Опыт региональной политики в Италии

Италия имеет наиболее сложную территориальную структуру из стран европейского сообщества. Это связано с большими различиями между уровнями соц-эк развития севера страны и регионами к югу от Рима. Для координации гос-ой политики в области разв этих регионов было сосздано спец агентство – «касса юга». Данное агентство отвеч за:

- разв инфраструктуры

- координацию и финансирование пром объектов

- политику кредитного и налогового стимулирования.

Эти меры дополняются льготами в области соц обеспечивания. Особенность региональной политики – широкое использов гос-ых предприятий для развития отсталых районов. Компания под контролем правительства должны направлять 80% новых инвестиций на юг страны. В последнее годы в решении региональных проблем активное участие принимают структуры европейского союза (комитет по региональной политики при совете министров ЕС и европейский фонд регионального развития).

Лекция 14.

Планирование в общественном секторе.

Опыт стран имеющих современное рыночное хозяйство показывает, что развитие социально-экономических процессов без понимания конечных целей этого развития и методов их достижения чревато серьезными провалами.

Планирование осуществляется как на микро, так и макро уровне экономики. Основным субъектом макроэкономического регулирования и планирования выступает государство. Как носитель общественных функций государство выполняет несколько задач:

  1. насыщает экономическую среду информацией, что способствует рациональному планированию хозяйственной деятельности на микро уровне.
  2. ставит плановую практику на микро уровне в определенные рамки, задавая допустимые параметры частного интереса и средств его достижения
  3. определяет цели социально-экономического развития общества и непосредственно регулирует хозяйственные пропорции в экономике.

Выделяется 2 основные модели планирования:

  1. индикативное планирование - особенностью
  2. директивное планирования

Особенностью индикативное планирование является рекомендательный характер, показатели (индикаторы) служат общими ориентирами социально-экономического развития и не подлежат обязательному выполнению. Однако государство использует различные инструменты регулирования с целью стимулировать хозяйствующие субъектов, следовать рекомендации планов. Выделяется 3 основных этапа индикативного планирования:

  1. разработка концепции социально-экономического развития, в которой представлены основные экономические и социальные тенденции наиболее общие цели и приоритеты развития.
  2. экономическое прогнозирование – это выработка на основе изучения социально-экономической информации и статистики возможных вариантов развития и будущего состояния народного хозяйства и социальной сферы или их составных частей.
  3. экономическое программирование – это процесс регулирования общественного хозяйства на основе системы экономических программ соответствующих государственной концепции социально-экономического развития.

В качестве индикаторов здесь используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние денежно-кредитной сферы, рынков товаров и услуг, ценных бумаг, занятости уровня жизни и т.д..

Директивное планирование. Данная модель планирования в основном реализуется в странах с высокой степенью огосударствления экономики. Система планов здесь охватывает и регламентирует всю совокупность протекающих в обществе социально-экономических процессов. Параметры плана (объем выпуска продукции, номенклатура, цена и т.п.) представляют собой обязательные и адресные задания хозяйствующим субъектам.

Разработка и утверждение планов, контроль за их выполнением является функцией вышестоящего управленческо-административного звена (центральный плановый орган, отраслевые министерства и т.п.). ниже стоящие участники экономического процесса могли оказывать воздействие на ход подготовки и принятия планов опосредованно в рамках так называемого «бюрократического торга». Когда уровень и величина плановых заданий определялись не реальными потребностями народного хозяйства, а системой не формальных отношений между субъектами экономической жизни. Это приводило к подрыву основ директивного планирования.

Следовательно, происходило снижение эффективности модели индикативного планирования, поэтому на рубеже 80-90-х годов 20 века большинство стран имевшие данную модель отказались от ее использования, хотя в современной рыночной экономике могут присутствовать элементы директивного планирования.

Основные факторы, потребовавшие изменения системы планирования:

  1. разрушение абсолютной монополии, государственной собственности и переход к многообразию форм собственности.
  2. использование рыночного механизма, как основного экономического регулятора.
  3. вхождение национальных экономик, мировое разделение труда, что требует унификации хозяйственных механизмов.

В России методологической основой планирования является федеральный закон «о государственном прогнозирование и программах социально-экономического развития РФ». В нем определены основные формы плановых работ, документов, сроков подготовки и порядок утверждения планов.

Опыт планирования.

Планирования наиболее широко используется в странах с так называемым догоняющем типом экономического развития.

Япония. Преступила к развитию своего механизма национального планирования с середины 50-х годов 20 века. В первый пятилетний план (1956-1960) был посвящен достижению экономической самостоятельности. С это периода пятилетние планы становятся основой политики правительства в экономике. Одновременно в последние годы стали разрабатываться долгосрочные прогнозы развития (20-25 лет).

Япония создала четкий механизм подготовки экономических планов и их реализации. В основе этой системы управление экономического планирования (УЭП). Возглавляет УЭП генеральный директор в ранге государственного министра. В функции этого управления входит разработка экономических планов и координация действий всех государственных органов в сфере планирования.

Второй важный элемент системы планирования – это министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Оно разрабатывает и реализует планы развития производства внешней экономической деятельности распределения, потребления. Спецификой японской системы планирования служит наличие так называемых консультативных советов. Основная их задача подготовка рекомендаций и концепции развития по всем областям жизни общества. В состав советов входят специалисты данных областей, государственные чиновники, представители деловых кругов, профсоюзов и т.д.

В настоящее время, действует более 200 консультативных советов при различных учреждения государственной власти и управления. Это позволяет государственным органам учитывать мнение широкого круга специалистов и представителей различных социальных групп до принятия решения, что значительно уменьшает вероятность профессиональных ошибок или возникновение социального недовольства. В области экономического планирования, наибольшее значение имеет консультативный совет по экономике при премьер-министре, и консультативный совет по проблеме экономической структуры при МВТП.

В Европе примером активного государственного планирования может служить Франция. Первый пятилетний план восстановления народного хозяйства был разработан в 1945 году. Разрушенная войной экономика заставила использовать жесткие директивные методы планирования.

Индикативные методы планирования заняли господствующее положение и стали активно использоваться лишь с конца 50-х годов. Характерной особенностью планирования во Франции является использование достаточно большого государственного сектора. Интересно регулируются отношения между национальным центром и регионами через систему планов контрактов, где каждая из договаривающихся сторон имеет юридически оформленные обязательства. Общую координацию плановой деятельности осуществляет центральный совет по вопросам планирования. В состав данного совета входят премьер-министр, министры и чиновники возглавляющие основные экономические ведомства. Возглавляет совет президент республики. Непосредственной разработкой общенациональных планов занимается генеральный комиссариат планирования. Он является относительно не зависимым органом и кроме разработке планов осуществляет также информационные, консультативные и надзорные функции. По каждому разделу будущего плана, как правило, создается комиссия из представителей деловых кругов, государственных органов и профсоюзов. В последние годы в разработке планов принимали участие представители политических и предпринимательских кругов крупные ученые из многих стран Европы.

Лекция 15.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: