Рефрактерный период (от

лат. refractio – преломление) – период времени, в течение которого нервная и мышечная ткани находятся в состоянии полной невозбудимости (абсолютная рефрактерная фаза) и в последующей фазе пониженной возбудимости (относительная рефрактерная фаза). Р. п. возникает после каждого распространяющегося импульса возбуждения. В период абсолютной рефрактерной фазы раздражение любой силы не может вызвать нового импульса возбуждений, но может усилить эффект последующего стимула. Длительность Р. п. зависит от типа нервных и мышечных волокон и нейронов, их функционального состояния и определяет функциональную лабильность тканей. Р. п. связан с процессами восстановления поляризации клеточной мембраны, деполяризуемой при каждом возбуждении.

РЕЦЕПТИВНОЕ ПОЛЕ (от лат. receptus – принятый, полученный) – функциональная единица сенсорной системы, которая осуществляет переработку информации, полученной рецепторами. Морфофизиологическое Р. п. представляет собой совокупность рецепторов, соединенных с нервной клеткой, которая называется выходной (или суммирующей). Р. п. делятся на простые и сложные.

Простое Р. п. – это совокупность нескольких рецепторов, контактирующих с



одной нервной клеткой. Сложное Р. п. – это совокупность нескольких простых рецептивных полей, образованная путем контактирования выходных нервных клеток между собой возбуждающими или тормозными синапсами. В результате переработки информации в Р. п. выделяются основные характеристики раздражителей.

РЕЦЕПТОРЫ (от лат. receptor – принимающий) – специальные чувствительные нервные образования, воспринимающие раздражения из внешней или внутренней среды организма и перерабатывающие их в нервные сигналы. По месту своего расположения Р. классифицируются на экстсрорецепторы, расположенные на внешней поверхности тела и в начальных отделах пищеварительной и дыхательной системы и воспринимающие внешние раздражения; интерорецепторы, находящиеся внутри организма (в желудке, кишечнике, легком, сердце, кровеносных сосудах и др.) и воспринимающие состояние внутренних органов и изменение давления или химизма крови, лимфы и т. д.; проприоцепторы, расположенные в мышцах, сухожилиях и связках и воспринимающие состояние мышц и движение организма в пространстве. В зависимости от характера раздражителя различают механо-, термо-, фото-, хемо- и электрорецепторы. Самую обширную группу составляют Р., воспринимающие механические раздражения. Сюда относятся механорецепторы кожи, реагирующие на легкое прикосновение и давление; Р. кортиева органа, внутреннего уха, воспринимающие звуковые раздражения; Р. вестибулярного аппарата, реагирующие на ускорение и замедление вращательного и прямолинейного движения нашего тела, и, наконец, механорецепторы сосудов и внутренних органов.

Изменение температуры внешней и внутренней среды организма воспринимается терморецепторами, расположенными на кожной поверхности и во внутренних органах. Они разделяются на холодовые и тепловые, имеющие свои оптимумы чувстви-гепьности: для первых он лежит в области 28 – 38°, для вторых – в области 35 – 43°. Холодовых Р. в коже значительно больше, чем тепловых, и залегают они более поверхностно. Плотность распределения Р. неодинакова на разных участках тела: наиболь-


шая она на лице, наименьшая – на подошве ног. Специальные тепловые Р., реагирующие по повышение температуры крови и участвующие в механизмах поддержания температурного гомеостаза, имеются в гипоталамической области мозга.

Световое раздражение воспринимают фоторецепторы, расположенные в сетчатке глаза (см. Фоторецепторы). К хеморе-цепторам относятся экстерорецепторы вкуса и обоняния и многочисленные интерорецепторы внутренних органов, чувствительные к изменению концентрации углекислого газа, кислорода и др. Р., чувствительные к изменению содержания в крови глюкозы и соли, обнаружены в гипоталамической области мозга. В последние годы у рыб были открыты Р., чувствительные к электрическим полям; у дельфинов, летучих мышей и ночных бабочек – к ультразвуку; у некоторых птиц – к магнитным полям.

Все Р. отличаются высокой чувствительностью к адекватным раздражениям, характеризующейся величиной абсолютного порога раздражения, или минимальной силой стимула, способного привести Р. в состояние возбуждения. Чувствительность разных Р. неодинакова. Так, палочки более чувствительны, чем колбочки; фазные механорецепторы, реагирующие только на активную деформацию, более чувствительны, чем статические, реагирующие на постоянную деформацию. Для возбуждения одной группы терморецепторов достаточно изменения температуры на 0,2°, для другой – 1 – 10°.

Под влиянием адекватного раздражения в Р. возникает рецепторный потенциал, в основе которого лежит деполяризация мембраны. Рецепторный потенциал, достигая пороговой величины, ведет к возникновению нервных импульсов в отходящем от Р. нервном волокне.

РЕЦЕПЦИЯ (сенсорная) (от лат. recipio – принимаю, воспринимаю) – процесс восприятия и трансформации механической, термической, электромагнитной и химической энергии в нервные сигналы. Механизм Р. изучен недостаточно. Он включает в себя первичные процессы взаимодействия рецептора с раздражителем и последующее возникновение процессов электрогенеза.



Взаимодействие раздражителя с рецептором вызывает в нем специфические трансформационные процессы, в результате которых происходят изменения проницаемости поверхностной мембраны рецеп-торной клетки и возникает ионный ток, о котором судят по развитию местного потенциала, носящего название рецепторно-го потенциала. При этом изменение проницаемости мембраны рецептора, вызываемое специфическим раздражителем, наблюдается лишь в области собственно ре-цептирующей мембраны клетки. Эта область характеризуется незначительной электрической возбудимостью, и возникающий здесь ионный ток производит деполяризующее действие на электрически возбудимые участки рецептора, в которых при достижении определенной величины деполяризующего действия возникает ритмический разряд импульсов, распространяющийся по афферентному волокну в Ц. н. с.

Трансформационные процессы в рецепторах являются специфическими для каждого рода рецепторов; именно благодаря этим процессам рецепторы оказываются приспособленными к восприятию того или иного вида раздражений. Процессы же, связанные с генерацией электрических потенциалов, не являются специфическими, они присущи рецепторам различной модальности.

Природа трансформационных процессов, происходящих в рецепторах, только начинает раскрываться в последние годы благодаря успехам молекулярной биологии. Так, Р. света обеспечивается благодаря фотохимическим превращениям зрительных пигментов представляющих собой комплекс мембранного белка опсина и связанного с ним хромофора – ретиналя. Наиболее существенной реакцией в Р. света является реакция, приводящая к нарушению связи хромофора с белком и последующему превращению производных родопсина, в ходе которого и возникает ре-цепторный потенциал. Вкусовая Р., и в частности восприятие сладких веществ, объясняется наличием в мембране рецептор-ной клетки макромолекул белковой природы; восприятие горьких веществ, по-видимому, связано с липидными молекулами мембраны, при этом большое участие в восприятии горького вкуса принимает фермент фосфодиэстераза, расщепляющий


циклические нуклеотиды. О природе трансформационных процессов др. видов Р. мало что известно.

Р. раздражений, поступающих из внешней среды организма, носит название экс-терорецепции, из внутренней среды – ин-терорецепции, из мышц и суставов – про-приоцепции. Пороги Р., как правило, ниже порогов ощущения. Так, для возбуждения отдельного фоторецептора достаточно одного кванта света, в то время как ощущение света возникает в ответ на действие 7 квантов.

Помимо Р. сенсорной в современной науке утвердилось понятие Р. фармакологической, возникающей в результате взаимодействия различных химических и биологически активных веществ (медиаторов, гормонов и др.) с надмолекулярными образованиями клеток, приводящего к физиологическим реакциям органов и тканей. Примерами таких рецепторов могут быть холодорецепторы, адренорецепторы и т. д. В обеспечении физиологических эффектов указанных рецепторов большая роль придается встроенному в мембрану клетки ферменту аденилатциклазе, обеспечивающему связь биологически активных веществ с внутриклеточным метаболизмом.

РЕЦИПРОКНАЯ КООРДИНАЦИЯ (от лат. reciprocus – возвращающийся, взаимный) – согласованная деятельность нервных центров функциональных систем (или частей систем), при которой возбуждение нервных центров одной системы вызывает торможение нервных центров др., антагонистической системы. Напр., возбуждение нейронов мышц-сгибателей сопровождается торможением в нейронах спинномозговых центров антагонистических мышц-разгибателей; возбуждение центра вдоха связано с торможением центра выдоха и т. п. (см. Индукция нервных процессов). Термин «Р. к.» применяется и для обозначения сложных форм координации движений. Специальная проба на Р. к. (попеременное сжимание правой руки с одновременным разжиманием левой) используется в нейропсихологии как диагностическое средство: нарушение Р. к. указывает на поражение меж-полушарных связей.



РЕЧИ ОРГАНЫ (речевой аппарат) – органы, участвующие в образовании звуков речи. Периферические Р. о. можно разделить на три взаимосвязанные системы по их роли в звукообразовании: 1) энергетическая система: дыхательные органы, являющиеся источником энергии для возникновения звука; 2) генераторная система: звуковые вибраторы, при колебании которых образуются звуковые волны (голосовые складки гортани – тоновый вибратор; щели и затворы, получающиеся во рту при артикуляции языка и губ, – шумовой вибратор); 3) резонаторная система, в которой образуются определенные для данного звука форманты (надставная трубка, состоящая из полости носа, рта и глотки).

Роль органов дыхания – легких, тра-хеобронхиального дерева, диафрагмы и мышечного аппарата, приводящего в движение грудную клетку (межреберные мышцы), – заключается в образовании воздушной струи, направляемой под определенным давлением в гортань и далее в надставную трубку.

Гортань – верхняя расширенная часть дыхательного горла – состоит из нескольких подвижных хрящей, к которым прикреплены голосовые складки. Согласно распространенной миоэластической теории, голосовая мышца колеблется пассивно, под влиянием воздушного давления, которое нарастает при смыкании голосовых складок и прорывает голосовую щель. В результате возникают колебания голосовых складок с той частотой, которая соответствует их длине и натяжению. Эту теорию критиковал Р. Юссон, который пришел к выводу, что края голосовой мышцы расходятся активно, под влиянием корковых импульсов, приходящих из Ц. н. с. (число импульсов соответствует частоте основного тона).

Над гортанью находится надставная трубка – полости глотки, рта а носа. В звукообразовании она имеет две функции: шумового вибратора и резонатора. Роль шумового вибратора выполняют щели и прорываемые затворы, образуемые при прикосновении языка к нёбу, альвеолам, зубам, при смыкании губ и прижимании их к зубам. Этот вибратор служит для образования глухих согласных (л, т, к и др.) и участвует наряду с тоновым вибратором


в образовании звонких согласных (б, г, д и др.) и сонорных (л, м, н, р).

Резонанс возникает в результате изменения формы и объема надставной трубки: часть обертонов, сопровождающих основной тон, усиливается, а другая часть заглушается, чем создается специфически речевой тембр звуков, Рот и глотка как сдвоенный резонатор участвуют в произнесении каждого речевого звука. Носовой резонатор (в речи на русском языке) при правильном произношении (без гнусавости) включается лишь при образовании сонорных звуков (м, н).

Органы речи управляются клетками коры, расположенными в речевых зонах (см. Локализация психических функций), и подкорковыми образованиями через центробежные нервные волокна, благодаря чему достигается согласованная работа всех речевых органов. В свою очередь, от проприоцептивных, тактильных рецепторов и барорецепторов, находящихся в Р. о., в мозговые центры поступает информация о результатах произнесения, что позволяет корректировать последующее ре-чепроизнесение. Особо важную роль в системе обратной связи выполняет также слуховой контроль.

Возможны различные анатомические или физиологические дефекты Р. о., вызывающие более или менее тяжелые повреждения в речепроизнесении (см. Речи расстройства).

РЕЧИ РАССТРОЙСТВА – распад уже сложившейся речи (у взрослых) или нарушение ее нормального развития у детей, вызванные различными заболеваниями. Р. р. возникают в силу действия разных причин: при нарушении нормального восприятия звуковой речи из-за дефектов периферической части слухового анализатора, при поражении отделов Ц. н. с., осуществляющих анализ и синтез получаемых сигналов, их переработку и организацию собственных речевых высказываний, а также при патологии систем, передающих нервные импульсы от коры к периферическим органам речи, и при наличии анатомо-физиологических дефектов этих органов.

Выраженность Р. р. при поражениях периферического слуха (нарушениях среднего и внутреннего уха и слухового нерва)


зависит от времени возникновения этого расстройства, его степени и применения различных сурдопедагогических и сурдо-технических средств.

При потере слуха в раннем детстве до овладения речью ребенок становится немым, если его не обучают с помощью специальных методов (см. также Дактилология, Чтение с губ). Но даже в условиях специального обучения речь глухих детей развивается более медленно, чем у нормально слышащих. У глухих детей с большим трудом вырабатывается правильное произношение, а также наблюдаются затруднения при формировании значений слов (особенно абстрактных) и грамматического строя речи (см. Аграмматизм). Рано возникшие частичные нарушения слуха (тугоухость) ведут к значительным Р. р., аналогичным тем, которые наблюдаются при глухоте. Вместе с тем применение сурдопедагогических и сурдотехнических средств позволяет преодолеть Р. р. у слабослышащих детей. Нарушения слуха, возникающие в период после овладения ребенком речью или во взрослом возрасте, ведут к некоторым Р. р., г. о. к нарушению внятности произношения, чего можно избежать путем проведения специальных занятий и использования звукоусиливающей аппаратуры.

Значительные Р. р. наблюдаются при поражениях речевых зон коры головного мозга. Если такое поражение произошло в дородовой период или первые годы жизни ребенка, то образуется алалия (см.). Если же оно имеет место в более позднем возрасте, когда речь уже сформировалась, возникает афазия (см.). Разнообразные заболевания проводящих нервных путей, идущих от коры головного мозга к речевым мышцам (псевдобульбарные и бульварные параличи и др.), а также анатомические и физиологические дефекты периферических органов речи ведут к дизартрии (см.), косноязычию (см.), афонии (см.) и др. Р. р. возможны также вследствие неврозов и психических заболеваний: заикания (см.), нарушения нормальной речи при истерических припадках и др.

РЕЧИ ФУНКЦИИ – роль речи в общественной и индивидуально-психической жизни человека. Различают две главные Р. ф., теснейшим образом связанные между собой. Первая – осуществление


процесса общения между людьми (коммуникативная функция). Во второй функции речь выступает как средство выражения мыслей, их образования и развития.

В коммуникативной Р. ф., в свою очередь, принято различать (хотя эти различия не очень точны) функции сообщения и побуждения к действию. При сообщении человек может указывать на какой-либо предмет (указательная, или индикативная, функция) и высказывать свои суждения по какому-либо вопросу (предикативная функция, или функция высказывания). Помимо сообщения о каких-либо событиях, явлениях речь очень часто направлена на то, чтобы вызвать у собеседника определенные поступки, а также мысли, чувства, желания (функция побуждения к действию). Речь побуждает задуматься над чем-то, определенно отнестись к тому или иному событию, пережить чувства сожаления, возмущения, радости и т. п. Побудительная сила речи зависит от ее выразительности (иногда специально выделяют эмоционально-выразительную Р. ф.). В свою очередь, выразительность речи зависит от структуры построения предложений и отбора слов (важны живость, образность языка, доступность для понимания), от речевой интонации и сопровождающих речь выразительных движений (изменения позы, мимики лица, жестов).

Речь становится средством, формой выражения мыслей благодаря тому, что она обозначает те или иные предметы, явления, действия, качества и т. д. В этой связи говорят о семантической, или сигнификативной, Р. ф. Однако роль речи в процессе мышления этим не ограничивается. Усваивая язык как общественно-фиксированную знаковую систему, человек овладевает неразрывно связанными с ним логическими формами и операциями мышления. Речь становится средством анализа и синтеза, сравнения и обобщения предметов и явлений действительности.

РЕЧЬ – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по правилам данного языка (русского, английского и т. п.), который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Р. и язык составляют



ятожное диалектическое единство. Р. эсуществляется по правилам языка, и вместе с тем под действием ряда факторов (требований общественной практики, развития науки, взаимных влияний изыков и др.) она изменяет и совершенствует язык.

Р. и язык современного человека – результат длительного исторического разви-гия. Ребенок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользовать-;я им в Р. Благодаря Р. (особенно в ее письменном виде) осуществляется историческая преемственность опыта людей. Вне Р. немыслимо овладение человеком знаниями и формирование сознания. Будучи средством выражения мыслей людей в троцессе их общения, Р. становится основным механизмом их мышления.

Высшее абстрактно-понятийное мыш-гение невозможно без Р. Речевая деятельность имеет существенное значение для развития и др. форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного). Р. тесно связана и со всеми др. психическими процессами. Включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания и воспроизведения; существенна роль Р. в воображении, при осознании своих эмоций, при регулировании своего поведения и т. д.

Рассматривая Р. как процесс общения людей и как механизм мыслительной деятельности, психология выделяет две неразрывно связанные функции Р. – общения (коммуникативную функцию) и мышления (см. также Речи функ1{ии).

Лексическая единица языка – слово. В слове различают его содержание (значение) и внешнюю форму: определенную совокупность звуков (в устной слышимой Р.), систему зрительно воспринимаемых знаков (в письменной речи) и артикуляционных образов (в произносимой Р.). В рус* асом языке свыше 200 тыс. слов, но далеко не все они употребляются каждым человеком в общении с другими (см. Словарь активный, Словарь пассивный).

Слова делятся на слоги – произносительные единицы Р.; в каждом слове одни слоги произносятся более громко, чем другие (громкость обычной разговорной речи


колеблется от 30 до 75 дБ). Слова в предложении произносятся неодинаково, в зависимости от речевой интонации, звуковыми средствами которой являются ударение, пауза, мелодия и темп (имеет значение и изменение тембра Р.). С помощью интонации выражается повествовательный, восклицательный или вопросительный характер высказывания, понимание которого очень важно в процессе общения. В интонации, обеспечивающей выразительность Р., обнаруживается отношение говорящего к тому, что он сообщает.

Любое речевое высказывание подчиняется правилам данного языка в отношении не только его фонетики и лексики, но и грамматики. Человек пользуется словами, принадлежащими к определенным грамматическим категориям (существительным, глаголам, прилагательным и др.), и соединяет их в предложения на основе правил грамматики и стилистики.

Принята дифференциация Р. на несколько видов: устную, письменную, внутреннюю.

Акт речевого общения включает взаимосвязанные между собой процессы – произнесение Р., ее восприятие и понимание.

РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ – речь, реализуемая в форме, доступной для зрительного восприятия. Под это определение подходит также жестовая или мимическая речь. В отличие от нее Р. п. закреплена в виде письменного текста, т. е. допускает разрыв во времени и пространстве между ее порождением и восприятием и дает возможность воспринимающему (читающему) использовать любую стратегию восприятия, возвращаться к уже прочитанному и т. п. Иными словами, сообщение в Р. п. обладает в психологическом плане большим числом степеней свободы (для воспринимающего), чем сообщение в устном или мимическом, жестово-мимическом видах речи. То же касается и порождения Р. п.: в отличие от устной, особенно диалогической, речи, она допускает сознательный перебор и оценку вариантов содержания и языкового оформления сообщения.

С точки зрения используемых в Р. п. средств, она обладает спецификой на трех уровнях: а) в ней используется графический код (письменность); б) существуют отличия в языковой организации Р. п.,



напр, в устной речи для смыслового выделения, выражения эмоциональности и т. п. используется интонация, а в Р. п. те же функции выполняются при помощи лексики (выбора сочетания слов), грамматики и знаков препинания; в) существуют языковые формы, принятые в Р. п., но необязательные в устной. Используемый в Р. п. графический код может быть буквенным, или алфавитным (как в письменностях народов Индии), словесным (как в китайской письменности, где один знак, иероглиф, используется для целого слова или основы слова).

Если устной речью ребенок овладевает уже на втором году жизни, то Р. п. формируется у него в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте, обычно в результате целенаправленного обучения. Полностью же умения Р. п. формируются не раньше старшего школьного возраста.

РЕЧЬ УСТНАЯ – внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь. Р. у. может быть диалогической и монологической.

Диалогическая, или разговорная, речь обычно бывает не полностью развернутой, т. к. она ситуативна, многое в ней не высказывается, а подразумевается благодаря контексту, понятному разговаривающим. В диалогической речи большое значение имеют интонация, с которой произносится то или иное высказывание, а также сопровождающие речь мимика и пантомима говорящего. Эти выразительные средства делают речь понятнее для окружающих и увеличивают силу ее воздействия на них. /

Монологическая речь – это речь одного человека, не перебиваемая репликами других людей (лектора, докладчика, оратора или любого человека, подробно рассказывающего о событиях собственной жизни, о прочитанной книге и т. д.). Монологическая речь значительно более развернута и грамматически оформлена, чем диалогическая, и требует обычно предварительной подготовки. Существенная черта ее – логическая связность высказываемых мыслей и систематичность изложения, подчиненные определенному плану. Будучи рассчитанной на определенную аудиторию, она, однако, не всегда сопровождается непосредственной реакцией


слушающих (напр., при выступлениях по радио или телевидению). Умелый оратор или лектор всегда учитывает малейшие реакции аудитории (мимику слушающих, их отдельные реплики) и в соответствии с этим изменяет ход своего изложения, сохраняя его основное содержание (вводит или опускает подробности в изложении, усиливает его логическую доказательность, вносит элементы занимательности и т. п.). Монологическая речь становится понятнее и убедительнее благодаря целому ряду специфических интонационных средств, к которым относятся паузы, ударения, замедление или ускорение темпа речи, особые выделения голосом отдельных слов или фраз. Имеются специальные конструкции, характерные только для Р. у. (повторы или перефразировка отдельных высказываний, вопросы, обращаемые к аудитории, изменение последовательности слов во фразе с целью придать отдельным словам особую значимость).

РИГИДНОСТЬ (от лат. rigidus – жесткий, твердый) – неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации. Различают когнитивную, аффективную и мо-тивационную Р. Когнитивная Р. – неспособность изменить представления об окружающей среде в соответствии с действительными изменениями этой среды. Когнитивная Р. проявляется в перцептивной Р. – нарушении способности воспринимать объект в изменившейся ситуации. Аффективная Р., или Р. аффекта, – неспособность изменить структуру аффективных проявлений, замедленное эмоциональное научение, фиксация на однообразных объектах, неизменность эмоциональной значимости объектов. Мотиваци-онная Р. проявляется в негибкости мотива-ционных особенностей потребностей, в невозможности изменить привычные способы удовлетворения потребности с изменением условий жизни. Аффективная и мо-тивационная Р. проявляется также в склонности к образованию сверхценных идей, в эгоцентризме и повышенной самооценке, в узости интересов, упрямстве, за-стреваемости на одних и тех же мыслях и эмоциях.

В психофизиологии Р. – состояние сильного и длительного сокращения



мышц, обусловленное изменением тонуса нервных центров, иннервирующих мышцы. Децеребрационная Р. – состояние тонуса мышц, возникающее вследствие блокировки связей между передними и задними буграми четверохолмия, проявляющееся в усиленном разгибании мышц. Аналогичное явление возникает у человека в состоянии гипнотического сна (каталепсия или восковая Р.).

РИСК – действие, направленное на привлекательную цель, достижение которой сопряжено с элементом опасности, угрозой потери и неуспеха.

Ситуация Р. предполагает возможность выбора из двух альтернативных вариантов поведения – рискованного, связанного с P. t и надежного, т. е. гарантирующего сохранение достигнутого.

Различают объективные и субъективные оценки проявления Р. Действия, воспринимаемые наблюдателями как осторожные, могут самим субъектом переживаться как рискованные, и наоборот. Психологическая концепция мотивации достижения успеха (см. Мотив достижения) объясняет проявление тенденции к Р. в условиях свободного выбора задач различной трудности. Однако предпочтение рискованных вариантов действия осторожным не всегда может быть представлено в виде исхода борьбы двух конкурирующих тенденций–надежды на успех и страха перед неудачей, постулируемых этой концепцией. Психологическими исследованиями выявлено наличие тенденции к бескорыстному Р., когда предпочтение опасных вариантов поведения безопасным выглядит бесполезным с точки зрения стоящих перед субъектом задач. Подобная спонтанная активность иногда переживается субъектом как влечение к опасности. Этой тенденции принадлежит важная роль в предопределении повышенной склонности к Р.

РИСУНОК ДЕТСКИЙ – про'дукт изобразительной деятельности ребенка. В процессе предметно-манипулятивной деятельности возникают предпосылки к овладению рисованием: ребенок раннего возраста открывает для себя назначение бумаги и орудийный смысл пишущих предметов. Развитие изобразительной деятельности начинается в доизобразительный период, когда ребенок чертит на листе бу-


маги свои первые каракули. Умение воспроизводить собственные каракули становится предпосылкой развития графического образа. Графический образ включает зрительные образы предмета, представления о нем, а также двигательные представления о том, как должно быть построено изображение предмета.

Развитие рисования определено разными формами опыта–ребенок изображает действительность, какой он ее представляет; он рисует то, что видит, то, что знает, и то, что чувствует.

Рисование для ребенка дошкольного возраста выступает своеобразной синкретической деятельностью, в которой представлены: каракули, которым приписывается значение знака, схемы; изображения письменной речи и собственно икониче-ские изображения – визуально приближенные к объекту графические построения. Под влиянием отношения взрослого к Р. д. постепенно происходит дифференциация изобразительной деятельности.

Особенности развития Р. д отражают специфику перцептивных действий ребенка, характер применяемых им сенсорных графических образов, опыт движений и действий с предметами, значимость для ребенка тех или иных свойств предметов и ситуаций, устанавливаемую при помощи наглядного мышления. На разных этапах рисования эти компоненты выступают в разных соотношениях. Рисование развивается по направлению ко все более адекватному отображению действительности.

Являясь одним из видов детской деятельности, рисование не только выражает определенные результаты психического развития ребенка, но и само обеспечивает это развитие, ведетк обогащению и перестройке психических свойств и способностей.

Все развитие рисования детерминировано разными формами усваиваемого ребенком социального опыта. В этом развитии переплетаются присвоение общих человеческих свойств и способностей (знаковой функции сознания, форм восприятия, основанных на использовании сенсорных эталонов), овладение собственно изобразительной культурой и влияние характера ведущей деятельности на специфику формирования развития изобразительной деятельности в тот или иной период социального развития ребенка.



В процессе начального обучения рисованию взрослые учат ребенка употреблению знаков (см. Знак). Рисование представляет собой знаковую деятельность: рисуя, ребенок открывает для себя знаковый смысл графических построений. Одновременное называние словом-именем предмета и графического построения насыщает значение слова знаковым смыслом, концентрирует внимание ребенка на некоторых свойствах предмета, по-новому осмысливаемых через рисование. Тем самым ребенок открывает для себя еще один путь познания. Кроме того, графическое построение опосредствует связь предмета и слова и по-новому трансформирует словесное содержание.

Детское рисование вводит ребенка в специальную деятельность, отработанную долгой историей человеческой культуры. Содержание Р. д. зависит от общей умственной активности. Когда ребенок овладевает определенным количеством графических построений, у него возникает способность к образованию графического образа любого числа предметов и явлений. Познавательный интерес к окружающей действительности приводит к тому, что все многообразие человеческой жизни во всем диапазоне, от возвышенного до низменного, становится предметом изображения. Р. д. свидетельствуют о ценностных ориен-тациях семьи и государства, оказывающих влияние на детей, а также о внутренней позиции самого ребенка. Содержание его рисунков отражает то, что значимо именно для него в мире.

Обращаясь к тому или иному содержанию, ребенок стремится выразить свое отношение к изображаемому. Пока он с помощью взрослого не овладел конвенци-альными средствами того или иного художественного направления, он ищет выразительные средства в своей собственной деятельности. Так, линия и цвет выступают как средство изображения и как средство выражения отношения. Среди специальных выразительных средств Р. д. можно назвать еще орнаменты, симметрические построения, а также гиперболизацию – использование преувеличения отдельных частей изображения для подчеркивания их особой значимости. Все это делает возможным использование Р. д. в психодиагностике.


Чтобы правильно проанализировать выразительные средства детского искусства, необходимо иметь представление о среде, в которой вырос ребенок. Он присваивает ценности духовной культуры общества, в котором живет. Рисующий ребенок проявляет себя как представитель своей страны, нации, как носитель мужского или женского пола и как индивидуальность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: