Италия имеет наиболее сложную территориальную структуру из стран европейского сообщества. Это связано с большими различиями между уровнями соц-эк развития севера страны и регионами к югу от Рима. Для координации гос-ой политики в области разв этих регионов было сосздано спец агентство – «касса юга». Данное агентство отвеч за:
- разв инфраструктуры
- координацию и финансирование пром объектов
- политику кредитного и налогового стимулирования.
Эти меры дополняются льготами в области соц обеспечивания. Особенность региональной политики – широкое использов гос-ых предприятий для развития отсталых районов. Компания под контролем правительства должны направлять 80% новых инвестиций на юг страны. В последнее годы в решении региональных проблем активное участие принимают структуры европейского союза (комитет по региональной политики при совете министров ЕС и европейский фонд регионального развития).
Лекция 14.
Планирование в общественном секторе.
Опыт стран имеющих современное рыночное хозяйство показывает, что развитие социально-экономических процессов без понимания конечных целей этого развития и методов их достижения чревато серьезными провалами.
Планирование осуществляется как на микро, так и макро уровне экономики. Основным субъектом макроэкономического регулирования и планирования выступает государство. Как носитель общественных функций государство выполняет несколько задач:
- насыщает экономическую среду информацией, что способствует рациональному планированию хозяйственной деятельности на микро уровне.
- ставит плановую практику на микро уровне в определенные рамки, задавая допустимые параметры частного интереса и средств его достижения
- определяет цели социально-экономического развития общества и непосредственно регулирует хозяйственные пропорции в экономике.
Выделяется 2 основные модели планирования:
- индикативное планирование - особенностью
- директивное планирования
Особенностью индикативное планирование является рекомендательный характер, показатели (индикаторы) служат общими ориентирами социально-экономического развития и не подлежат обязательному выполнению. Однако государство использует различные инструменты регулирования с целью стимулировать хозяйствующие субъектов, следовать рекомендации планов. Выделяется 3 основных этапа индикативного планирования:
- разработка концепции социально-экономического развития, в которой представлены основные экономические и социальные тенденции наиболее общие цели и приоритеты развития.
- экономическое прогнозирование – это выработка на основе изучения социально-экономической информации и статистики возможных вариантов развития и будущего состояния народного хозяйства и социальной сферы или их составных частей.
- экономическое программирование – это процесс регулирования общественного хозяйства на основе системы экономических программ соответствующих государственной концепции социально-экономического развития.
В качестве индикаторов здесь используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние денежно-кредитной сферы, рынков товаров и услуг, ценных бумаг, занятости уровня жизни и т.д..
Директивное планирование. Данная модель планирования в основном реализуется в странах с высокой степенью огосударствления экономики. Система планов здесь охватывает и регламентирует всю совокупность протекающих в обществе социально-экономических процессов. Параметры плана (объем выпуска продукции, номенклатура, цена и т.п.) представляют собой обязательные и адресные задания хозяйствующим субъектам.
Разработка и утверждение планов, контроль за их выполнением является функцией вышестоящего управленческо-административного звена (центральный плановый орган, отраслевые министерства и т.п.). ниже стоящие участники экономического процесса могли оказывать воздействие на ход подготовки и принятия планов опосредованно в рамках так называемого «бюрократического торга». Когда уровень и величина плановых заданий определялись не реальными потребностями народного хозяйства, а системой не формальных отношений между субъектами экономической жизни. Это приводило к подрыву основ директивного планирования.
Следовательно, происходило снижение эффективности модели индикативного планирования, поэтому на рубеже 80-90-х годов 20 века большинство стран имевшие данную модель отказались от ее использования, хотя в современной рыночной экономике могут присутствовать элементы директивного планирования.
Основные факторы, потребовавшие изменения системы планирования:
- разрушение абсолютной монополии, государственной собственности и переход к многообразию форм собственности.
- использование рыночного механизма, как основного экономического регулятора.
- вхождение национальных экономик, мировое разделение труда, что требует унификации хозяйственных механизмов.
В России методологической основой планирования является федеральный закон «о государственном прогнозирование и программах социально-экономического развития РФ». В нем определены основные формы плановых работ, документов, сроков подготовки и порядок утверждения планов.
Опыт планирования.
Планирования наиболее широко используется в странах с так называемым догоняющем типом экономического развития.
Япония. Преступила к развитию своего механизма национального планирования с середины 50-х годов 20 века. В первый пятилетний план (1956-1960) был посвящен достижению экономической самостоятельности. С это периода пятилетние планы становятся основой политики правительства в экономике. Одновременно в последние годы стали разрабатываться долгосрочные прогнозы развития (20-25 лет).
Япония создала четкий механизм подготовки экономических планов и их реализации. В основе этой системы управление экономического планирования (УЭП). Возглавляет УЭП генеральный директор в ранге государственного министра. В функции этого управления входит разработка экономических планов и координация действий всех государственных органов в сфере планирования.
Второй важный элемент системы планирования – это министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Оно разрабатывает и реализует планы развития производства внешней экономической деятельности распределения, потребления. Спецификой японской системы планирования служит наличие так называемых консультативных советов. Основная их задача подготовка рекомендаций и концепции развития по всем областям жизни общества. В состав советов входят специалисты данных областей, государственные чиновники, представители деловых кругов, профсоюзов и т.д.
В настоящее время, действует более 200 консультативных советов при различных учреждения государственной власти и управления. Это позволяет государственным органам учитывать мнение широкого круга специалистов и представителей различных социальных групп до принятия решения, что значительно уменьшает вероятность профессиональных ошибок или возникновение социального недовольства. В области экономического планирования, наибольшее значение имеет консультативный совет по экономике при премьер-министре, и консультативный совет по проблеме экономической структуры при МВТП.
В Европе примером активного государственного планирования может служить Франция. Первый пятилетний план восстановления народного хозяйства был разработан в 1945 году. Разрушенная войной экономика заставила использовать жесткие директивные методы планирования.
Индикативные методы планирования заняли господствующее положение и стали активно использоваться лишь с конца 50-х годов. Характерной особенностью планирования во Франции является использование достаточно большого государственного сектора. Интересно регулируются отношения между национальным центром и регионами через систему планов контрактов, где каждая из договаривающихся сторон имеет юридически оформленные обязательства. Общую координацию плановой деятельности осуществляет центральный совет по вопросам планирования. В состав данного совета входят премьер-министр, министры и чиновники возглавляющие основные экономические ведомства. Возглавляет совет президент республики. Непосредственной разработкой общенациональных планов занимается генеральный комиссариат планирования. Он является относительно не зависимым органом и кроме разработке планов осуществляет также информационные, консультативные и надзорные функции. По каждому разделу будущего плана, как правило, создается комиссия из представителей деловых кругов, государственных органов и профсоюзов. В последние годы в разработке планов принимали участие представители политических и предпринимательских кругов крупные ученые из многих стран Европы.
Лекция 15.