9 Гегель Г. В. Ф. Философия права. С. 302.
191 Раздел IV
Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане»20.
С формированием регламентированной государственно-правовой власти (со сводом принципов, учреждений, норм) закладывается фундамент персонального и народного суверенитета. Последний, представляя средоточие полномочий и правомочий субъектов социальной жизни, определяя законы и публично-политическую размерность властных структур, значительно сковывает свободу проявлений властителей. Поэтому, минуя частности, правильно подытожить: предел деспотии кладет общее движение человечества к правовой государственности, с неизбежностью естествен-ноисторического процесса легализующее все правовое и делегализующее и антилегализующее все противоправное.
Признак «темноты» массы: охлократия. В собственно политическом виде охлократии как властвования толпы, сброда, черни история не знала; имели место лишь локально-неполитические варианты охлократии, материализованные в таких формах, как состояния анархии, бунта, погрома, социального волнения и т. п. Типические признаки охлократии в количественной плоскости — массовость, стихийность, а в качественной — интенсивность, катастрофичность, вызывающие образование в социальном теле всякого рода разломов, вывихов, разрывов, сбросов, надвигов. В общественном смысле, следовательно, охлократия — грозная, неуправляемая форма тектонического порядка, возникающая на свет божий вследствие: а) либо автокаталитических самонастраиваемых процессов в недрах доведенных до отчаяния, возбужденных, взвинченных масс, готовых на спонтанный протест, самопроизвольное выступление; б) либо расчетливо преднамеренного заигрывания с массами, их обработки, проведения по отношению к ним политики подстрекательства.
|
|
Примеры первого случая — многочисленные эксцессы от крупномасштабных народных восстаний до местечкового луддизма. Так как ни прямолинейное повстанчество, ни узколобое промышленное вредительство в современный момент практически невозможны, тактика заявления и проведения массой своих интересов облачается ныне в тогу профессионального эгоизма — спекуляции и шантажа на своих частичных функциях. При этом степень остроты и непримиримости требований прямо пропорциональна монополии на социальные роли.
Возможно ли спорить с шахтерами, грозящими в случае неудовлетворения их претензий (с позиций общественного целого зачастую нерациональных)
|
|
30 Монтескье Ш. Л. Избр. произв. Μ, Ι955. С. 289.
Власть
лишить страну сырья? Ответ однозначен. Но за шахтерами — нефтяники, газовики, сталевары, транспортники... Чем значимей для социума продукт труда, тем жестче позиция. В наименее благоприятной ситуации среди прочих страт оказывается интеллигенция: труд ее, конечно, хотя и наиболее дефицитный, проходит, как правило, по статье «отложенный спрос». Деятельность пролетария во многом архаична; в принципе, с футурологической точки зрения, она подлежит упразднению. Однако в перспективе. В настоящем без нее нельзя. Без признаков ощутимости плодов деятельности интеллигенции же в настоящем обойтись можно (?!). Отсюда: источник демпфирования социальных коллизий — редистрибуция за счет ухудшения положения интеллигенции (закон абсолютного обнищания интеллигенции в социально острый, модернизационный период, доказательством чему — наличная российская действительность).
Примеры второго случая — в недрах тактики прямого обращения к массе в целях заручиться ее поддержкой, перетянуть на свою сторону. Отменные мастера по этой части — большевики, в анналах истории которых много подобных трюков. Напомним лишь эпизод, связанный с одним из немногих российских парламентских учреждений — Учредительным собранием. К январю 1918 г. в России была буквально воссоздана французская ситуация: революционное государство — консервативное гражданское общество, когда сделавшие для страны революцию большевики были поставлены перед необходимостью организовать работу выбранного страной малореволюционного Учредительного собрания. Такой сценарий никак не вписывался в политическую модель большевиков, предложивших выйти к народу (какому? как будто не народ выбирал Учредительное собрание) с разъяснением, что его (народные) интересы выше (!?) интересов демократического учреждения. Как подчеркивал В. Ленин: не надо идти назад к старым предрассудкам, подчиняющим интересы народа формальному демократизму; демократия, — несколько позже в концептуальном плане на XIII партконференции уточнял Сталин, — не есть нечто данное для всех времен и условий, ибо бывают моменты, когда нет возможности и смысла проводить се. Ни больше, ни меньше. Рефлексия подобных небезобидных курьезов заставляет принять два обобщения, некогда выведенных Т. Манном и Б. О'Брайеном:
1. Обращаться к массе как к народу — значит толкать ее на мракобесие.
2. Люди, которые просто низвергают, не имея ясных и оправданных идей относительно того, что они собираются воздвигать на месте разрушенного, не реформаторы, а спекулянты на анархии.
Признак активного участия государства в общественной жизни: эта-кратия. Один из убежденных государственников — Т. Гоббс писал: «... вые
13 Зак. 3993
Раздел IV
государства владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество; в государстве — владычество разума, мир, безопасность, богатство, благопристойность, общество, изысканность, знание и благосклонность»21. Государство как суверенная (верховная, универсальная, правовая) форма организации и отправления публично-политической власти в себе и сама по себе ничего порочного не содержит. Эмпирически демонстративной верификацией позитивной роли государства в социальном строительстве являет феномен кемализма.
Но не в этом дело. Дело в одиозном доктринальном представлении об отмирании государства по ходу общественного прогресса. Мы всегда с подозрением относились к данной догме. Удостоим ее лишь тем готовым возражением, что ни один знак бурной вариабельной политической жизни в масштабах планеты ни о чем подобном не свидетельствует; с достаточным основанием это можно считать приговором для доктрины. Не покидая почвы фактов реальности, требуется отдавать отчет: тезис об отмирании государства — вредная иллюзия. Государственное регулирование в виде централизованного, но не бюрократического вмешательства в межиндивидный обмен деятельностью необходимо, в особенности в условиях России. Оно необходимо в целях упорядочения движения и от индустриализма к экологизму, и от тоталитаризма к демократизму, к упрочению неразвитых у нас институтов гражданского общества («Россия как государство — гигант, как общество — младенец» — Ф. Тютчев).
|
|
Резюмируя, акцентируем: государственность не совпадает, не покрывается иными экстраординарными механизмами организации и деятельности публично-политической власти; она не оправдывает и не оправдывается карательными функциями различных звеньев политической системы, не означает подмену правопорядка беззаконием, демократии — насилием, инициативы — командно-приказными нормами. Центрально-административная система как тип политической власти — не чрезмерный этатизм, не государственное подавление общества, а нечто прямо противоположное — тот крайний антиэтатизм и антиюридизм, который, подменяя надлежащие государственно-правовые формы и принципы осуществления политической власти, препятствует выполнению ее прямых функций.
Признак засилья корыстолюбивого чиновничества: бюрократия. Без аппарата — чиновного люда, сосредоточивающего в своих руках обслуживание и распоряжение механизмами власти, нельзя. Другое дело, что в соответствующей обстановке возникает почва перерождения аппарата,
2>ГЪббс Г. Избр. произв. М, 1965. Т. I. С. 364.
Власть
утрачивающего вторичный и приобретающего первичный, преобладающий статус. Социальная симптоматика перерожденной аппаратной фазы
такова:
— формализм: отрыв аппарата (формы) от своих корней (содержания); иначе говоря, коллапсирование исполнительных инстанций, обособление их от воли и интересов долженствующих быть обслуживаемыми ими членов общества. Базис этой черты — гипертрофия относительной автономности аппарата, стимулируемая сбоями в системе отчета и контроля;
|
|
— волокита: нарочитое затягивание ведения дел ввиду либо непреднамеренной несостоятельности (профессиональная непригодность), либо умышленного вымогательства. В первом случае — неумение, во втором — чрезмерное умение использовать служебное положение. Некогда А. Сухо-во-Кобылин замечал: «Было на землю нашу три нашествия: набегали татары, находил француз, а теперь чиновники облегли». Последнее бедствие, судя по всему, — наиболее опустошительное. Продолжается оно и поныне. Никчемность нашей чиновничьей бюрократически-номенклатурной прослойки, работающей на самовоспроизводство, проявляется в ее неготовности не только брать на себя ответственность, но и выполнять свои прямые функции: рациональный контроль, учет, планирование, управление. Бесконечные вопросы, начинающиеся с «почему», буквально кричат о безынициативности «крапивного семени», о его неспособности на какие-либо нетривиальные, попросту разумные, общественно полезные акции. Требовать творчества трудно, требовать же работы нужно всегда;
— казенщина: наблюдения за работой по видимости, с соблюдением всяческих конвенансов и в ущерб существу дела наводят на мысль, что, пожалуй, не ошибался К. Родбертус, отрицавший значимость непроизводительного (редистрибутивного) управленческого труда. Не случайно подобные идеи возникли в недрах теории государственного социализма. Поскольку государственный (нетоварный) социализм, через центральное регулирование влечет внеэкономическое принуждение, логикой его развертывания предусмотрен слой кунктаторов, канализирующих идущую снизу инициативу и втискивающих ее в прокрустово ложе административных кодексов, реестров, регламентов, циркуляров. (Подобное свойственно всем патриархальным, традиционным обществам, консервирующим новаторство.) Изложенное позволяет изумиться, как же ошибался К. Маркс, считавший, что при социализме затраты на управление сразу же значительно сократятся по сравнению с тем, каковы они были раньше, и будут уменьшаться по мере развития нового общества;
— волюнтаризм: чиновник — не слуга, поступки его не автоматичны. Возможность служебных злоупотреблений, произвола обеспечена достаточными
13*
195 Раздел IV
успеха»; протекционизмом, коррупцией, ростом подпольного предпринимательства, сопровождающимися возникновением организованной преступности, мафии;
ж) демократизация — последовательное, всестороннее отчуждение трудящихся от целенаправленного сознательного социального творчества, свертывание института учета и контроля снизу; расцвет политического назначенчества; ликвидация системы реальной выборности, сменяемости кадров, подбираемых по принципу угодничества, личной зависимости, преданности, родства.
В итоге — оформление непотистской плутократии, эзотеризация властно-политических структур, упрочение антигражданственного всепроникающего бюрократического государства-левиафана.
В экономической сфере:
а) эгалитаризм — специфический тип обмена деятельностью, основанный на уравнительности, подавлении инициативы, предприимчивости, на гипертрофии практики вознаграждения работников независимо от количества и качества вложенного труда;
б) отторжение средств производства от производителей, оказенивание собственности — непроизводительность деятельности, формальный характер труда, ориентированного не на конечный продукт, а на отчетность;
в) огосударствление собственности, унификация форм производства — насаждение взамен здоровых конкурентных начал текнократических количественных ориентации, монополии производителей;
г) абсурдизация общественного производства — во имя сакрального плана приносятся в жертву реальные интересы социума и его развития (изъятие элитного зерна, сведение племенного скота и т. п.);
д) идеологизация экономики — подчинение производства умозрительным схемам, а не потребностям (вырубка виноградников, истребление винных запасов в угоду антиалкогольной кампании, регулярный засев пашни ради плана при отсутствии ресурсов ее обработки — поджоги целинных полей — и т. д.);
е) редистрибуция — внетоварный, неэквивалентный, вертикальный продуктообмен в виде волевого изъятия центром прибавочного (зачастую и части необходимого) продукта с последующим его натуральным перераспределением, обмен, облеченный в форму внеэкономического принуждения и личной зависимости производителя.
Следствие указанного — упразднение независимых от государства субъектов собственности, способных к высокоэффективному, качественному производительному труду на основе личной заинтересованности, разумной инициативы.
Власть
В социально-психологической сфере:
а) насаждение атмосферы устрашения — политика «бдительности» относительно «происков» внешних (небезызвестное: страна, в одиночку строящая социализм в ситуации враждебного империалистического окружения) и внутренних (подобное же клише об обострении классовой борьбы по ходу строительства социализма) врагов. Некогда М. Салтыков-Щедрин вопрошал: возможна ли такая история, содержанием которой был бы непрерывный бесконечный испуг? Оборачиваясь на наше прошлое, следует сказать: возможна — это история командно-административного репрессивного социализма;
б) всеобщая регламентация сознания и деятельности — подверстыва-ние как личности, так и масс под «выверенные», утвержденные сверху стереотипы, штампы, модели потребления, культуры, образа жизни;
в) политизация духовности — инкорпорация в менталитет психологической и интеллектуальной презумпции благоговения, почитания, любви всего властно-государственного (вспомним оруэлловское министерство любви — учреждение, карающее всякого не охваченного любовью к власти; у нас пошли дальше, распространив «высокие чувства» на руководство, предприятия, на законодательном уровне введя различия в судопроизводство за проступки в отношении частных лиц и государственных контор);
г) манипуляция чувствами и убеждениями — деперсонализация личности, под угрозой репрессий вынужденно сопрягающей духовные структуры не с близким ей полем ценностей, а с навязываемым извне.
В результате — разрушение амортизационных механизмов гражданского общества, опосредующих взаимодействия субъектов с государством; достижение некоей «прозрачности» фактических пренрамм мысли и действия, нравственных и жизненных позиций, интересов и идеалов, чувств, потребностей и страстей; подцензурность экзистенциальной и социальной активности индивидов, ее «открытость» парящему над миром командно-административному оку, играющему специфическую роль «универсальной совести общества»; утрата суверенности, самоидентичности личности, бесконтрольный диктат всесильной государственной машины.
В идеологической сфере:
а) культивация мифов планомерности, регулируемости жизни в ходе созидания действительности. Идея конструируемое™ реальности имеет значительную историю. Достаточно вспомнить учение об особой миссии русского народа (почвенники), программу возрождения страны П. Столыпина, богостроительство (А. Богданов, В. Базаров, А. Луначарский) и др. Сюда же должна быть зачислена и концепция руководящей и направляющей
199 τ
Раздел IV
роли партии, которая давала индульгенцию на вмешательство в объективное течение событий, на вершение истории по своему усмотрению;
б) поощрение некритичной ортодоксальности — бесконечные заклинания, демонстрации безоглядной преданности, верности «вечно живому» наследию: катехизация текстов, насаждение официально социалистической догматики и синодики. Так, набивший оскомину «Краткий курс...» некогда конституировался как «энциклопедия философских знаний в области марксизма-ленинизма», где концентрируется «проверенное ЦК ВКП(б) толкование основных вопросов истории ВКП(б) и марксизма-ленинизма, не допускающее никаких произвольных толкований»23;
в) индоктринация, или, говоря проще, «промывка мозгов» — пропаганда приоритета классовых интересов и ценностей над общечеловеческими; принятие двоичной системы мира «мы — они» с соответствующими обязательными квалификациями и оценками; агрессивно-разоблачительная тональность духовного производства от негативного диалектического кредо РАППа и ЛЕФа «надо еще много плевать на алтарь (классической. — Авт.) культуры» до мессианского взгляда на действительность — раздувание образа врага, истерические хилиазмы о скором крушении капитализма и утверждении коммунистического рая и т. п.;
г) внедрение в общественное сознание фантасмагории возможности чудес — следствие «мудрого», «подлинно научного» курса партии. Понятие о путях достижения процветания нации варьировалось: в гитлеровских и сталинских казармах ставки делались то на войну, то на мирное строительство; инвариантной же оказывалась доминанта «большого скачка» с обслуживающими ее установками «во что бы то ни стало», «мобилизовать народ, кадры» и т. п.;
д) централизованные мероприятия по привитию примитивно-дремучего коллективизма — идеологии равнозаместимости индивидов. Тенденции «преодолеть индивидуализм», самоценность, самодостаточность личности укореняются даже в области интеллектуальных занятий, где сплошь да рядом призывы произвести соответствующий поворот, который позволит перейти к плановой социалистической работе на коллективистских началах. Аналогичное в искусстве, воспевающем, по выражению идеолога пролеткульта В. Плетнева, индивида-винтика в системе грандиозной машины СССР; показательно и «гаечно-шурупное» стихотворчество того времени: «гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей» и т. п.;
е) вивисекция культурно-интеллектуальной деятельности — потенция на специфический тип духовности с партийно-классовой ригористичностью и
23 КПСС в резолюциях... М., 1954. Ч. III. С. 316.
Власть
демагогичностью в основе, развертывание вульгарного псевдосоциалистического варианта массовой культуры. В ряду отличительных черт последней — порционность и граничащая с антиинтеллектуализмом воинствующая наступательность. Первая представляет собой санкционированное свыше ограничение доступа масс к научным достижениям и завоеваниям человечества, черпает оправдание в том, что «в условиях самой ожесточенной, злейшей борьбы... излишне особенно напирать на необходимость для пролетариата «целостного» мировоззрения, «основ пролетарской философии» и т. д., ибо эти прекрасные вещи... способны отвлечь от борьбы», — из неисчерпаемых сокровищниц марксизма следует получать «ровно такой научный паек, какой необходим для... борьбы, не больше»24. Вторая оказывается словоблудливым орудием достижения «чистоты рядов», средством обращения в «свою веру». Мировоззренческому ядру пролетарской культуры — марксистско-ленинской философии отводилась роль всегда отточенного оружия «в руках партии для критики всяких антипартийных течений и уклонов от генеральной линии»25. Причем оружие это вне зависимости от компетентности и солидности «генеральной линии», а также подготовленности применяющих его (оружие) само по себе расценивалось как безапелляционно, безошибочно правое. Владеющий им, точно ворошиловский стрелок, всегда на высоте. Отсюда — вызванная стремлением авамо и семо прибегать к этому оружию — универсальная дезориентация духовного производства, безответственное экспериментирование, оборачивающееся всякого рода «охотой на ведьм» (политические процессы), бесовством, чертовщиной типа марксизма в хирургии (вспомним Китай времен не столь отдаленных), диалектики внутреннего сгорания, марксистско-ленинской теории кузнечного дела, рыбного хозяйства, венерологии и т. д.
Таким образом, идеологический пресс с навеваемым им диадным мышлением «друзья — враги», нетерпимостью, редукцией личностного к классовому, вытравливанием общечеловеческого, навязыванием материально и социально необеспеченных принципов социализма, стереотипиза-цией образа жизни (штампы: мысли — «как сказал...»; одежды — кителя, галифе, телогрейки; архитектуры — «советская барака»), культом жерст-венности — «во имя счастья будущих поколений», возможностью беспрепятственного и беспрестанного субъективного (класс, партия) вмешательства в историю, — идеологический пресс доводил реальное человеческое существование до гротеска, способствовал, прибегая к слогу Салтыкова-
24Всстник пропаганды. 1919. № 3. С. 4
23Диалектический и исторический материализм. М., 1932. Ч. 2. С.357.
201 Раздел IV
Гораздо более глубока иная интерпретация, трактующая отчуждение через призму реальных диспозиций индивида и предпосылок их материализации в зависимости от обстоятельств. Такой подход изначально связывает отчуждение не с понятием некоей порочности общества, обусловливающей самоутрату личности, а с понятием потенциальности личности и социального антуража обеспечения, поддержания ее самоотдачи. Лейтмотивом здесь оказывается не универсальное освобождение человека, а созидание человечности.
Предпочтительность данной позиции в большей определенности. Дело в том, что адепты традиционной линии встречаются с трудностью regressus ad indifinitum (регресс в неопределенность). Им вновь и вновь приходится решать, от чего в очередной раз требуется освобождать человечество по ходу обретения им состояния полной свободы. Так, критика рыночного хозяйствования, стимулирующая национализацию, обобществление средств производства, вроде бы является шагом в преодолении одной из форм отчуждения, однако индуцирует иную ее форму. Огосударствление собственности и связанная с ней повальная бюрократизация отчуждают трудящихся от управления. Критика бюрократизма, побуждающая к преодолению этого типа отчуждения в переходе к самоуправлению, порождает проблемы машинерии нетворческого труда (как демонстрирует опыт югославских предприятий и израильских кибуцев). Даже ультрарадикальная анархистская критика властно-государственной организации общества, казалось бы, предусматривающая элиминацию всех и всяких модификаций отчуждения, и та не является неуязвимой. При наличии национальной, этнической, социальной, классовой, религиозной разобщенности, противостояния систем, блоков, образов жизни без властно-государственных регулировании не обойтись. А значит, не избежать и отчуждения. Таким образом, не вполне ясно, как следует освобождать человечество, чтобы на промежуточных фазах его движения к царству свободы преодоление зависимости от одного не влекло бы возникновения еще более изощренной зависимости от другого.
Отсюда проблема отчуждения есть не проблема описания предела несовершенной предыстории человечества, за которой — сфера всесовер-шенной истории. Это, следовательно, не проблема дескрипции общества без классов, государства, централизованной координации, профессиональной политики, аппарата принуждения и т. д., что в принципе генерирует нежелательные моменты нашей жизни. Проблема отчуждения — это проблема оптимальных возможностей человеческого существования, проблема институциализации таких публичных структур, которые оказывают этому максимальное содействие.
В свете сказанного излишне придавать отчуждению узкоклассовую окрашенность, связывая его впрямую с непримиримостью отношений
Власть
господства и подчинения, с обусловленной частной собственностью эксплуатацией большинства (трудящихся) меньшинством (собственниками средств производства), стихийностью совокупной общественно-производительной деятельности, конкуренцией, засильем товарно-денежных отношений и т. п. На деле отчуждение — многомерное явление, отличающееся амбивалентностью. С одной стороны, оно выступает исторически закономерным процессом развертывания человеческой деятельности и связано с объективными механизмами ее целеиолагания в общественном разделении труда, с опредмечиванием, получением конечных результатов социального производства, необходимых для бытия людей. Корни отчуждения поэтому в самой социально организованной деятельности, предусматривающей обособление на основе разделения труда, освоения и присвоения его продуктов в ходе отправления индивидами жизненно важных функций; при определенных обстоятельствах это обособление может приобретать самостоятельное, самодовлеющее значение с характерным выводом результатов деятельности из-под контроля человека и с характерным же порабощением и закабалением его. В данном контексте уместно говорить об: отчуждении деятельности — опустошение и обеднение труженика в процессе труда; отчуждении условий деятельности от деятельности — противостояние предпосылок труда (собственность на средства производ-(ства, управление, организация труда) субъекту труда; отчуждение результатов деятельности от субъекта деятельности; отчуждение теории от практики, порождающее отклонение в сознании и поведении членов общества; отчуждение социальных структур, институтов от трудящихся — противостояние государственно-бюрократической машины рядовым гражданам. С другой стороны, отчуждение как дериват соответствующего типа социальных взаимодействий на основе господства овеществленного труда над живым трудом, где отношения между людьми подменены отношениями между вещами, имея в виду деперсонализацию человека, неизбежную фетишизацию предметного мира и т. д.,— отчуждение становится субъективным феноменом, сопровождаясь возникновением совершенно специфических личностных эффектов и ощущений, таких, как апатия, одиночество, равнодушие, подозрительность, анемия, растерянность, отчаяние и т. п. Таким образом, нарушение целостности сущностных сил человека вследствие возникновения и разрастания многочисленных паразитирующих надличностных образований (хозяйственные, социальные, правовые, идеологические институты и конструкции), отторгающих его от непосредственного использования плодов своих творческих усилий, управление ими, отсутствие или разлад компенсаторных функций истеблишмента, призванных гарантировать самоотдачу личности и нейтрализовывать ее самоутрату посредством поддержания высокого социального реноме индивида,
205 Раздел IV
которое обеспечивает ему внутреннее удовлетворение, ведет к разбалансу жизненного процесса, возникновению чувств неудовлетворенности, страдания, что является мощным ферментом торможения собственного волеизъявления и совершенствования. В этом отношении отчуждение воплощает беспрестанное установление пределов индивидуального развития, вызывает деградацию личности. Чтобы показать это, перейдем к оценке типов самовыражения и самоосуществления личности в условиях советского тоталитаризма. ·
Анатомия экзистенциального измерения тоталитаризма предельно проста: спектр жизнепроявлений «индивидуальных общественных существ» образует всего три линии. Это — апологетизм, героизм и аутизм. Присмотримся к ним по возможности тщательнее.
Апологетизм. Общественная роль и сам социально-психологический типаж людей, подпадающих под эту линию, вопреки ожиданиям, однородностью не отличаются. Здесь обосабливаются малые группы (А) клевретов (штатные функционеры высшего ранга); (Б) выдвиженцев (проводящие линию кадры режима); (В) пособников-коллаборационистов (охранка, сикофанты, стукачи, осведомители, наушники, филеры); (Г) искренние энтузиасты (рядовые граждане, по природе оптимисты, завороженные масштабом, громадьем «наших» планов).
Группа А. Непроницаемая каста «чистых продуктов эпохи», «синих пакетов», верящих, что за Вождем — великая Идея, и заставляющих послушный «поток масс» беспрекословно служить ей. По выражению Л. Баткина, это «деклассированные люди, сбившиеся в стаю, в новый класс «руководителей». Они ничего не умеют и толком ничего не знают, но умеют «руководить». Они составители проскрипционных списков, организаторы «кампаний» и «мероприятий», скромные в быту владельцы госдач, владельцы государства Российского, ораторы и молчуны, истеричные и непроницаемые, с усиками и без, с шевелюрами и наголо обритыми черепами, они, окружавшие Хозяина «соратники», будь то сластолюбивый Берия, эта Синяя Борода Политбюро, или канцелярист Молотов (и тоже палач — все они палачи); хитрый Микоян или простой, как правда, Буденный, разбиравшийся только в лошадях; незапоминаю-щийся Шверник и столь же незапоминающийся, но подмененный в люльке лживой легендой Ворошилов; цепной пес Мехлис, мертвенный кадровик Маленков и грубый, шумный Хрущев; мясник Каганович и «всесоюзный староста» «Калиныч» из папье-маше; и прочая, и прочая, — все они абсолютно похожи в одном — все органически, вызывающе, жутко неинтеллигентны, не в ладах с русским языком, все они специфически пригодны только для того, чтобы руководить, и притом только в
Власть
этом сталинском люмпен-государстве»26. Типичный представитель этой группы — персонаж романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба» Демснтий Трифонович Гетманов — человек, облеченный доверием партии. «Доверие партии! Гетманов знал великое значение этих слов. Партия доверяла ему! Весь его жизненный труд, где не было ни великих книг, ни знаменитых открытий, ни выигрышных сражений, был трудом огромным, упорным, целеустремленным, особым, всегда напряженным, бессонным. Главный и высший смысл этого труда состоял в том, что возникал он по требованию партии и во имя интересов партии. Главная и высшая награда за этот труд состояла лишь в одном — в доверии партии.