Избиратели, политики, чиновники

Экономическая теория считает, что доминирующая тенденция людей является рациональность, т.е. индивид в состоянии оценить имеющиеся в его распоряжении альтернативы и выбрать ту которая способна принести ему максимальную полезность. Люди регулярно сталкивающиеся с различны набором альтернатив ведут себя различным образом. Набор альтернатив зависит от положения человека в обществе и роли, которые он играет в тот или иной момент. Смена ролей ведет к замене допустимых альтернатив и отношений к ним (продавец и покупатель). Индивид занимает определенное положение не только по отношению к институтам рынка, но и к институтам государства.

На рынке создаются рамки и правила добровольной координации действия через обмен. В общественной сфере создаются правила и рамки тех действий которые связаны с принуждением основанном на законе. Одни индивиды распоряжаются принуждающее силой государства к другим она применяется. Эти роли могут манятся.

Рядовой гражданин выступает по отношению к демократическому государству в трех ролях:

1. избирательная

2. налогоплательщики

3. получателя выгод от выполнения государством его экономических функций.

В последних двух гражданин оценивает альтернативы, которые он предпринимает в ответ на действия государства, избиратель голосует так, чтобы в последствии в качестве налогоплательщика и получателя выгод выиграть. После того как политический курс одобрен, индивид выбирает линию собственного поведения с тем чтобы платить меньше налогов и получать большую выгоду. На этапе формирования политического курса, избиратели взаимодействуют с профессиональными политиками. ЗАДАЧА политиков: формировать варианты развития общества, представлять их избирателям и обеспечивать реализацию одобренных вариантов. Избиратели санкционируют только общие цели и пути развития, их конкретизация – функция политиков. Политики также контролирую работу тех, кто занят в общественном секторе. Действие политиков похоже на действия предпринимателей. Предприниматель находит одобрение в своих действиях в спросе на товары и услуги, политик в голосах избирателей, однако предприниматель производит благо за свой счет, сопоставляя свои издержки и выгоды, политик использует свои средства для ведения предвыборной компании, в случае победы, использует государственные средства, для реализации своих программ. Подавляющая часть текущих решений в общественном секторе принимается государственными служащими (чиновниками). Пространство поведения чиновника задается:

- политическим курсом, одобренным на выборах

- конкретными должностными обязанностями и полномочиями.

Существует проблема ведомственных интересов (интересов отдельных министерств и гос-ых организаций и гос-го аппарата в целом). Общество должно создать систему контроля за деятельностью гос-го аппарата. Направление развития общественного сектора формируется в процессе постоянного взаимодействия избирателей, политиков и чиновников, которым присущи разнонаправленные интересы.

РАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕВЕДЕНИЯ. (РН)

Информация об общ-ом благе сама является общ-ым благом, если ее поставку не обеспечивает государство, рациональным для индивида может стать отказ от самостоятельных поисков такой информации (рациональные неведения).

Причины:

1. При значительном числе участников позиция отдельного индивида не имеет большого значения.

2. На индивида приходится небольшая часть выгод и издержек, которая формируется в процессе реализации решений.

Это ограничивает индивидуальную заинтересованность в том, чтобы вносить вклад в общественный выбор, чем более многочисленней группа принимающая решение, тем чаще проявляется данный феномен.

РН проявляются также в поведении членов коллективных подданных гос-ва и местного самоуправления. В силу РН общественный выбор при прочих равных условиях уступает частному в выявлении допустимых альтернатив и их оценки.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ.

Лекция 4.

В борьбе за голоса избирателей политики объединяются в партии, кот выдвигают предвыборные программы и оказывают представителям систематическую поддержку. Если программы сильно сближаются, то избиратели могут проявить безразличие. Если программы далеки от интересов избирателей, то появляется эффект отчуждения. В обоих случаях активность избирателей снижается. Важно: в каких областях политического спектра происходит концентрация предпочтений избирателей. При слишком значительном расхождении политических программ, возникает проблема поляризации общественных настроений, что чревато дестабилизации общества. Если предметами общественного выбора становятся варианты решения несколько самостоятельных вопросов, то может возникнуть ситуация обмена голосами.

Пример: партия 1 выступает за решение А, партия 2, за решение В, для типичного представителя электората 1 партии принятие решения А дает выигрыш в 100ден.ед., принятие Б – проигрыш 50ден.ед., для представителя 2 партии Б – 80ед., проигрыш от А – 60ед. Если партии договариваются, то совместное принятие решения А и Б дает для 1 партии выигрыш 50ед.,2 – 20ед. Негативные последствия:

1. сторонники др.партий оказываются в проигрыше

2. ситуация перераспределения провоцирует образованию неустойчивых коалиций, т.к.договоренность о совместном голосовании может быть нарушена (особенно при тайном голосовании), следовательно, недобросовестность выглядит рациональной

3. партия может скрывать свои предпочтения той или иной альтернативе, требуя уступок от их открытых сторонниках

ГРУППЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

- совокупность индивидов, для которых одни и те же мероприятия вызывают однонаправленное превращение полезностей или увеличения отрицательных последствий. С этой точки зрения каждый человек принадлежит множеству групп специальных интересов, часто сам этого не осознавая. Но для того чтоб группа могла проявить в процессе общественного выбора как реальный субъект она должна быть способна к целенаправленным коллективным действиям.

Общественное благо – реализация ее общего интереса (налогов, льгот, субсидий).

Если данная совокупность индивидов способна обеспечить своих членов силиктивными (материальные, нематер.) стимулами для коллективных действий, то создаются лобитские организации. Когда такие стимулы отсутствуют или недостаточны, индивиды или фирмы могут заниматься лоббированием своих интересов в одиночку. Здесь возможно возникновение «эксплуатации больших малыми». Невлиятельные представители могут воспользоваться теми преимуществами, которые смогли индивидуально пролобировать – наиболее влиятельные и крупные представители данных групп (идет все не в группе, а индивидуально).

Обеспечить сплоченность группы при прочих = условиях тем легче, тем меньше ее состав. Кроме этого, если члены группы немногочисленны, каждый способен получить значительную выгоду, при небольших потерях для др.членов общества, однако с др.стороны небольшие группы не имеют достаточного числа членов, что снижает их влияния. Это можно исправить активной политикой лоббирования и обменом голосами.

Группы специальных интересов могут преследовать не только перераспределительные цели, но и цели повышения социально-экономической эффективности всего народного хозяйства. Узкий специфический интерес данной группы сочетается с интересами всего общества или большей частью. Проблема в том, что общественные интересы играют решающую роль лишь для больших групп специальных интересов. Но данные группы обладают слабой способностью самоорганизацией.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЛОВОЙ ЦИКЛ –

Политические действия рациональные с позиции принимающих их индивидов, становятся самостоятельным фактором, влияющим на цикл экономической конъюнктуры. В результате складывается тенденция к синхронизации делового цикла с циклом проведения обще-национальных выборов. Т.о.частные интересы политиков могут инициировать дестабилизирующее воздействие на экономику (популистские (блев) действия).

ПРОВАЛЫ ГОСУДАРСТВА

Теория общественного выбора предполагает, что вмешательство государства не гарантирует достижения поретто эффективности, а при определенных условиях порождает отклонения от него.

Поретто эффективности – улучшение (повышение эффективности) имеет место в тех случаях, когда перехода от одной модели использования ресурсов к др.:

1. ув. значение полезности хотя бы для одного индивида

2. не снижает значение полезности ни для одного из прочих индивидов.

Не достижение поретто эффективности явл.результатом расхождения между интересами тех лиц, которые уполномочены от имени государства интересами основной массы избирателей налогоплательщиков.

1. Основная проблема частных монополий – производят слишком мало и по высокой цене. Основная проблема государственных монополий – слишком много сверхоптимального объема.

2. Государство стремится к чрезмерной экспансии, захватывающие частный сектор. Перераспределение – основная функция частного сектора, однако перераспределение ресурсов в пользу тех или иных групп и процедуры этого перераспределения не всегда открыты, что создает угрозу злоупотребления.

Т.о.провалы государства возникают в результате действий государства, ведущих к неэффективному результату.

Недостатки гос-ва вытекают из 2 основных институциональных особенностей:

· Особенности механизма демократического голосования

· Действии гос-ва, реализуемых через посредников в гос-ую бюрократию.

Т.о.возникают агентские отношения – политики и гос-ые служащие действуют как агенты членов общества (избирателей). Т.к.рынок и гос-во могут быть неэффективными, то при формировании экономической политики необходимо провести сравнительный анализ возможностей рынка и государства. Агентские отношения ведут к неэффективности:

1. если существует ассиметричная информация в этих отношениях

2. если цели агента и принципала (избиратель) разные

3. если контроль принципала за действиями агента является дорогостоящим и требует больших издержек.

Названные условия существуют при представительной демократии, однако особую роль в создании ситуации неэффективности государственного сектора может играть бюрократия.

БЮРОКРАТИЯ И НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ

Бюрократия – система особых отношений между людьми, отличающихся организационным и социальным отчуждениями.

- система государственного управления, осуществляемого особым аппаратом, отделенным от общества.

- особый слой людей, связанных с государственным управлением.

Государственный служащий располагает монопольной информацией о состоянии общ-го сектора и его элементов, при этом они наряду с политиками и избирателями воздействуют на формирование эк-ой стратегии. Есть 2 способа связать интересы чиновников с интересами политиков и избирателей:

1. факторы, определяющие благосостояние чиновников

Благосостояние зависит от уровня оплаты его труда. Чиновник получает оклад в зависимости от его положения в иерархии государственной власти, с объемом и сложностью, возложенных на него функций, численностью подчиненных, масштабом контролируемых ресурсов… Следовательно, му выгодно расширение того участка ощ-го сектора, на которые распространяются его полномочия, тем более данное расширение сказывается на его статусе. Т.о.чиновник проявляет повышенный спрос на соответствующие общ-ые блага.

2. ограничения, в рамках которых им приходится действовать.

Лекция 5.

Коллективный выбор.

При анализе производства общественных благ, принципиальными является коллективный характер выбора параметра производства и потребления. Всем участникам выбора предстоит потребление общего количества благ. Отсюда следует: необходимо согласовать индивидуальные предпочтения.

На практике, как мы это уже отмечали, это достигается с помощью институтов политической демократии. Прослеживаются определенные параллели между общественным выбором и рынком. В обоих случаях присутствуют социальные механизмы, позволяющие выявлять и реализовывать предпочтения индивида. Однако, рыночный механизм не требует сознательного согласования позиции. Социальный характер взаимодействия здесь заключен в рыночных целях. Коллективный выбор предполагает сознательное принятие процедуры, в рамках которой заявляются индивидуальные предпочтения и на основе их сопоставления определяется совместное решение. Неолиберальная концепция предполагается, что рыночной взаимодействие всегда приводит к Парето улучшению. Коллективное решение, если оно принимается не единогласно, может принести потери для тех, кто оказался в меньшинстве. Индивид, приобретающий товар на рынке, как правило, безразличен к предпочтениям других покупателей. Более того, он заинтересован, чтобы его привлекал как можно меньше внимания, т.к. это позволит снизить цены на его товар. В случае коллективного выбора, каждый участник заинтересован в том, чтобы предпочтения других лиц совпадали с его собственными. Только процедура единогласного принятия решения гарантирует, что ни один участник выбора не получит односторонних преимуществ. Однако, на практике подбор решений, которые бы устроили всех, достаточно сложная процедура. Кроме того, здесь сказывается эффект безбилетника. Группа может делегировать право принятия решения одному из своих членов. Это ускоряет процесс, но возникает угроза, что данный делегат выберет решение, удовлетворяющее его лично и наносящее вред другим членам группы. Издержки, затраты времени, усилия и т.п., которые несет группа чтобы выработать коллективное решение, называются внутренними. Издержки, получаемые при отклонении уровня полезности от единогласно принимаемого решения, называются внешними. Чем больше доля голосов членов группы требуется для одобрения одного из вариантов, тем, при прочих равных условиях больше внутренние издержки и меньше внешние.

Оптимальное большинство

–это большинство, при котором доля голосов, подаваемых в поддержку решения, уравнивает внутренние и внешние издержки. К каждой специфической группе голосующих и к каждому вопросу соответствует свое оптимальное большинство. Если предпочтения членов группы близки друг к другу и легко достичь согласия, то внешние издержки не велики. Если же предпочтение членов группы резко отличаются, то решающее значение имеет, с одной стороны потенциальные потери индивидов, находящихся в меньшинстве, а с другой стороны издержки поиска, устраивающего их решения. На практике, отметим, наиболее широко используется правило простого большинства. Оно тем лучше, чем больше внутренние издержки. Т.е. чем выше члены выше оценивают затраты времени и усилий на достижение согласия.

Распределение доходов и государство.

Отметим, что распределение доходов в экономической системе определяется действием рыночных сил. В условиях совершенной конкуренции распределение осуществляется таким образом, что предельный доход, достающийся собственнику каждого из факторов производства, соответствует предельному продукту данного фактора, т.е. его предельному вкладу в экономический рост. На практике, при наличии изъянов рынка, это соответствие нарушается. Тем не менее первичное распределение доходов осуществляется через рынок. Однако конечное распределение доходов существенно отличается от первичного распределение. Основная причина – перераспределительная деятельность государства. Перераспределение связано с взиманием налогов, предоставлением общественных благ, осуществлением денежных выплат, распределением отдельных частных благ в натуральной форме. Добровольное перераспределение возникает достаточно редко (благотворительность). Государство же, используя силу принуждения, постоянно осуществляет процесс перераспределения. Выделяется 2 основных вида перераспределения, осуществляемое государством. 1) Это целенаправленное (прогрессивное налогообложение, выплата пособий и т.п.). 2) Ненамеренное -возникает при размещении налогов для финансирования общественных благ. (Психологическая готовность финансировать те или иные общественные блага). Далее отметим: Любые действия государства влекут за собой принудительное перераспределение: намеренное или ненамеренное. В роли объектов перераспределения могут выступать доходы, физический, денежный капитал и т.п. Государство может перераспределять экономические возможности (изменение правил игры в экономике). В конечном счете перераспределение возможностей ведет к перераспределению доходов. Например, повышение пошлин на иномарки дает выигрыш отечественным производителям и снижает доходы продавцов иномарок. Распределение доходов в рыночной экономике характеризуется значительной степенью неравенства. Причины:

1) Факторы, унаследованные индивидуумом (наследство, социальное положение, природная одаренность и т.п.);

2) Накопленный человеческий капитал (образование, трудовые навыки и т.п.);

3) Удача.

Дифференциация доходов возрастает в период перехода к рынку. Причины:

-Неравномерная адаптация населения к новой ситуации,

-Обесценение значительной части раннее накопленного человеческого капитала в условиях не всегда благоприятных структурных сдвигов и экономических спадов. С другой стороны резкое увеличение спроса на ряд профессий.

-Экономия бюджетных средств вела к снижению заработной платы в бюджетной сфере и сокращению социальных пособий.

-Выгоды от приватизации государственного имущества распределяются неравномерно.

Переход к рынку в России вызвал резкую дифференциацию доходов.

Распределение доходов по 20-ти процентным группа населения.

Группа        
  11.9% 5.5% 6.0% 5.9%
  15.8% 10.2% 10.4% 10.4%
  18.8% 15.0% 14.8% 15.0%
  22.8% 22.4% 21.2% 21.4%
  30.7% 46.9% 47.6% 47.3%

Проблема распределения доходов усугубляется так называемыми теневыми доходами. Если по официальным данным децельный коэффициент разрыв дохода между 10% самыми богатыми и 10% самыми бедными достигает 14 раз, по неофициальным оценкам достигает 30 и более раз.

Современное государство вынуждено достаточно внимательно относится к проблеме неравенства доходов. Т.к. чрезмерное неравенство воспринимается обществом как несоответствующее принципам справедливости (понятие неоднозначное для разных обществ и исторических эпох). Кроме этого, стимулирование доходов средне и низко обеспеченных групп населения, позволяет увеличивать совокупный спрос, что имеет важное значение в государственной антициклической политике. Понятие равенства так же неоднозначно, т.к. даже равенство доходов и имущества в разной степени может удовлетворить двух несхожих между собой индивидов. Однако, активная перераспределительная политика может привести к экономическим потерям.

1) Административные издержки (издержки перераспределения)- это затраты на государственный аппарат, осуществляющий процесс перераспределения.

2) Дестимулирующий эффект перераспределения. У граждан с низким доходом снижается желание поиска работы и интенсификация трудовых усилий. У граждан с высокими доходами снижается заинтересованность в напряженном труде и предпринимательской активности.

Лекция 6.

Сильная ловушка безработицы - чистый денежный доход безработного формируемый за счет перераспределения, фактически больше чистого денежного дохода индивида, имеющего работа.

Слабая ловушка безработицы – чистый денежный доход работающего индивида выше, чем у безработного, но не на столько, чтобы перекрыть отрицательную полезность трудовых усилий.

Сильная ловушка безработицы – имеет место в ситуации, когда дополнительный доход, который индивид получает интентифицируя свои усилия недостаточно, чтобы привысить дополнительное эксплицитное налогообложение (налоги, собираемые государством) и имплицитное (потери, которые несет индивид в связи с тем, что достигнув определенный уровень дохода он перестает получать от государства пособие для малоимущих).

Слабая ловушка – прирост эксплецитного и эмплецитного налогообложения не обгоняет рост дохода, но и как в слабой, решающее значение имеет тягость труда как токового.

Т.о.для рыночной экономике характерен конфликт между равенством и эффективностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: