льготной основе, следовательно их экономическая оценка не включает прибыли, что снижает долю этих услуг ВВП.
Доля государственных расходов ВВП.(%)
Страна | 1870 г. | 1913 г. | 1960 г. | 2000 г. |
США | ||||
Германия | - | |||
Франция | ||||
Великобритания | ||||
Италия | ||||
Япония | - |
Таким образом, последние 150 лет доля государственных расходов ВВП в индустриально развитых странах увеличилась. Однако в предшествующий период происходило сокращение доли государственного сектора (Великобритания конец 18 века примерно 25%, во второй половине 19 века около 10%). Это связано с тем, что общественный сектор первоначально обслуживал интересы узкого привилегированного слоя (содержание двора, армии, государственного аппарата). Рост экономики в 19 веке обеспечил увеличение ВВП гораздо большими темпами, чем рост подобных общественных расходов. С конца 19 века государство все активнее начинает участвовать в реализации различных экономических инфраструктурных проектах (строительство железных дорог во второй половине 19 века).
|
|
Рост профсоюзного движения укрепление левых политических партий ведет к усилению социальных расходов государства (обще доступное образование и здравоохранение, обще национальные пенсионные системы).
Две мировые войны, восстановление народного хозяйства так же стимулировали экономическую активность государства. до 70-х годов 20 века господствовала Кейнсианская экономическая теория выступающая за активность государства в экономики. В конечном счете это привело к высокой налоговой нагрузке на бизнес, что на определенном этапе развития уже не компенсировалась повышением эффективности производства. Одновременно шел процесс экономической глобализации и изменения соотношения социальных сил как внутри развитых стран, так и в мире. Поэтому возникают идеи сокращения государственного сектора и доли государства в ВВП (неолиберальная теория в экономической политике Тетчер и Рейган). Однако реально на рубеже 20 – 21 веков происходит стабилизация государственных расходов (последний год резкое увеличение).
|
|
На протяжении длительного времени считалось что без государственной собственности активное вмешательсво государства в экономику невозможна на протяжении длительного времени наблюдалась достаточно тесная статистическая зависимость между величиной государственного сектора и степенью государственного участия в перераспределении ВВП. Однако с конца 70-х годов динамика этих двух параметров расходится. Удельный вес государства ВВП стабилизируется или немного растет, а дол государственной собственности снижается (в последний год наблюдается увеличении государственного сектора.