Задачи:
1. недопущение..резкого падения и деградации личности в результате болезни, старости, потери работы (деградация личности)
2. обеспечение условия развития каждой отдельной личности и общества в целом
3. достижение конкретно-исторически понимаемого принципа социальной справедливости
Уровень соц гарантии и понятие соц справедливости обусловлено степенью развития предварительных сил того или иного общества его культурными и политическими традициями. При анализе опыта стран с развитым рыночным хозяйством можно выделить несколько типов гос-ой соц.стратегии:
1. активная социальная политика
функция обеспечения высокого уровня жизни и развитие социальной инфраструктуры лежит на гос-ве. Разветвленная система соц услуг общедоступна.
Высокое прогрессивное налогообложение. Как основа финансирования соц программ и сглаживание дифференциации доходов. Политика полной занятости и предупреждение безработицы. Ограниченный доступ частного предпринимательства в соц сферу
|
|
2. соц рыночная политика
Гос-во гарантирует определенный уровень помощи, развивая альтернативные механизмы удовлетворения соц потребностей. Разнообразные источники финансирования соц программ. Уровень соц выплат зависит от материального положения потребителейц, стажа работы и выплаты взносов соц страхования. Недопускается опережающий рост соц расходов
3. либеральная модель соц политики
гос-во обеспечивает небольшой объем обязательных гарантий. Низкий уровень расходов на эти цели в гос-ом бюджете и, соответственно, низкий уровень налогообложения бизнеса. Стимулирование частной инициативы в сфере предоставления соц услуг. Помощь оказывается нетрудоспособным, остальное население решает свои проблемы самостоятельно. Высокая степень имущественного расслоения.
В основе системы соц обеспечивания лежит механизм соц страхования, в котором участвуют 3 эк-их субъекта:
1. работник
2. предприниматель
3. гос-во
В доли каждого субъекта в сумме страховых взносов зависит от целевого назначения взносов и правовых норм конкретных гос-в. При этом каждая страна имеет свою специфику в реализации донной практики (виды и размеры пособий, критерии их предоставления).
Кроме фондов соц страхования используются также выплаты наименее обеспеченным соц группам населения из фондов гос-ой соц помощи.
Предоставление помощи может происходить в денежной и натуральной (снижение платы за коммунальные услуги, беслатный проезд) формах.
ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СОЦ ПОЛИТИКИ:
1. опасность возникновения и устойчивого сохранения значительных групп трудоспособного населения, живущих только на гос-ые пособия (культура бедности)
|
|
2. общее ослабление эк-их стимулов
3. угроза усиления инфляции и/или налогового бремени, при слишком крупных для бюджета объемах соц помощи
4. чрезмерное развитие бюрократических услуг, призванных осуществлять и контролировать процесс оказания соц помощи
Проблемы и особенности соц политики, характерные для гос-в с развитой рыночной эк-ой значительно изменяется в прее……. Играет роль специфика скмого процесса трансформации, так и особенности исходной модели соц защиты:
до начала 90х годов:
· факторонализм, который заключался во всесторонней ответственности гос-ва за соц-экономическое положение своих граждан
· полное огусадорствление соц сферы и слабое развитие рыночных отношений
· стремление к максимально возможному соц равенству
· статусный принцип распределения соц благ, предполагающий зависимость их получения от места работы, должности, сферы занятости
· предоставление большинства соц услуг на бесплатной или на льготной основе
· перекладывание предоставления части соц услуг на предприятия (дет сады, дома отдыха, строительство жилья)
Данная модель имела свои + и –
Отрицательные стороны:
· создавались иждивенческие настроения общ-ва, что снижало соц и трудовую активность населения
· ограниченная возможность выбора соц услуг из альтернативных источников
· снижение стимулов работников соц сферы повышать качество предоставляемых услуг
Положительные:
· широкий охват и гарантированность соц услуг
· достижение высокого уровня развития соц сферы по сравнению со странами с аналогичным ВВП
· при больших объемах соц услуг это снижало их себестоимость и страховые нагрузки
эк-ие и пол-ие изменения 90х годов ликвидировали основное условие, позволявшее старой модели существовать и развиваться: абсолютный контроль гос-ва за всеми эк-ми и соц процессами в первую очередь за финансовыми потоками. Проблема в том, что задачу формирования соц сферы надо решать, при сохранении положительных достижений, существовавшие прежде системы соц обеспечивания.
Общие принципы реформирования соц сферы:
1. переход от бюджетного финансирования к системе соц страхования
2. повышение в сумме страховых сборах доли взносов самих граждан, компенсируя это ростом доходов работающего населения
3. ведения системы индивидуальных накопительных счетов, средства на которые в течение активной трудовой жизни каждого человека от него самого и его работодателя
4. переход на адресный принцип оказания помощи населению, связав ее с периодически проверяемым уровнем доходов семей
5. стимулирование развития сектора частных соц услуг
Лекция 7.