ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Стихийное разв рынка ведет к возникновению опр региональных проблем:
- неравномерное соц эк-ое разв территории
- чрезмерная концентрация населения в крупногородских агломерациях
- неоптимальная сист эк-их взаимоотношений между регионами.
При этом возникающие проблемы носят комплексный характер. Они имеют:
- эк-ую составляющую (сниж эффективности эк-ки, недостаточную степень использ ресурсов),
- соц составляющую (неравенство в уровне жизни в доступе к учреждению культуры, образов, здравоохранении),
- экологическую (зоны экологич бедствия, ситуации в крупных городах),
- политич (региональный сепиратизм).
В эк-ой теории сущ различ подходы к решению возникающих проблем. Сторонники радикально-либир взглядов считают, что рынок созд сам оптимальные услов для движ ресурсов и раб силы, сглаживая тем самым территориальные диспропорции. Следов, нет необходимости гос-го вмешательства в региональное разв. Однако большинство ученых и практиков считают, что подобное вмешательство оправдано и необходимо. Они делятся на:
- сторонников активного гос-го вмешательства с использов всех имеющихся инструментов регулирования
- сторонников ориентации правительства на корректировку стихийных процессов, идущих в соц-экономической сфере.
Гос. региональная политика – совокупность планов и действий центральных и местных органов власти, направленных на предотвращение и сглаживание, возникающих или уже существующих территориальных диспропорций.
Инструменты региональной политики:
- прямое перечисление средств из гос бюджета и гос-ых внебюджетных фондов для финансирования проблемных регионов
- размещение гос предприятий в отсталых и в осваивымаех районах
- создание инфраструктуры за счет бюджетных средств
- регулирование цен с учетом региональной специфики
- определенная политика в области размещения гос-ых заказов
- региональная диффиринцированная кредитная и налоговая политика
- льготные сист соц обеспечивания для опр территорий
- введение ограничений и антистимулов в районах чрезмерной концентрации производства и населения.
В ряде случаев территории предоставляется особый политич статус с целью привлечения доп инвестиций, ув выпуска продукции на внешний рынок, решения наиболее острых соц проблем (свободные эк-ие зоны, зоны экологич бедствия, зоны конфликтов…)
Гос региональная политика носит:
- долгосрочный
- конъюнктурный (правительство вмеш, чтобы оказать помощь районам, кот больше пострадали от эк-го кризиса), характер, связанный с колебаниями эк-го цикла.
При осущ региональной политики, надо учитывать высокую степень инерционности территориальных систем, наличие опр временного лага (времени) между решениями, принимаемыми в этой сфере и получаемыми результатами. Поэтому большую роль в регулировании территориального развития играет:
- долгосрочное прогнозирование
- долгосрочн программирование.
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВЫИТИЯ
До нач 90х г.г. в России основа региональной политики – процесс централизованного планового размещения производства и инфраструктуры по территории страны в интересах единого народного хозяйства и в рамках решения опр соц задач.
Внимание уделялось:
- вопросам сдвига производительных сил на восток,
- эк-му развитию отсталых до этого регионов
- рациональному (с точки зрения плановой эк-ки) размещению крупных хоз-ых комплексов
- оптимизации транспортных связей
- развитию систем расселения на основе городских агломераций (процесс урбанизации, смена сельского населения на городское).
При этом удалось устранить многие крупные территориальные диспропорции, присущие развитию страны ранее:
- эк-ий подъем нац и слаборазвитых районов
- вовлечение в хоз-ое использование прир ресурсов восточных и северных регионов
- создание единых сист транспортных и энергетических коммуникаций
- проведение ускоренной урбанизации.
Однако еще происх накапливание новых противоречий в региональном разв, кот не находят адекватного разрешения. Эти проблемы углубляются соц-политичскими процессами 90х – 2000х г.г.:
- слом сверх централизованного управления в эк-ке
- эк-ая и юр-ая самостоятельность предприятия
- распад союзного гос-ва
- не до конца слодившиеся отношения между федеральным центром и регионами (ассиметричная федерация).
В новых условиях задача региональной политики:
не размещ предприятий и инфраструктуры по территории страны, а создание условий для оптимального соц-экономического разв регионов, основываясь не на методах прямого бюджетного финансирования и административного регулирования, а на инструментах косвенного эк-го и юр-го воздействия.
При выработку концепции регионального разв нужны реалистическая оценка имеющихся возможностей. В России произошло резкое сокращ фин-ых, организационных, демографич ресурсов региональной политики (по сравн с кон 80х г.г.).
Основные задачи региональной политики:
- опр общих правил взаимодействия федерального центра и регионов, при возможной минимизации различий в эк-ом статусе отдельных субъектов федерации
- профилактика процесса хоз-го обособления регионов и предотвращение распада единого эк-го пространства
- стимулирование процесса создания собственной фин-ресурсной базы развития территорий
- разработка четких критерий выделения районов со спец статусом и опр возможных рычагов воздействия на протекающие процессы
- обеспечение равного доступа всех граждан страны к четко определенному мин соц-ых гарантий (регион и фед соц-ые стандарты и кто не достигает федеральных, то получают помощь)
- поддержка формирований горизонтальных соц-экономических связей между субъектами России на основе 2хсторонних и многосторонних договоров (сибирское соглаш, центральная Россия, север России…)
- формирование условий восстановления и развития соц-экономических связей с республиками СНГ (чтоб не ставить таможню на 2х местах)






