Глава 30. Купля-продажа

§ 2. Розничная купля-продажа

Статья 492. Договор розничной купли-продажи

Комментарий к статье 492

1. До вступления в силу части второй ГК РФ законодательством не давалось определение договора розничной купли-продажи, хотя данный термин использовался довольно широко и не только в нормативных актах гражданско-правового характера. Одним из первых советских нормативных актов о розничной торговле стал Декрет СНК РСФСР от 19 июля 1921 г. "Инструкция о порядке открытия и производства всякой торговли и правила надзора за ней" <1>. В 20-е гг. прошлого столетия законодатель стал уделять пристальное внимание регулированию цен на товары, реализуемые по договору розничной купли-продажи <2>. В 60 - 70-е гг. важное значение приобрели ведомственные акты, устанавливавшие особенности заключения и исполнения договоров розничной купли-продажи отдельных видов товаров, в частности Типовые правила обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети государственной и кооперативной торговли, утвержденные Приказом Минторга СССР N 19, Госстандарта СССР N 19 от 1 февраля 1974 г.; Типовые правила торговли на колхозных рынках, утвержденные Приказом Минторга СССР от 14 ноября 1978 г. N 263; Типовые правила обмена обуви отечественного производства и импортной, купленной в магазинах государственной и кооперативной торговли, утвержденные Приказом Минторга СССР от 31 августа 1979 г. N 213, и др.

--------------------------------

<1> СУ РСФСР. 1921. N 57. Ст. 356.

<2> Постановления СТО СССР от 22 февраля 1924 г. "О порядке установления предельных цен на товары" // Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1924. N 3. Ст. 101; от 29 февраля 1924 г. "О снижении розничных цен" // Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1924. N 3. Ст. 104; от 29 февраля 1924 г. "О публикации розничных цен" // Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1924. N 3. Ст. 105.

Для российского законодательства о розничной торговле, действовавшего до вступления в силу части второй ГК РФ, характерно сочетание норм частного и публичного права. В комментируемой статье впервые выведено на уровень кодифицированного акта понятие договора розничной купли-продажи, к которому применяются общие нормы о договоре купли-продажи, если иное не предусмотрено нормами § 2 гл. 30 Кодекса.

2. В настоящее время в правовом регулировании торговой деятельности, в том числе и розничной, важное значение имеет Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" <1>, который в основном содержит нормы публичного права и регламентирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности. В ст. 2 указанного Закона содержится понятие розничной торговли как вида торговой деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров для использования их в личных целях, для удовлетворения семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Данное определение, в отличие от понятия договора розничной купли-продажи, сформулированного в п. 1 комментируемой статьи, не учитывает особенности субъектного состава сторон договора, а именно правовое положение продавца, который осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2010. N 1. Ст. 2.

Таким образом, квалифицирующими признаками договора розничной купли-продажи являются:

- субъектный состав;

- цели приобретения товара.

Приобретаемый покупателем товар предназначается для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. В том случае, если предназначение товара связано с предпринимательской деятельностью, к договору применяются общие положения о купле-продаже (§ 1 гл. 30), а при наличии признаков договора поставки - нормы § 3 гл. 30. Если в качестве покупателя выступает гражданин, приобретающий товары для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, то к таким договорам применяются также нормы законодательства о защите прав потребителей, в частности Федерального закона "О защите прав потребителей" и изданных в соответствии с ним иных правовых актов.

Под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.) (п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки"). При этом согласно § 2 гл. 30 ГК РФ, в случае если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже.

Вопросы разграничения договоров розничной и других видов договоров купли-продажи весьма актуальны в правоприменительной практике. Так, при разрешении споров, вытекающих из договоров купли-продажи, не относящихся к розничной торговле, например из договоров поставки, суды нередко делают ссылки на ст. 495 <1>, 496 <2> ГК РФ и др.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30 декабря 2003 г. N Ф03-А51/03-1/3415.

<2> Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 29 января 2002 г. N А43-6109/01-4-238; ФАС Западно-Сибирского округа от 1 апреля 2010 г. по делу N А02-1559/2009.

Правильная квалификация договора в качестве договора розничной купли-продажи имеет значение не только для гражданского права, но также для налогообложения, административного права. Так, в целях гл. 26.3 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и за безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи независимо от того, какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) реализуются эти товары. С учетом положений комментируемой статьи и ст. 506 ГК РФ основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара (письмо Минфина РФ от 4 июня 2008 г. N 03-11-04/3/261).

В то же время в налоговом законодательстве обращается внимание на другие признаки розничной купли-продажи. В силу ст. 346.27 НК РФ для целей гл. 26.3 НК РФ под розничной торговлей подразумевается торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в пп. 6 - 10 п. 1 ст. 181 НК РФ, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без них, в барах, ресторанах, кафе и других точках общественного питания. При продаже товара в кредит применяется отсроченная оплата товара спустя определенный период времени после его передачи продавцом. Указанные операции не подпадают под определение розничной торговли, приведенное в ст. 346.27 НК РФ <1>. При этом деятельность аптек по реализации лекарственных средств отдельным категориям населения, имеющим право на получение дополнительной бесплатной помощи, за счет оплаты данных лекарственных средств уполномоченными фармацевтическими организациями безналичным путем, признается с точки зрения налогообложения розничной торговлей (письмо Минфина РФ от 18 января 2006 г. N 03-11-04/3/18). Согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

--------------------------------

<1> Консультация эксперта МНС РФ. 2004.

В п. 2 комментируемой статьи отмечается, что договор розничной купли-продажи является публичным. Из этого следует, что коммерческая организация или индивидуальный предприниматель по характеру своей деятельности должны заключать договор розничной купли-продажи в отношении каждого, кто к ним обратится, и не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров устанавливается одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

3. Пункт 3 комментируемой статьи дает отсылку к законодательству и подзаконным актам о защите прав потребителей. Под потребителем в соответствии с Законом о защите прав потребителей понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Такие нормативные правовые акты носят не только гражданско-правовой, но и публичный характер, устанавливая требования к деятельности продавца. Наряду с Законом о защите прав потребителей важное значение имеют Постановления Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом", от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации", Положение по рассмотрению претензий владельцев машин и оборудования по поводу ненадлежащего качества проданной или отремонтированной техники в гарантийный период, утвержденное Минсельхозом России 11 мая 2000 г., и др.

Статья 493. Форма договора розничной купли-продажи

Комментарий к статье 493

1. В комментируемой статье устанавливаются требования к форме договора розничной купли-продажи, а также момент заключения договора в надлежащей форме.

В науке существуют разные подходы к определению формы договора розничной купли-продажи. По мнению В.В. Витрянского, "устная форма договора розничной купли-продажи скорее является исключением из общего правила о письменной форме данного договора. Об этом свидетельствуют нормы ГК о публичной оферте, об обязанности продавца предоставить покупателю информацию о товаре. Кроме того, отнесение договора розничной купли-продажи к договорам присоединения (ст. 428 ГК) практически исключает устную форму договора, поскольку предполагает использование стандартных форм, формуляров, наличие у продавца письменных документов о товаре, его цене и других существенных условиях договора розничной купли-продажи" <1>. А.Е. Шерстобитов отмечает, что "по общему правилу такой договор заключается в устной форме. В том случае, когда момент совершения и момент исполнения сделки не совпадают, необходимо руководствоваться требованием ст. 161 ГК, согласно которой сделки должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения, сделок юридических лиц между собой и с гражданами. Возникает вопрос о соотношении рассматриваемых норм и ст. 493 ГК. Исходя из необходимости учета как общих положений, так и специальной нормы, следует считать, что кассовый или товарный чек либо иной документ, подтверждающий оплату товара, выданный продавцом покупателю по договору розничной купли-продажи, когда момент его заключения и момент исполнения не совпадают, представляют собой письменную форму договора" <2>.

--------------------------------

<1> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о передаче имущества. Кн. 2 (4-е изд., стереотип.). М.: Статут, 2002; СПС "КонсультантПлюс".

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Гражданское право: В 4 т. Обязательственное право" (том 3) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).

<2> Гражданское право: Учебник. В 4 т. Т. 3: Обязательственное право / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Статут, 2010; СПС "КонсультантПлюс". Автор главы - А.Е. Шерстобитов.

Ю.С. Харитонова высказывает мнение о том, что "выдача документа об оплате (кассового или товарного чека, иного документа) не определяет форму рассматриваемого договора. Форма договора розничной купли-продажи подчиняется нормам ст. 159 - 161 ГК РФ. Форма договора признается надлежащей для конкретного договора розничной купли-продажи в зависимости от того, в какой момент исполнен данный договор" <1>.

--------------------------------

<1> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. В 3 т. Т. 2: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М.: Юрайт-Издат, 2006; СПС "КонсультантПлюс".

Форма договора розничной купли-продажи определяется следующими обстоятельствами:

- субъектным составом договора. В качестве продавца выступает субъект предпринимательской деятельности - юридическое лицо (с учетом того, что договор розничной купли-продажи является публичным, - коммерческая организация) или индивидуальный предприниматель;

- моментом исполнения договора. Договор розничной купли-продажи, как правило, исполняется в момент его совершения. Согласно п. 2 ст. 159 ГК РФ, если иное не установлено соглашением сторон, то могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы которых влечет их недействительность.

В связи с этим момент заключения договора связан с выдачей покупателю письменного доказательства заключения договора. Однако отсутствие такого доказательства не ограничивает возможность заключения договора в устной форме и соответственно ссылки на свидетельские показания.

Иные положения о моменте заключения договора розничной купли-продажи могут быть предусмотрены как законодательством, так и договором. Так, согласно п. 2 ст. 498 ГК РФ договор розничной купли-продажи с использованием автоматов считается заключенным с момента совершения покупателем действий, необходимых для получения товара.

В том случае, если условия договора розничной купли-продажи определены продавцом в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом, такой договор является договором присоединения и совершается в письменной форме.

Товарный, кассовый чеки, иные документы являются письменными доказательствами заключения договора розничной купли-продажи. Так, например, в соответствии с п. 20 Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, при разносной торговле вместе с товаром (за исключением продовольственных товаров, указанных в абз. 2 п. 4 настоящих Правил) покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и сведения о продавце, дата продажи, количество и цена товара, а также проставляется подпись представителя продавца.

Нормы комментируемой статьи являются специальными по отношению к общим нормам о форме сделки и подлежат применению ко всем договорам розничной купли-продажи (в том числе возможность покупателя ссылаться на свидетельские показания), если иное не предусмотрено законом или договором к отдельным видам договоров розничной купли-продажи. Это касается и таких договоров розничной купли-продажи, для которых совершение и исполнение разделены во времени. Так, например, в соответствии с п. 31 Постановления Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918 "Об утверждении Правил продажи товаров по образцам", в случае если доставленный товар передается покупателю или получателю по месту его жительства или иному указанному им адресу, товар принимается покупателем или получателем в соответствии с данными сопроводительного документа (извещение, квитанция) на товар.

В соответствии с п. 20 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612, договор розничной продажи товаров дистанционным способом считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар. При оплате товаров покупателем в безналичной форме или продаже товаров в кредит (за исключением оплаты с использованием банковских платежных карт) продавец обязан подтвердить передачу товара путем составления накладной или акта сдачи-приемки товара.

Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в том числе требований о замене товара, устранении его недостатков и т.д. Так, при возврате товара покупатель должен подтвердить, что возвращаемый товар был приобретен именно у этого продавца. В случае возникновения спора покупатель при отсутствии кассового, товарного чека или иного документа вправе ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта заключения договора и его условий, которые оцениваются судом в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.

2. Кассовый чек представляет собой первичный учетный документ, отпечатанный контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, подтверждающий факт осуществления между пользователем и покупателем (клиентом) наличного денежного расчета и (или) расчета с использованием платежных карт, содержащий сведения об этих расчетах, зарегистрированных программно-аппаратными средствами контрольно-кассовой техники, обеспечивающими надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов, согласно Постановлению Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями" <1>. В товарном чеке в отличие от кассового указывается не только цена, но также вид и количество проданного товара.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2007. N 31. Ст. 4089.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2008. N 19. Ст. 2191.

Форма товарного чека не содержится в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации <1>. В связи с этим в письме Минфина России от 11 февраля 2009 г. N 03-11-06/3/28 разъясняется, что налогоплательщики вправе самостоятельно утверждать форму товарного чека, соблюдая при этом положения Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Согласно ст. 9 названного Закона все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

--------------------------------

<1> Постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" // Бухгалтерский учет. 1999. N 3.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Оформление товарного чека может иметь некоторые различия в зависимости от вида товара. Отражение в товарном чеке дополнительных сведений, в том числе наименования покупателя, возможно только по согласованию с продавцом товара.

Выдача кассового, а в некоторых случаях товарного чека является обязанностью продавца по договору розничной купли-продажи, которая обеспечивается нормами публичного права. Использование контрольно-кассовых аппаратов определяется Федеральным законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" <1>, в соответствии со ст. 2 которого контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Из общего правила имеются исключения, установленные законом. Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности:

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 21. Ст. 1957.

- продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

- торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением торговли в находящихся в этих местах магазинах, павильонах, киосках, палатках, автолавках, автомагазинах, автофургонах, помещениях контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых местах, открытых прилавках внутри крытых рыночных помещений при реализации непродовольственных товаров;

- разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков;

- продажа в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;

- продажа в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;

- торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;

- торговля из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, а также вразвал овощами и бахчевыми культурами

и т.д.

В письме Роскомторга от 17 марта 1994 г. N 1-314/32-9 "О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети" отмечается, что предприятие обязано выдавать покупателю вместе с покупкой отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку, подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи между покупателем и данным предприятием. При продаже технически сложных товаров и других непродовольственных товаров, которые в случае выхода из строя в период гарантийного срока могут быть возвращены в магазин, покупателю выписывается товарный чек с указанием в нем названия (номера) магазина, наименования и сорта (артикула) изделия, цены, даты продажи и фамилии продавца. Товарный чек выписывается в двух экземплярах, один из которых передается покупателю. В техническом паспорте на изделие также проставляются дата и год продажи, штамп магазина, фамилия продавца.

В обязанность покупателя входит сохранение кассового чека до выхода из торгового зала самообслуживания.

Правоприменительная практика использования кассовых чеков в качестве доказательства заключения договора купли-продажи и его условий неоднозначна. Так, Постановлениями ФАС Центрального округа от 4 августа 2009 г. N А23-1880/08Г-19-117, ФАС Северо-Западного округа от 8 октября 2009 г. N А56-58546/2008 был признан в качестве ненадлежащего доказательства кассовый чек, в котором не указаны сведения о приобретаемом товаре. Постановлениями ФАС Московского округа от 26 августа 2009 г. N КГ-А40/7959-09 и Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2009 г. N А60-25777/2008 свидетельские показания были признаны надлежащими доказательствами заключения договора купли-продажи контрафактной продукции и, следовательно, нарушения исключительного права правообладателя. ФАС Московского округа в Постановлении от 26 июня 2008 г. N КГ-А41/5437-08 указал, что по смыслу ст. 493 ГК РФ кассовый чек является документом, подтверждающим факт заключения договора розничной купли-продажи.

3. Для подтверждения факта заключения договора розничной купли-продажи в качестве иных документов могут использоваться эксплуатационная документация, в которой сделана отметка об оплате, и контрольная лента к кассовому аппарату. В соответствии с п. 14 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 470, контрольная лента должна быть у всех кассовых аппаратов и должна храниться не менее пяти лет (письмо УФНС России по г. Москве от 2 ноября 2005 г. N 22-12/80195).

Статья 494. Публичная оферта товара

Комментарий к статье 494

1. Как известно, оферта характеризуется, в частности, тем, что она обращена к одному или нескольким конкретным лицам и содержит существенные условия договора (п. 1 ст. 435 ГК). Предложение заключить договор (реклама и т.п.), обращенное к неопределенному кругу лиц, квалифицируется в качестве приглашения делать оферты, если иное прямо не указано в самом предложении (п. 1 ст. 437 ГК). Наконец, в п. 2 ст. 437 ГК РФ дается понятие публичной оферты.

Применительно к розничной купле-продаже в комментируемой статье устанавливаются правила, существенно отличающиеся от указанных общих положений. Причем эти правила несколько не согласованы с названными положениями. Так, правовое значение рекламы и других подобных предложений (как приглашений делать оферты) может быть изменено указаниями, содержащимися в таких предложениях (п. 1 ст. 437 ГК), но не законом. Между тем как в п. 1 рассматриваемой статьи устанавливается иное. Публичная оферта содержит все существенные условия договора (п. 2 ст. 437 ГК РФ). А в п. 2 комментируемой статьи публичными офертами признаются и некоторые действия, не сопровождающиеся указанием существенных условий. Однако отмеченная несогласованность норм ГК РФ не таит в себе ничего страшного с практической (правоприменительной) точки зрения.

В ст. 435, 437 ГК РФ содержатся общие правила. В рассматриваемую статью включены специальные нормы о розничной купле-продаже.

Причем такой способ предложения заключить договор розничной купли-продажи, о котором идет речь в комментируемой статье, не имеет широкого распространения в сравнении с обычно применяемым способом. Обычно договор купли-продажи заключается путем акцепта публичной оферты как действия, о котором говорится в п. 2 ст. 437 ГК РФ, т.е. предложения заключить договор, содержащего все существенные условия договора, из которого усматривается воля оферента заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. Если, однако, совершаются действия, указанные в рассматриваемой статье, то они признаются публичной офертой. Точнее - приравниваются к публичной оферте, определение которой дано в п. 2 ст. 437 ГК РФ.

2. Как представляется, оферта в сфере розничной купли-продажи может быть только публичной. Это обусловлено спецификой складывающихся в этой сфере отношений, которая нашла отражение в законе. В силу ст. 426 ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором, т.е. коммерческая организация (продавец) обязана продать товар любому, кто к ней обратится. При этом продавец не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, а также иные условия договора розничной купли-продажи (как и любого публичного договора) устанавливаются одинаковыми для всех покупателей (потребителей и др.), за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных субъектов (п. 2 ст. 426 ГК; см. также п. 2 ст. 492 и соответствующий комментарий).

Покупателю по договору розничной купли-продажи чаще всего не о чем договариваться с продавцом. Договор может быть заключен не иначе как путем принятия предложения продавца, акцепта публичной оферты. Таким образом, договор розничной купли-продажи является договором присоединения (ст. 428 ГК). Таково общее правило. Естественно, существуют и исключения. Так, покупатель может выразить волю акцептовать публичную оферту с условием принятия товара покупателем в определенный срок или с условием доставки товара покупателю (см. ст. 496, 499 ГК и соответствующие комментарии). Может быть предусмотрена оплата товара в кредит или рассрочку (см. ст. 488, 489 ГК и комментарии к ним) и т.д. Но и в этих случаях все остальные условия договора (о цене и др.) определены в публичной оферте. Согласовав условия о сроке принятия товара или о доставке и т.д., во всем остальном покупатель присоединяется к предложенному договору в целом.

3. Если предложение заключить договор розничной купли-продажи обращено к неопределенному кругу лиц (ко всякому и каждому), сформулировано в рекламе, каталогах и описаниях товаров и содержит все существенные условия договора, то презюмируется, что продавец выражает волю заключить договор с любым, кто отзовется. (Иначе к чему предложение?) Такое предложение признается публичной офертой.

Если бы такие предложения не признавались публичной офертой, то в ряде случаев потенциальные покупатели вводились бы в заблуждение.

4. При рассмотрении п. 2 комментируемой статьи важно обратить внимание на следующие обстоятельства.

Во-первых, речь идет о выставлении товаров, а также о демонстрации образцов или предоставлении сведений о продаваемых товарах.

Во-вторых, указанные действия совершаются в месте продажи. Поэтому правило п. 2 не применяется, например, при продаже товаров, осуществляемой посредством разносной торговли.

В-третьих, такие действия признаются публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие условия договора. В принципе такой ситуации быть не должно, поскольку в силу п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров <1> продавец до заключения договора должен довести до сведения покупателей кроме прочего цену и условия приобретения товара. Пунктом 19 этого акта предусмотрено, что продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

--------------------------------

<1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации".

Если, однако, продавец не исполнил указанную обязанность или выдвигает некие дополнительные условия, то начинает "работать" правило, содержащееся в п. 2 комментируемой статьи: совершена публичная оферта, любой вправе на нее отозваться, отозвался - договор заключен.

В-четвертых, в указанных случаях продавец может указать ("явно определить"), что соответствующие товары не предназначены для продажи. Обычно так и указывается: "Не продается". И рассматриваемые действия не признаются публичной офертой.

Статья 495. Предоставление покупателю информации о товаре

Комментарий к статье 495

1. Комментируемая статья посвящена одной из специфических особенностей договора розничной купли-продажи, создающих особый правовой статус покупателя по такому договору. Покупатель, как принято считать, является "слабой" стороной в договоре розничной купли-продажи <1>, поэтому предоставленное ему право на информацию о товаре - одно из дополнительных средств его правовой защиты. В отличие от общих положений о купле-продаже, предполагающих, что покупатель и продавец согласуют лишь наименование и количество товара, а продавец сообщает покупателю об известных ему недостатках товара, в § 2 гл. 30 ГК РФ установлено, что продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже. Объем информации и способ ее предоставления (устно, в виде прилагаемой к товару документации, путем размещения информации на товаре и т.п.) должны соответствовать закону, иным правовым актам и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям. В качестве способа предоставления информации о товаре комментируемая статья рассматривает также проверку свойств или демонстрацию использования товара по требованию покупателя в его присутствии (п. 2).

--------------------------------

<1> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 1: Общие положения. 3-е изд., стереотип. М.: Статут, 2001.

Реализация права покупателя на информацию о товаре возможна также посредством его собственных действий: покупатель вправе осмотреть товар, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.

Нельзя не заметить, что право покупателя на информацию о товаре и корреспондирующая с ним обязанность продавца по предоставлению такой информации существуют вне договорного правоотношения, на преддоговорной стадии отношений сторон. Возможность возникновения правоотношения "будущий покупатель - будущий продавец" следует из того, что договор розничной купли-продажи является публичным (п. 2 ст. 492 ГК).

Поскольку названное правоотношение является преддоговорным, неисполнение продавцом обязанностей, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривается как уклонение от заключения договора и влечет за собой обязанность продавца возместить покупателю причиненные этим убытки (п. 3 настоящей статьи).

Если покупатель не получил информацию о товаре, но договор заключил, он вправе в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения ему других убытков. В случае, когда покупатель не получил от продавца необходимой информации о товаре, в котором после его передачи покупателю выявились недостатки, он вправе предъявить продавцу требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ, если докажет, что недостатки товара возникли в связи с отсутствием у него информации. Таким образом, общее правило ст. 476 ГК РФ о том, что продавец отвечает за недостатки, возникшие до передачи товара покупателю, в этом случае не подлежит применению.

Так, общество проводило косметический ремонт в арендуемых им помещениях, в том числе заменяло электропроводку и электрооборудование. Для проведения ремонтных работ общество приобрело у другого общества (продавца) электрический кабель. Проложив кабель в стены и установив розетки и выключатели, общество (покупатель) произвело отделку стен, однако после покраски стен вокруг выключателей и розеток появились масляные пятна. Для устранения повреждений стен был произведен демонтаж поврежденных элементов, кабеля, смонтирован новый кабель и элементы стенового покрытия, стены были заново оклеены обоями. Покупатель, полагая, что причиной повреждения стен является продажа ему некачественного товара и непредоставление продавцом достоверной и полной информации о товаре, обратился в суд с иском о взыскании убытков, состоящих из расходов, понесенных в связи с проведением повторного ремонта. В ходе судебного разбирательства стороны совместно осмотрели помещение и выявили повреждения, установив, что предположительной причиной повреждения является выделение маслянистой жидкости из кабеля. Высший Арбитражный Суд РФ счел необходимым поддержать судебные инстанции, которые пришли к выводу о правомерности требований покупателя <1>. В приведенном примере возможность применения к отношениям сторон положений комментируемой статьи связана с тем, что хозяйственное общество - покупатель - приобрело товар не для целей, непосредственно связанных с предпринимательской деятельностью.

--------------------------------

<1> Определение ВАС РФ от 6 ноября 2009 г. N ВАС-14298/09 по делу N А26-3609/2008.

2. Поскольку к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина подлежат применению также положения законодательства о защите прав потребителей, необходимо учитывать специальные правила о предоставлении покупателю-гражданину информации и об ответственности продавца за неисполнение этой обязанности, установленные Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".

В соответствии со ст. 10 Закона о защите прав потребителей информация о товарах в обязательном порядке должна содержать:

- наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

- сведения об основных потребительских свойствах товаров, в отношении продуктов питания - сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более 9/10%), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством РФ;

- цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита - размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

- гарантийный срок, если он установлен;

- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

- информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

- срок службы или срок годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

- адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

- информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров, указанных в п. 4 ст. 7 Закона о защите прав потребителей;

- информацию о правилах продажи товаров.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Кроме того, особые требования к объему и способам предоставления покупателям информации о товаре установлены целым рядом иных Федеральных законов: от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах", от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака", от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", от 24 июня 2008 г. N 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию", от 27 октября 2008 г. N 178-ФЗ "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей", от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию", от 27 декабря 2009 г. N 347-ФЗ "Технический регламент о безопасности низковольтного оборудования". Так, в силу ст. 18 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" на этикетках или ярлыках либо на листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов с учетом видов пищевых продуктов должна быть размещена на русском языке информация о пищевой ценности (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов); о назначении и об условиях применения (в отношении продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок); о способах и об условиях изготовления готовых блюд (в отношении концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов); об условиях хранения (в отношении пищевых продуктов, для которых установлены требования к условиям их хранения); о дате изготовления и дате упаковки пищевых продуктов.

Дополнительные требования к предоставлению покупателю информации о товаре устанавливаются подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом о защите прав потребителей. Например, Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. N 481 утвержден Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, а Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1222 определен Перечень видов товаров, на которые распространяется требование о содержании информации о классе энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках.

Весьма важно также то, что законодательство о защите прав потребителей закрепляет презумпцию отсутствия у покупателя-гражданина специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (п. 4 ст. 12 Закона о защите прав потребителей).

3. За неисполнение обязанностей продавца по предоставлению покупателю информации о товаре установлена не только гражданско-правовая ответственность. В соответствии со ст. 14.8 КоАП нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1 тыс. рублей; на юридических лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.

Статья 496. Продажа товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок

Комментарий к статье 496

1. Выделение договора розничной купли-продажи с условием о принятии товара покупателем в определенный срок основано на критерии момента исполнения продавцом обязанности по передаче товара покупателю, поскольку по договору розничной купли-продажи момент заключения договора и момент его исполнения не всегда совпадают. Необходимо отличать данный договор от договора розничной купли-продажи товара с условием о его доставке покупателю, по которому продавец должен исполнить обязанность по передаче товара в установленный договором срок (ст. 499 ГК).

При этом возникает вопрос: распространяются ли нормы комментируемой статьи лишь на тот товар, который оплачен покупателем, или нет? Как отмечает В.П. Мозолин, "подобного рода формулировка закона о праве продавца на продажу продавцом уже проданного им товара в качестве необходимого условия предполагает, что покупатель при заключении договора не оплатил купленный товар, т.е. не стал его собственником, как предусматривается в ст. 491 и 501 ГК" <1>. Д.В. Мурзин считает, что в комментируемой статье речь идет о заключенном договоре (ст. 493 ГК), соответственно подразумевая, что оплата товара покупателем уже произведена (ст. 500 ГК). Продавец в этом случае просто осуществляет некое подобие хранения уже проданного товара <2>. Т.Л. Левшина пишет, что "правила комментируемой статьи не применяются, когда в соответствии с договором товар после покупки остается на хранении у продавца, т.к. в этом случае нельзя считать, что товар не принят покупателем" <3>.

--------------------------------

<1> Гражданское право: Учебник (ч. 2) / Отв. ред. В.П. Мозолин. М.: Юристъ, 2004.

<2> Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В., Гонгало Б.М. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. С.А. Степанова. М.: Проспект; Институт частного права, 2009; СПС "КонсультантПлюс".

<3> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). 5-е изд., испр. и доп. с использованием судебно-арбитражной практики / Под ред. О.Н. Садикова. М.: КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2006; СПС "КонсультантПлюс".

При ответе на поставленный вопрос необходимо учитывать следующее:

1) в абз. 1 комментируемой статьи речь идет о заключении договора с названным условием;

2) согласно ст. 493 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (ст. 428), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

Таким образом, если иное не предусмотрено законом или договором, условие о принятии покупателем товара в определенный договором срок распространяется на такой договор розничной купли-продажи, который заключен в надлежащей форме, о чем свидетельствует документ, подтверждающий оплату товара. Однако иное может быть предусмотрено законом или договором между покупателем и продавцом. Так, продавец и покупатель могут договориться о возможности отложить товар для покупателя и его последующей оплаты.

Возможность заключения таких договоров подтверждается письмом Роскомторга от 17 марта 1994 г. N 1-314/32-9 "О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети", согласно п. 28 которого неоплаченный товар может храниться на контроле не более одного часа. В отдельных случаях этот срок может быть продлен администрацией предприятия до двух часов.

Кроме того, согласно п. 29 указанного письма покупателям должна быть предоставлена возможность оставить на хранение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары на срок не более суток, а строительные материалы по соглашению с администрацией - до трех суток. Эти товары с табличкой "продано" хранятся по сохранной квитанции отдельно от непроданных товаров без взимания платы за их хранение.

2. Если в нарушение правила абз. 1 комментируемой статьи товар продан другому лицу, то покупатель вправе требовать от розничного продавца возмещения причиненных убытков на основании ст. 398 ГК РФ. К дополнительным расходам продавца, указанным в абз. 3 комментируемой статьи, как правило, относятся расходы на хранение.

Нормы настоящей статьи не ограничивают право сторон, исполнивших договор купли-продажи, заключить договор хранения объекта договора.

Статья 497. Продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара

Комментарий к статье 497

1. Одной из особенностей договоров розничной купли-продажи, обычно совершаемых с участием потребителей, является специфика их заключения, выраженная в первую очередь в необходимости предоставления потребителям специальной потребительской информации (ст. 8 - 11 Закона о защите прав потребителей), в том числе и информации о товаре (ст. 10 Закона о защите прав потребителей). Исходя из способа предоставления такой информации о товаре (его потребительских свойствах), при заключении договора розничной купли-продажи такие договоры подразделяются на две разновидности. Это договоры, заключаемые (1) при реализации товаров по образцам, а также (2) дистанционным способом. Основное отличие двух названных разновидностей договора состоит в способе получения покупателем информации о товаре.

В первом случае покупатель имеет возможность лично ознакомиться с образцом товара путем его осмотра, проверки потребительских свойств. Во втором случае такой возможности у него нет, а покупатель лишь получает информацию о товаре тем или иным способом - устно, письменно, в электронной форме. Таким образом, во второй ситуации формирование воли покупателя на приобретение конкретного товара во многом обусловлено действием (бездействием) продавца по передаче информации, поскольку это формирование в большой степени зависит от того, как (в какой степени наглядно и доступно) и в каком объеме информация о товаре будет подана покупателю. Соответственно в целях обеспечения повышенной охраны прав покупателя такие договорные отношения подлежат более детальной правовой регламентации, причем с явно большим уровнем императивности по сравнению с иными отношениями по розничной купле-продаже.

Известным следствием указанной выше специфики заключения договора является то, что отношения, связанные с продажей товаров по образцам и дистанционным способом, носят сложный характер. Они включают не только собственно отношения по продаже, но и, в частности, отношения по доставке товаров. Так, согласно п. 3 Правил продажи товаров дистанционным способом при продаже товаров таким способом продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта. Вместе с тем, как следует из ст. 16 Закона о защите прав потребителей и п. 7 указанных Правил, продавец не вправе без согласия покупателя выполнять дополнительные работы (оказывать услуги) за плату. Покупатель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, то вправе потребовать от продавца возврата уплаченной суммы.

Сделанный вывод о сложном характере данных отношений подтверждается содержанием Правил продажи товаров по образцам. Как установлено в п. 4 названных Правил, продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки любыми видами транспорта, а также по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров, которые по техническим требованиям не могут быть введены в эксплуатацию без участия соответствующих специалистов. Продавцом могут также предоставляться другие услуги - по сборке, установке, подключению, наладке и сервисному обслуживанию товаров.

2. Правовое регулирование отношений, возникающих при реализации товаров по образцам, а также дистанционным способом, осуществляется в рамках ГК РФ, Закона о защите прав потребителей, Правил продажи товаров по образцам, Правил продажи товаров дистанционным способом. При применении данных актов следует учитывать существующие особенности их содержания в части того, что понимается под продажей товаров по образцам и продажей товаров дистанционным способом.

Во-первых, это особенности использования соответствующей правовой терминологии по Закону о защите прав потребителей. В данном акте для обозначения продажи товаров дистанционным способом в ряде случаев используется другая правовая категория - продажа товаров по описанию (см. определение "недостаток товара (работы, услуги)" в преамбуле Закона о защите прав потребителей, п. 4 ст. 4). Представляется правильным исходить из того, что продажа товаров дистанционным способом и продажа товаров по описанию идентичны.

Во-вторых, имеет место противоречие в содержании двух вышеназванных Правил, касающееся соотношения определений продажи товаров по образцам и продажи товаров дистанционным способом. Суть его в следующем. Согласно комментируемой статье четко разграничиваются два указанных вида розничной купли-продажи, что видно из ее названия и из содержания п. 1 и 2. Из этого же исходит и Закон о защите прав потребителей, в частности ст. 26.1. Вместе с тем в соответствии с ранее существовавшей редакцией комментируемой статьи (действовала до конца 2007 г.) продажа товаров по образцам и продажа дистанционным способом формально не различались. Поэтому в действующей редакции Правил продажи товаров по образцам, принятых в 1997 г., сохранилось такое определение продажи товаров по образцам, под которое с позиции ныне действующей редакции комментируемой статьи подпадают и собственно такая продажа, и продажа товаров дистанционным способом.

Как установлено в п. 2 вышеназванных Правил, продажа товаров по образцам - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенными продавцом образцами товаров или их описаниями, содержащимися в каталогах, проспектах, буклетах, представленными в фотографиях и других информационных материалах, а также в рекламных объявлениях о продаже товаров. Однако согласно п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, принятых в 2007 г., такая продажа есть продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках, или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Представляется, что указанное противоречие должно разрешаться на основании ст. 3, 497 ГК РФ и ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей следующим образом: если покупатель при заключении договора имеет возможность ознакомления с предложенным продавцом образцом товара, то применяются Правила продажи товаров по образцам, а при отсутствии данной возможности - Правила продажи товаров дистанционным способом.

Оценивая содержание Правил продажи товаров по образцам и Правил продажи товаров дистанционным способом, следует обратить внимание на ряд неоправданных, как представляется, расхождений между этими актами. С одной стороны, содержательные расхождения между правовой регламентацией продажи товаров по образцам и дистанционным способом должны быть. Они обусловлены описанным выше различием между этими разновидностями розничной продажи. С другой стороны, данное правовое регулирование в определенной части должно быть построено и на принципе его единства точно так, как это сделано в комментируемой статье. Поэтому видится целесообразной следующая корректировка законодательства: 1) ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей следует посвятить не только продаже товаров дистанционным способом, но и продаже товаров по образцам, расширив ее содержание и объединив в ней все нормы этого акта о продаже товаров по образцам; 2) названные выше Правила нужно свести в единый нормативный правовой акт, построив его на принципе единства и дифференциации.

3. В п. 1 и 2 комментируемой статьи закрепляется специфика заключения договоров розничной купли-продажи при реализации товаров по образцам, а также дистанционным способом. Подобная специфика, как уже отмечено выше, связана в первую очередь с предоставлением информации о товаре и состоит в том, что данная информация предоставляется покупателю при заключении договора в рамках процедуры "оферта - акцепт" (гл. 28 ГК). В отмеченном случае информация предоставляется либо (1) при продаже товаров по образцам - в форме конклюдентных действий (демонстрация образца товара, его потребительских свойств и др.), совершаемых в присутствии покупателя, а также дополнительно еще и в иной форме (устно и проч.), либо (2) при продаже товаров дистанционным способом - в письменной и любой иной форме, но без предоставления покупателю возможности непосредственно ознакомиться с товаром (его образцом). Таким образом, при заключении договоров розничной купли-продажи товаров по образцам и дистанционным способом требования к оферте (предложению заключить договор) определяются как общими положениями ГК РФ об оферте, так и специальными требованиями к ней, касающимися реализации права покупателя на информацию, установленными в законодательстве о защите прав потребителей. Причем оферта может быть и обычной, и публичной (ст. 437 ГК, п. 12 Правил продажи товаров дистанционным способом).

Применительно к дистанционному способу продажи товаров требования к предоставляемой покупателю при заключении договора информации и ее состав формулируются в ст. 8 - 11 Закона о защите прав потребителей, также этот состав детализируется в п. 2 ст. 26.1 данного Закона и Правилах продажи товаров дистанционным способом. Так, потребителю продавцом должна быть предоставлена информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. Кроме того, продавец должен сообщить покупателю информацию (1) о необходимости использования квалифицированных специалистов по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров, которые по техническим требованиям не могут быть пущены в эксплуатацию без участия соответствующих специалистов (п. 3 Правил продажи товаров дистанционным способом); (2) о том, что товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (п. 10 указанных Правил); (3) о сроке, в течение которого действует предложение о продаже товара дистанционным способом (п. 13 этих же Правил) и др. Схожие правила об информировании покупателя содержатся также и в Правилах продажи товаров по образцам.

Законодательство о продаже товаров по образцам и дистанционным способом устанавливает специальные информационные требования не только к оферте, но и к акцепту, а также к оформлению договора. Договор подчиняется как общим положениям ГК РФ (ст. 438 и др.), так и положениям Правил продажи товаров по образцам и Правил продажи товаров дистанционным способом. В частности, согласно п. 14 последних Правил в случае, если покупатель передает продавцу сообщение о своем намерении приобрести товар, в сообщении должны быть обязательно указаны: а) полное фирменное наименование (наименование) и адрес (место нахождения) продавца, фамилия, имя, отчество покупателя или указанного им лица (получателя), адрес, по которому следует доставить товар; б) наименование товара, артикул, марка, разновидность, количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара, цена товара; в) вид услуги (при предоставлении), время ее исполнения и стоимость; г) обязательства покупателя. С таким сообщением Правила продажи товаров дистанционным способом связывают важное правовое последствие: обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом соответствующего сообщения покупателя о намерении заключить договор (п. 18 Правил).

Согласно п. 20 Правил продажи товаров по образцам договор может быть заключен в месте продажи товара по образцам путем составления документа, подписанного сторонами, либо путем передачи покупателем сообщения о намерении приобрести товар посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что сообщение исходит от покупателя, а также в иной форме, согласованной продавцом и покупателем, при непосредственном заключении договора.

4. В п. 3 комментируемой статьи устанавливается особенность исполнения договоров розничной купли-продажи при реализации товаров по образцам, а также дистанционным способом - правило о моменте исполнения соответствующего договора розничной купли-продажи. В данной ситуации имеется в виду момент исполнения договора со стороны продавца, т.е. исполнение в части передачи товара покупателю. Такой момент в свою очередь связан с моментом доставки товара в место, непосредственно указанное в договоре (место передачи товара). Если же это место не установлено, то указанный момент исполнения договора фиксируется по моменту доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина (определяется по правилам ст. 20 ГК) или месту нахождения покупателя - юридического лица (определяется по правилам ст. 54 ГК). Приведенные правила о моменте исполнения договора носят диспозитивный характер. Кроме того, иное может быть установлено законом и иными правовыми актами. Изложенные правила о моменте доставки товара свидетельствуют о том, что рассматриваемые договоры розничной купли-продажи могут быть заключены как с условием о доставке товара непосредственно покупателю, так и без такого условия.

Как следует из содержания п. 3 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей, момент доставки товара потребителю имеет и другое значение: в этот момент потребителю должна быть в письменной форме предоставлена информация двух видов: 1) о товаре по ст. 10 Закона о защите прав потребителей (сведения об основных потребительских свойствах и проч.); 2) о порядке


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: