Джемс (джеймс) уильям

(1842 –1910) – американский психолог и философ, родоначальник американского нарианта функционализма. Не удовлетворенный элементаристскими концепциями сознания, модели которых их авторы находили в физиологических и физических науках (см. В. Вундт, Г. Т. Фехнер), Д. считал основой психологии биологию и доказывал необходимость рассмотрения сознания в его приспособительной функции к среде, что послужило предметом исследования психологов Чикагской школы (Дж. Дьюи, Дж. Энджелл, Дж. Г. Мид и др.). Определенную роль в критике господствующего в современной Д. психологии элементаризма сыграли интроспективные описания Д. психической жизни как «потока сознания», в котором невозможно вычленить «атомы» и «ассоциации» как жесткие связи между ними, а можно увидеть постоянное изменение качеств, наличие смутных и малоосознаваемых содержаний, отчетливую избирательность (селективность) сознания и т. п.

Д. известен созданием одной из первых к психологии теории личности. Осознание своего личного существования, по Д., имеет две стороны: Я как «познаваемое», ко-горое называется Д. «эмпирическим Я»,


или «личностью», и Я как «познающее», называемое «чистым Я». Эмпирическое Я имеет следующую структуру: I) физическая личность (собственная телесная организация, одежда, дом, семья, состояние и т. п.); 2) социальная личность (признание в нас личности со стороны других людей: у человека столько социальных личностей, во сколько социальных групп он психологически включен); 3) духовная личность (единство всех духовных свойств и состояний личности: мышления, эмоций, желаний и т. п., ядром которого является чувство активности Я). Многие понятия, которые Д. использовал для анализа отдельных сторон личности (самооценка, притязания, успех и неуспех и др.), нашли впоследствии широкую разработку в различных направлениях психологии личности. Д. является также автором т. н. периферической теории эмоции, которая парадоксально решала проблему возникновения эмоционального переживания.

ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ – обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей развития его психики: способностей, личностных черт, мотиваций, отклонений от психической «нормы» и т. д.

Процедура Д. п. р. состоит из двух этапов: 1) сбора психодиагностической информации; 2) постановки диагноза и формулировки рекомендаций. Существуют два способа получения психодиагностической информации: 1) при кратком более или менее разностороннем обследовании с применением ряда психодиагностических методик (тестов); 2) при длительном изучении человека в условиях учебно-воспитательного или лечебного учреждения. В свою очередь, краткое диагностическое исследование делится на два вида: а) психологическое тестирование, при котором достигается стандартность процедуры и дается количественная оценка уровня психического развития; б) психодиагностическое комплексное обследование (клинический метод по Ж. Пиаже), при котором выдвигаются и проверяются психодиагностические гипотезы и дается качественная характеристика психики человека. Д. п. р. включается в процесс психологической консультации и заканчивается выдачей психологических рекомендаций. Пояучен-





ные данные используются для определения путей обучения (это особенно важно при Д. п. р. детей с нарушениями развития), лечения (в психиатрии, психоневрологии, нейрохирургии), в целях профориентации и профотбора и т. п.

Отечественные психологи важнейшее значение при Д. п. р. придавали качественному анализу особенностей деятельности и психики человека, выяснению «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский).

В США и странах Западной Европы Д. п. р. основывалась на понятии умственного возраста (А. Бине) и заключалась в измерении IQ с помощью тестов. В последние годы распространены комплексные тестовые батареи, дающие многомерную характеристику психического развития детей (напр., шкала Бейли). Широко используются тесты уровня развития поступающих в школу. Результаты Д. п. р. в определенной мере позволяют оценивать эффективность содержания и методов той или иной системы обучения и воспитания детей.

ДИВЕРГЕНЦИЯ (от лат. diver-gentio – расхождение) – один из видов вергентных движений глаз. Д. возникает при фиксации точки, находящейся дальше предыдущей точки фиксации, и состоит в разведении зрительных осей (см. Конвергенция глаз).

ДИЗАРТРИЯ (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) – нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга. При Д., в отличие от афазии (см.), ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), вследствие чего затруднена артикуляция. У взрослых Д. не сопровождается распадом речевой системы. В детском возрасте Д. нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушениям чтения и письма, а иногда и к общему недоразвитию речи. Недостатки речи при Д. могут быть исправлены с помощью логопедических занятий.

ДИЛЬТЕЙ ВИЛЬГЕЛЬМ (1833 -1911) – немецкий философ и психолог. В 1894 г. а работе «Мысли об описательной и расчленяющей психологии» Д. в от-


четливой форме сформулировал идею, которая в то время занимала умы многих психологов и философов: существует не одна психологическая наука, а две, причем каждая из них имеет свой предмет и свою методологию. Одну психологию Д. назвал объяснительной, понимая под ней современную ему интроспективную психологию в варианте «физиологической психологии» В. Вундта и аналитическую, которая нацелена на анализ явлений сознания с выделением «атомов» и последующего «синтеза» из этих «атомов» (путем ассоциаций, апперцепции и т. п.) высших процессов сознания. По своей методологии эта психология сближается с естественными науками и потому столь же «номотетична» (т. е. стремится к выведению общих законов душевной жизни, которые сводятся на самом деле к законам физиологической деятельности мозга и представляют сознание в виде весьма абстрактного сознания «лабораторного человека»).

Другая психология, которую Д. считает необходимым создать, называется им описательной. Она должна заниматься прежде всего пониманием (описанием) душевной жизни индивида в ее целостности, уникальности и смысловом отношении к ценностям культуры, которые, по Д. «объективируются» в психике отдельного человека. Т. о., вторая психология – наука «идеографическая», т. е. описательная, где методом постижения изучаемого выступает переживание, и поэтому вторая психология сближается с «науками о духе», т. е. гуманитарными науками. Идеи Д. отразили действительно имевшиеся в мировой психологии противоречия двух теоретико-методологических ориентации, которые сохранились до настоящего времени (напр., гуманистическая психология представляет собой вариант «описательной», или, в терминологии последователя В.Дильтея – Э. Шпрангера, «понимающей» психологии, когнитивная психология – вариант «объяснительной» психологии).

ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ –

см. Афазия.

ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ – важная составляющая любой психической деятельности, включающая ее скоростные и регуляторные аспек-


-98


ты. Д. х. п. п. регулируются неспецифическими структурами разных уровней, включая корковый уровень неспецифической системы (медиобазальные отделы коры лобных и височных отделов мозга). Д. х. п. п. неодинаковы при разных режимах работы мозга: утомлении, возбуждении, стрессе и др. Изучаются нейропсихологией (см.) как показатели состояния первого и третьего блоков мозга (см.). Д. х. п. п. отражают индивидуальные различия, связанные с типом межполушарнай организации мозга; у человека с выраженными признаками правши (в моторной, слуховой и зрительной системах, т. е. с доминированием левого полушария) отмечаются более высокие скоростные и регулят'орные показатели при выполнении серийных операций (моторных, когнитивных), чем у лиц с признаками доминирования правого полушария (левшей, амбидекстров).

ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП – слаженная интегрированная система условнорефлекторных процессов в коре больших полушарий, формирующаяся в результате многократного применения четкого порядка следования одних и тех же положите;?ьных и тормозных условных раздражителей с постоянными интервалами времени между ними. Образование Д. с. представляет значительные трудности для нервной системы, но, выработанный, он делает нервную деятельность экономной и высокоэффективной, поскольку каждая предыдущая реакция в этом случае подготавливает последующую.

ДИППОЛЬДИЗМ – см. Садизм.

ДИСГРАФИЯ (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, grdpHo – пишу) – нарушение письма, при котором наблюдаются замены букв, пропуски и перестановки букв и слогов, а также слияние слов. Д. обусловлена нарушением речевой системы в целом и является симптомом алалии (см.), разных форм афа-juu (см.) или недоразвития речи. В основе Д. обычно лежат неполноценность фонематического слуха (слуха на речевые звуки) и недостатки произношения, препятствующие овладению фонематическим (звуковым) составом слова. Для исправления Д. проводятся занятия по коррекции недостатков устной речи, а также специальные упражнения в чтении и письме.


ДИСКОМФОРТНОЕ СОСТОЯНИЕ – состояние, характеризующееся неприятными субъективными ощущениями (головная боль и т. п.), часто сопровождается неблагоприятными психофизиологическими сдвигами. Может возникать под влиянием вредных или непривычных воздействий на человека, при чрезмерном ограничении или увеличении числа сенсорных раздражителей, нарушении цикличности сна и бодрствования и т. д. Изучение причин возникновения Д. с. в последнее время становится актуальным в связи с пребыванием человека в непривычных для него условиях (в космическом полете, подводном плавании и т. п.). Электрофизиологическим показателем Д. с. является повышение активности медленных тега- и дельта-ритмов в электроэнцефалограмме (см. Стресс).

ДИСКУРСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ (от лат. discwsus – рассуждение) – опосредствованное прошлым опытом речевое мышление человека. Выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Наиболее подробно разновидности Д. м. изучаются в логике. Они составляют различные виды дедуктивных и индуктивных умозаключений, способы доказательств и т. д. В истории науки Д. м, неоднократно противопоставлялось (напр., И. Кантом) интуитивному мышлению как непосредственному открытию знания (путем «созерцания»). В процессе развития мышления человека Д. м. возникает на основе развития речи ребенка, по мере формирования основных логических операций. Способность ребенка к Д. м. не может быть противопоставлена интуитивному мышлению, подобно тому как опосредствованное непосредственному (см. Интуиция). В современной психологии интуитивные процессы рассматриваются как включенные в дискурсивное или иные виды мышления при решении новых проблем в качестве одного из возможных этапов творческого мышления. В этих случаях Д. м. может как предшествовать интуитивному процессу, так и следовать за ним. В первом случае оно составляет процесс формулирования проблемы, во втором – систематическое доказательство истинности нового знания другим людям.



ДИССИМУЛЯЦИЯ (от лат. <fo- simulatio – сокрытие) – сознательное стремление человека скрыть свои болезненные расстройства, чаще всего симптомы психических заболеваний.

ДИСТАЛЬНЫЙ СТИМУЛ – объект, вызывающий соответствующее предметное восприятие. Д. с. отличают от проксимального стимула, т. е. от пространственно-временной конфигурации энергии на поверхности реципиирующего органа, источником которой и является Д. с. Организм всегда имеет дело с проксимальной стимуляцией, т. е. с пространственно-временными конфигурациями света, звука, теплоты, кинетической и химической энергии, в то время как субъекту репрезентируется дистальная форма стимуляции (неподвижные и движущиеся объекты, голоса, мелодии, шумы, запахи и т. д.).

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – раздел психологической науки, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми. Термин Д. п. введен немецким психологом В. Штерном в 1900 г. Д. п. изучает как психологические различия конкретных индивидов, так и типологические различия психологических проявлений у представителей разных социальных, классовых, этнических, возрастных и др. групп, Сравнительному исследованию чаще всего подвергаются личностные и интеллектуальные особенности индивида, изучаемые в эксперименте, определяемые с помощью наблюдения, тестов или анализа результатов самонаблюдения. Одна из важных задач современной Д. п., ранее часто ограничивавшейся описанием характера и диапазона индивидуально-психологических проявлений, заключается в выделении наиболее существенных параметров организации психической деятельности (измерений, факторов), от которых зависит индивидуально-типологическая характеристика субъекта. Для понимания причин и условий возникновения индивидуально-психологических различий важно изучение их нейрофизиологических факторов' в виде основных свойств нервной системы; это изучение ведется ныне в рамках дифференциальной психофизиологии, возникшей благодаря работам Б. М. Теплова и его сотрудников на базе концепции типов и свойств нервной системы И. П. Павлова.


Современная Д. п. широко применяет развитый математико-статистический аппарат, в т. ч. методы корреляционного, регрессивного, дискриминантного и факторного анализов. Данные Д. п. имеют важное прикладное значение дейт практики обучения, воспитания, психиатрических и психотерапевтических воздействий, определения профессиональной пригодности, профотбора и профориентации.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОРОГ (различительный порог, порог различения, различительная ступень) – разновидность сенсорного порога, означает наименьшее различие между двумя раздражителями, выше которого испытуемый дает на них реакцию (обычно – появление ощущения разницы между ними) как на два различающихся раздражителя и ниже которого раздражители представляются ему одинаковыми.

Д. п. может быть вычислен как разность между величиной постоянного и переменного раздражителя (в этом случае его часто называют разностным порогом) либо как отношение между этими величинами (относительный порог). В настоящее время в качестве относительного порога принято принимать отношение разницы между величиной постоянного и переменного раздражителей к величине постоянного раздражителя, поскога.ку отношение обладает свойством константности в достаточно широком диапазоне привычных для наблюдателя значений раздражителя (см. Закон Вебера).

ДИХОТИЧЕСКОЕ СЛУШАНИЕ – восприятие на слух двух разных по содержанию или звучанию сообщений, одно из которых поступает (через наушник) на левое ухо, а другое – на правое. Применяется в исследованиях эхоической памяти, избирательности (селективности) внимания, межполушарной асимметрии.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ОЩУЩЕНИЯ – интервал времени, в течение которого возникает, развивается и исчезает ощущение (см.), т. е. длительность его существования. Д. о. определяется временными условиями взаимодействия анализатора с раздражителем (стимулом). Как правило, Д. о. не совпадает с длительностью воздействия раздражителя. Ощущение возникает через некоторый интервал



времени после начала воздействия, изчеза-ет оно также спустя некоторое время после прекращения воздействия (см. Последовательный образ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: