Внутри гос-го сектора в ряде случаев возможно формирование квази рынков на основе разделения покупателей и поставщиков. Следовательно, возникает конкуренция между поставщиками.
Пример:
Великобритания: больницы находятся в гос-ой собственности, и финансирование зависит от того, сколько они заключат контрактов по оказанию услуг здравоохранения. Однако эти услуги оплачивают не потребители, а территориальные органы здравоохранения, кот выступают от лица пациентов. В отличие от рядового потребителя, территориальные агентства лучше знают специфику здравоохранения и могут привлечь профессиональных экспертов. Тем самым, агентства сосредотачиваются на защите интересов потребителей, а через квази рынок стимулируются лучшие больницы.
Оценка программ общ-ых расходов.
Эффективное использование общ-ых средств предполагает сопоставление затрат и результатов как гос-ое финансирование тех или иных программ, так и проектов производственного характера. Это позволяет не допустить произвольного выбора программ и планирование от достигнутого.
|
|
Планирование от достигнутого приемлемо, когда общество удовлетворено состояние общ-го сектора и не находится в процессе перемен. При оценке затрат и результатов нужно полное и точное определение:
- компонентов издержек
- последствий, к кот они приводят
- эк-ие единицы измерения, позволяющие оценивать разнообразные элементы затрат и результатов в едином масштабе
- чистая отдача (разница между результатами и затратами).
Однако решаются эти задачи по-разному. В зависимости от того, чьи интересы влияют на хозяйственные решения.
В частном секторе отдача характеризуется прибылью (выручка – издержки).
В общ-ом отдача, подлежащая максимизации – разность между общ-ми выгодами и общ-ми издержками. Т.о.нужен учет полож и отриц экстерналии (внешних эффектов). Анализируя рациональность общ-ых расходов, нужно оценивать те компоненты затрат и результатов, кот не становятся объектами рыночных отношений (неосязаемые блага). Т.о.в общ-ом секторе деятельность не может строиться исключительно на основе рыночной инф, т.к.он действуют в зонах провала рынка. Однако рыночное поведение индивидов и орг-ии дает исходную инф для определения общ-ых издержек и выгод (нельзя придерживаться только рыночными показателями).