ДИНАМИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ НАГРУЗОК
Прежде всего вспомним, что такое статическое нагружение и какую нагрузку мы называем статической:
«Нагрузка, которая медленно и плавно прикладывается к элементу, возрастая от нуля до своего конечного значения, а затем остается постоянной в течение всего времени действия, называется статической;
«При таком нагружении все внешние силы (включая реакции опор) и внутренние силы в элементе успевают УРАВНОВЕСИТЬСЯ, поэтому для статического нагружения характерно РАВНОВЕСИЕ системы в любой момент времени. И именно поэтому, решая задачи статики, мы имеем право пользоваться уравнениями равновесия – при определении реакций опор, при нахождении внутренних усилий методом сечений и т. д.
«Простейшими примерами статического нагружения является давление фундамента здания на грунт, давление жидкости на дно и стенки резервуара, собственный вес деталей, находящихся в покое и т.п.
«Однако на практике детали машин и механизмов редко работают в условиях статических нагрузок. В процессе эксплуатации любого механизма детали машин постоянно испытывают разного рода удары, толчки, вибрации, колебания, резкое изменение скоростей, многократно изменяющиеся нагрузки и по величине, и по направлению и т.п. Все эти нагрузки называются динамическими.
|
|
«Однако говорить – будет эта нагрузка статическая или динамическая только по скорости ее приложения – неверно. Существует вполне строгий параметр (фактор), который ЧЕТКО ОТЛИЧАЕТ
нагрузку динамическую от статической. Таким фактором является УСКОРЕНИЕ.
Нагрузка является динамической, если она прикладывается с ускорением
«Именно наличие ускорения принципиально меняет картину нагружения элемента, потому что, как известно из физики, наличие ускорения всегда вызывает появление силы инерции , направленной в сторону, обратную ускорению. И эта сила инерции является ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКОЙ, воздействующей на элемент, вызывая в нем дополнительные напряжения и деформации.
Например: трос подъемного крана поднимает груз →
— если груз поднимается с постоянной скоростью, без ускорения, трос
растягивается только весом груза и собственным весом. Это − задача статики.
— если груз поднимается с ускорением (вектор ускорения направлен вверх),
то сразу возникает сила инерции, направленная в обратную сторону, т.е.
вниз. И теперь трос растягивается весом груза, собственным весом и силой
инерции массы груза и своего веса. Это – задача динамики.
«Поэтому элементы, работающие в условиях динамических нагрузок, всегда нагружены больше и в них возникают бóльшие напряжения и бóльшие деформации, что следует учитывать в расчетах на прочность и жесткость.
|
|
«Далее. В зависимости от вида ускорения все задачи динамика подразделяются на четыре основных класса →
u Задачи на учет сил инерции
v Задачи на ударную нагрузку
Задачи на упругие колебания
Задачи на циклические нагрузки
Рассмотрим и охарактеризуем каждый класс коротко, а далее будем изучать эти вопросы более подробно.
u ЗАДАЧИ НА УЧЕТ СИЛ ИНЕРЦИИ
Это такой класс задач, когда ускорения постоянны по величине и по направлению и когда их можно численно определить по формулам кинематики твердого тела, например:
или ,
где − ускорение; − начальная и конечная скорости соответственно; − время, в течение которого изменяется скорость; − путь, пройденный с ускорением.
Рассмотрим тело массой , находящееся в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения →
Согласно ПЕРВОМУ закону динамики, если на тело не действуют никакие силы, оно находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения.
Если к телу приложить силу , состояние движения изменится, так как сила является причиной изменения любого состояния движения (покой также является формой состояния движения).
При этом любое изменения состояния движения всегда происходит с ускорением , направленным в сторону этой силы.
Согласно ВТОРОМУ закону динамики – сила, изменяющая состояние движения, равна
Но как только появляется ускорение – тут же появляется сила инерции , равная и направленная в сторону, обратную ускорению. Эта сила является дополнительной нагрузкой на элемент, вызывая появление в нем дополнительных напряжений и деформаций, о чем было сказано выше.
Этот класс задач позволяет численно определять ускорения и вычислять силу инерции, вводя ее в дальнейший расчет.
v ЗАДАЧИ НА УДАРНУЮ НАГРУЗКУ
Задачи на удар являются сложными сразу по нескольким причинам →
Первая причина заключается в том, что при соударении тел их скорость от начального значения до конечного изменяется очень быстро, за долю секунды, и зафиксировать это время, а значит численно посчитать ускорение и возникающую силу инерции не представляется возможным. Однако нетрудно представить, что при бесконечно малом значении времени − ускорения и силы инерции будут ОЧЕНЬ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМИ и это приведет к появлению больших динамических напряжений. При ударных нагрузках прочность элементов снижается, поэтому расчеты на этот вид нагрузок являются очень важными. Так как численно определить ускорения и невозможно, решение задач этого класса будет проводится на основании закона сохранения энергии.
Другая причина сложности этих задач заключается в том, что при ударных воздействиях материалы проявляют другие механические свойства. Многие материалы, которые являются высокопластичными при статическом нагружении, при ударе становятся хрупкими. Поэтому для определения механических свойств материалов и заключения о пригодности их для работы в условиях удара следует проводить отдельные исследования – так называемую, ударную пробу. В результате определяют механическую характеристику, которая называется ударная вязкость и которая характеризует способность материала противостоять ударным нагрузкам.
Сложность задач этого класса заключается также в том, что удар всегда сопровождается возникновением целого ряда побочных явлений – волновые процессы, упругие колебания и т.п., что крайне сложно учесть в расчетах.
Поэтому при изучении ударных нагрузок различают точную теорию удара и техническую теорию удара. Последняя является приближенной теорией и с достаточной степенью точности может быть использована в инженерных расчетах.
|
|
ЗАДАЧИ НА УПРУГИЕ КОЛЕБАНИЯ
Это тот класс задач, когда ускорения являются переменными и по величине, и по направлению. Особенно важными являются вынужденные колебания систем и опасное состояние элемента, когда система входит в резонанс.
ЗАДАЧИ НА ЦИКЛИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ
Этот класс задач представляет собой один из наиболее важных видов динамического действия нагрузок. Речь идет о циклических повторно-переменных нагрузках, которые во течение времени работы элемента изменяются по величине и по знаку и которые называются ЦИКЛИЧЕСКИМИ (знакопеременными) НАГРУЗКАМИ. В условиях таких нагрузок работает, например, ось вагона — она испытывает изгиб от веса вагона, поэтому растянутые волокна оси снизу, сжатые – сверху. Но при движении поезда ось вращается вместе с колесами и растянутые и сжатые волокна постоянно меняются местами, в результате чего волокна оси испытывает знакопеременные напряжения – растяжение-сжатие, растяжение-сжатие, растяжение-сжатие и т.д. В условиях циклических знакопеременных нагрузок работают также валы различных машин, шатун и коленчатый вал в поршневом двигателе, элементы ферм моста под действием движущегося поезда и т.д.
Под действием циклических нагрузок элементы разрушаются при значительно меньших напряжениях, чем при статическом нагружении. При повторных нагрузках и разгрузках появляется наклеп, который приводит к охрупчиванию детали. Многократное воздействие переменой нагрузки на элемент, а это может составлять до 1000 циклов и более, приводит к образованию на поверхности детали микротрещины, которая называется усталостной трещиной и которая становится сильным концентратором напряжений, ослабляющим деталь. Усталостная трещина постепенно растет, углубляется внутрь и приводит, в конечном итоге, к разлому элемента. Такое разрушения называется усталостным разрушением и расчеты в этом случае производят на усталостную прочность.