Российский космос

«Когда видишь, как эта огромная империя с большим или меньшим бле-.] ском в течение двух веков выступала на мировой сцене; когда видишь, как I она по многим вопросам приняла европейскую цивилизацию, упорно от- 3 брасывая ее по другим, более важным, сохраняя таким образом ориги- \ нальность, коюрая, хотя и является чисто отрицательной, но не лишена тем не менее своеобразного величия, — когда видишь этот великий исто- рический факт, то спрашиваешь себя: какова же та мысль, которую он скрывал за собою или открывает нам; каков идеальный принцип, одушев­ляющий это огромное тело, какое новое слово этот новый народ скажет человечеству; что желает он сделать в истории мира?» — интересовался В. Соловьев.

Мы разделяем трактовку России как евразийской цивилизационной общ­ности, усматривая ее особенность не в мистической невыразимости, а в полиэтнизме, веротерпимости. Россия — не Запад и не Восток обособлен­но, а и Запад и Восток совместно. Россия — континент Евразия, и в этом ее двойственность, синтетичность, обусловливающая открытость к влия­ниям и одновременно самобытность. Ситуация России не воспроизводи­ма и не дублируема; для нее не подходят штампы. Говоря об этом, нельзя не сослаться на опыт меж- и многонациональных образований, каковыми выступают ЕЭС и США на Западе и страны Азиатско-Тихоокеанского ре­гиона на Востоке. И здесь, и там очевидны однородность, гомогенность со­циальных, культурных, религиозных и экзистенциальных структур, консо­лидируемых посредством агломерации.

Ничего подобного не наблюдается в России, где осуществляется кон­такт разнородных, гетерогенных, несовместных по массе признаков структур, объединяемых посредством конгломерации. Последняя, конеч­но, вызывает диффузию, взаимопрорастание общностей, но не их снятие. Здесь имеются в виду такие столь характерные для интенсивных, долго­срочных этнических, культурных и иных соприкосновений эффекты, как эффекты ассимиляции, поглощения с формированием итоговых «чистых» линий (специфических гомогенных этносов).

Национально-государстве иная идеология

Понимание различности типов консолидации этносов в социум в Рос­сии и ином мире подводит к мысли о неприемлемости для нас стратегии заимствования, насаждения, культивации внешних нам программ и рецеп­тов общественной модернизации. Не все, что хорошо кому-то, будет тако­вым для нас. Поэтому перспектива национального возрождения просмат­ривается вне узколобой колеи подражательства. Вместе с тем установку на свой цивилизационный путь будет правильным совместить с обостренно-критическим сознаваыием того, почему традиционно прокламируемый нами особый исторический путь до сих пор приводил лишь к удручаю­щим результатам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: