Проблемы приватизации и национализации

Один из основных пунктов неолибиральной программы оздоровления эк-ки – требование широкой денационализации предприятия, находящихся в госсобственности.

Основной аргумент – изначальная неэффективность гос-ых предприятий, их малая прибыльность, низкая производительность, забюрократизированность.

Аппоненты неолибиралов: отмечают, что понятие эффективности на гос-ых (макроэкономическая стабильность и создание общ-ых благ) и частных предприятих (максимизация прибыли) во многом различна.

Сторонники сокращения гос-го сектора считают, что повышение рыночной эффективности каждого отдельного предприятия даст неизбежный положительный макроэкономический результат для всего народного хоз-ва (макроэкономический эффект = сумме микроэк-их эффектов). Такой микроэк-ий эффект возможен у хозяйствующих субъектов, присваивающим максимально возможный результат своей деятельности и несущих полную материальную ответственность за свои эк-ие решения (частные предприятия).

Их оппоненты считают нужным различать макроэк-ую и микроэк-ую эффективность. Наличие секторов в эк-ке и видов деятельности невыгодных частному бизнесу, но нужных всему общ-ву. Кроме этого положительный эффект от управления частного собственника возникает на уровне малого и среднего бизнеса. На уровне крупной корпорации в условиях диффузии собственности и размывания прав владения и распоряжения, на первый план выдвигается проблема профессионального управления (теория революции управляющих).

Следовательно, как для гос-ой так и для частной компании через механизм установления законодательных рамок могут быть созданы одинаковые условия для хоз-ой деятельности.

Лекция 10.

Исторический взгляд на проблему:

Также не дает возможность выделить какую-л одну наиболее эффективную для всех времен и сфер деятельности форму собственности. Развитие рыночного хозяйства знала периоды ускоренного развития гос-ой собственности, массовые национализации и т.п. Следовательно, можно говорить о конкретно историческом характере преобладания тех или иных форм собственности, их соотношение и взаимодействие на определенных этапах развития общества. Процесс огосударствления собственности до сер.70х г.г.носил объективный характер и отражал особенности и потребности крупного индустриального производства. Однако чрезмерно централизованный жесткий хозяйственный механизм оказался неадекватен новым социально-экономическим условием:

1. на рубеже 70-80 г.г.начинается структурная перестройка эк-ки, переход от индустриальной к постиндустриальной эк-ой модели. Забюрократизированная структура гос-го сектора не могла обеспечить данный переход

2. формирование структур транснационального производства, ставших основой современного рыночного хозяйства сдерживалась в тех секторах, где господствовала национальная гос-ая форма собственности

3. высокая степень концентрации и централизации частных капиталов позволяла решать проблему мобилизации ресурсов для крупных хозяйственных программ без привлечения сил и средств гос-ва

4. обострение проблем бюджетного диффицита заставила правительство использовать продажу гос-ых предприятий как дополнительный источник получения финансовых средств.

Эти причины вызвали массовую приватизацию в большинстве стран с рыночной эк-ой на рубеже 70-80 г.г. Однако, в последние полтора года мы наблюдаем резкое расширение гос-го сектора. В России большую часть 20в. гос-ый сектор охватывал почти всю эк-ку. Приватизация начинается с нач. 90х г.г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: