Суммируя выше изложенное, акцентируем: независимо от цивилизаци-онных различий восточного и западного сегментов человечества (преобладание посадных культур над посевными наложило кардинальный отпечаток на способ воспроизводственного жизнеобеспечения, что проявилось в консервации либо в темповой трансформации исходно общинной ассоциации; в закабалении безземельных соплеменников либо в преодолении
Государство
безземельное™ через развитие военно-земледельческих поселений — кле-рухий — на покоряемых территориях) социальная динамика обеих частей света отмечена сходными тенденциями. Преобладающими из них в аспекте государствообразования являются:
— консолидация жизненного пространства. И Восток, и Запад в архаичную пору социальности знали лишь систему разрозненных земледельческих общин, хозяйственно, коммуникационно не связанных. Изначальная автаркия существования исключала возможность их взаимовыгодной, не говоря интенсивной, кооперации. Между тем процессы имущественной дифференциации, логика расширения жизнеобеспечивающего воспроизводства, беря свое, требовали налаживания межобщинных связей. Под эгидой управленческой олигархии объединение общин происходило на базе интеграции усилий производителей для совместной борьбы со стихиями, выполнения трудоемких работ (строительство, вырубка джунглей, прокладка каналов и т. д.), организации обороны, ведения войн и т. п. Главное здесь — централизация общинных земель, подпадающих под юрисдикцию целого. На Востоке локализм общинной культуры преодолевался рычагом деспотизма — сугубая кратократия на больших сельских пространствах. На Западе изоляционизму общин клали предел симполития и синойкизм, обеспечивавшие слияние общинных единиц в полисы, — рабовладельческая демократия на малых городских пространствах торгово-ремесленных центров и клерухий. Важно представлять, что в истоках государство имеет некое полномочное очерчивание жизненного коммуникационно прозрачного пространства (территории, акватории), составляющего предмет его (государства) исключительной собственности;
— формирование институтов в лице права, бюрократии, аппарата, инстанций. Отсутствие учреждений — законоустановленного истеблишмен-тштатного строя размывает контуры гарантийной жизни. Взять лишь налоговую политику, ответственную за пополнение казны, произведение общесоциальных накоплений. Как показывает Геродот, при Кире, а затем Камбисе в Персии «определенной подати не существовало вовсе... подданные приносили подарки». За эвфемизмом «подарки» — произвол поборов чиновного люда, должностных лиц, разбалансировавших порядок социальности. Дезорганизация администрирования предопределила крах Персидской державы. Восстановление и укрепление государства Ахеменидов связывается с именем Дария I, начавшего с нормосообразования институтов. Идентичные акции проведены в Риме, завершились принятием законов XII таблиц, с тем лишь различием, что объектом упорядочения выступала не налоговая, а судебная политика (а точнее — ее отсутствие, имея в виду засилье произвола в судах). Не бывает, не может быть государства
257 Раздел V
Государство
без машинерии нормосообразованных институтов — правоконституиро-ванных инстанций регулирования межсубъективных связей;
— упрочение территориальных социокультурных общностей с характерным языком, самоназванием. Смешение племен, замена кровнородственных связей территориальными достигается активизацией плавильного котла городской культуры, развитием коммуникационных сетей, npoipec-сом внутреннего обмена, рынка, естественной для всех этих единительных тенденций интенсивной аккультурацией. На разрезе глаз, этноисключитель-ности государства не образуешь. Государству важен не этнос, а оседлый народ, размещающийся на исторически данном ему участке суши. На Востоке, отмечалось, городская культура слаба. Ввиду концентрации производственных ресурсов в сельской общине дистанцированный от трудового процесса город становится представительской резиденцией власти. Власть и производство расчленяются территориально, поселенчески, функционально. На Западе условия полиса объективировали социально проникающие, динамичные формы массивного плавильного котла, где на открытом и малом оперативном участке идет контакт, смешение языков, этносов, верований, обрядов, регламентируемых одним — правилом общения. Этно-обособленное родо-племенное имеют для полиса вполне косвенное значение и не способны препятствовать делу жизнезначимого взаимодействия. Для полиса принципиален регламент соучастия, соприкосновения, удерживающих в фокусе лишь основной сюжет упорядоченного общения и безразличных ко всему с ним не связанному. Власть и воспроизводство жизни здесь слиты территориально, поселенчески, функционально. На Востоке кристаллизация народного общества из родо-племенных общностей тормозится территориальной раздробленностью, социальной разобщенностью общинно-производительных единиц; скрепляющим обручем рассеянного оседлого населения оказывается механизм жестких политических технологий — диктатура центральной власти (борьба с сепаратизмом номов в Египте, местных центров (Сиппар Ниппур) в Вавилоне и т. п.). На Западе народное общество складывалось неодновариантно — демократически и авторитарно в зависимости от обстоятельств. Оба способа претворились в эллинистическом Риме, обмирщившем как цезаризм, так и парламентаризм, давшем истории образцы как деспотизма, так и народоправия.
Подобно полису, вырабатывающему регламентный тип поселенческой культуры, государство вырабатывает, укореняет регламентный тип цивилизованной народной культуры. Государство есть державный народ на исторически данном жизненном пространстве, обихоживаемом машиной институциональной суверенной власти. Из сказанного вытекает: государство — образование: 1) политохорологическое — синтезирует институциональную
суверенную власть и планетарные интервалы (участки территорий и акваторий); 2) политоморфологическое — дифференцирует отрезки социальных ландшафтов в зависимости от территориально- и темпоралыювласт-ных локалов (политопов); 3) социо- и этнополитическое — объективирует практическое отношение социальных и этнических общностей к политической сфере; 4) гео- и хронополитическое — единит рельеф и ритм с ценностями, материализует связи пространственно-временных конфигураций с оптимумами властной активности, коррелирует протяжения и периоды с национально-державными параметрами, народным духом (что в совокупности задает театр самосуществования страны — народа).
Государство создает условия, задает предпосылки самого способа вершения народом собственной истории в сотрудничестве и соперничестве с другими народами. Это свое назначение государство реализует комплексно, всеобъемлюще, фронтально, начиная с гарантий территориальной и кончая гарантиями культурно-исторической неприкосновенности, целостности. Квинтэссенция государства — гарантии. Гарантии самобытного развития, замыкающиеся на исключительное владение частью поверхности земли, поддержание подданных, сохранение и умножение завещанного предками достояния, наследия. Государство — институциональная державно-правовая организация, позволяющая социальной общности в кругу однопорядковых, себе подобных созданий пролонгировать воспроизводство устоявшейся характерной жизни. Возможность такового предрешается собственностью на территорию, население, историю, культуру. Никакая из догосударственных или негосударственных (общественно-политические объединения) гражданских ассоциаций подобной прерогативой не располагает.
В институциональном смысле государство — множество легальных органов, учреждений, действующих на основе заведенного и совершенствуемого ими порядка, права.
В публичном смысле государство — универсально значимая власть, нацеленная на охранение, отстаивание, обеспечение, конституирование, регулирование интересов целого в противовес отдельному, частному, фрагментарному.
В популяционном смысле государство — единство оседлого народа, обладающего правовым и ценностным идентитетом. Разрушение последнего обанкрочивает народ, понижая его статус до «населения». Оттого трещины, провалы в государственном самосознании народа нетерпимы. По крупному счету, они — продром болезни, именуемой распадением государства. Довольно сослаться в этой связи на тенденции отложения курдов от Турции, чеченцев от России, инциированных духовно-идеологически.
259 Раздел V
Государство
В диахроническом смысле государство — состояние социальности, достигаемое через властную консолидацию народа на территории с последовательной кодификацией, юридизацией, институционализацией межсубъективных связей, привнесением в интеракцию индивидов элемента правового формализма (генетически властный абсолютизм заменяется ч и нош ю-бюрократи ческой иерархией).
11 синхроническом смысле тсударспю система социально санкционированных отношений с точно заданным на них порядком господства и подчинения (легитимное побуждение и принуждение, мягкие и жесткие технологии насилия).
В функциональном смысле государство — способ дисциплинарной структуризации (консервация, трансформация, гармонизация, инициация) пространства социальных взаимодействий, нацеленный на поддержание постоянной целостности, континуальности народно-державной (т. е. собственной) жизни с использованием всех доступных средств, в том числе легитимной монополии на насилие9. Сказанное опровергает взгляд о якобы социальной приоритетности как дисциплинирующей системы10. Право — рычаг задания общественной дисциплины лишь в ординарные периоды групповой жизни. В экстраординарных (чрезвычайных) условиях монополия на дисциплинарные инициативы сосредоточивается в руках государства. Защищая высшие интересы, в критические моменты государство жертвует всем: облачаясь в гладиаторскую тогу, оно поступает как ничем не скованный в своих действиях обреченный. Аналогичное утверждается относительно членов диады «государство—личность». Права человека (часть) святы изначально, но при некоей безмятежности государства (целое) они утрачивают самоценность ввиду угрозы уничтожения государственности как таковой. Здесь бытие целого подчиняет себе бытие части. Нет государства — нет производного от него (некосмополитического) подданного.
В патриотическом смысле государство — институт своекорыстный, эгоистический; человечество расчленено по национально-государственному признаку. Государство не относится к культуре инструментального разума, служит не вообще любым (абстрактным), а лишь национально-оправданным, народо-состоятельным целям. Ожидания и достижения здесь единятся: ценности не выносятся за грани оперативной ответственности. В противном случае государство перестает преследовать народно-национальные интересы, захлебывается в компрадорстве, предательстве.
Отсюда — размежевание государственного дела и партийно-персонального дела, которые для народа не совпадают.
В ритуальном смысле государство — субстанция ценностная, питаемая народным национально-патриотическим сознанием. Формально государство — держава с признанной символикой — флагом, гербом, гимном. Неформально |шгудярггпо |юдпля Земля, вперяющая потомкам минутную судьбу предков. Уме ι ценно болезненно и дико шоЬшь государство. Любить можно Отечество, Родину. Нюанс, однако, в том, что язык не располагает лексемами, четко дифференцирующими «государство», «державу», «Землю», «Отечество», «Родину». В концепте «государство» — синкретизм всех этих понятий. В контексте сказанного государство — не механический конгломерат ведомств, а органическое отношение к нему граждан, расценивающих его как свою Землю, Отечество, Родину. Оттого история государства есть история нации, история народно-национального духа. Скажем: «То, что Наполеон дал испанцам, было разумнее того, чем они обладали прежде, и все-таки они отвергли это как нечто им чуждое, потому что они еще не достигли необходимого для этого развития. Народ должен чувствовать, что его государственное устройство соответствует его... состоянию, в противном случае оно может, правда, быть внешне наличным, но не будет иметь ни значения, ни ценности»11.
Духовные значения, символы, ценности в лице человеческих поколений, камней церквей, дворцов, усадеб, крестьянских изб, могильных плит, старых рукописей, заветов отцов — вот государство в форме национального духа. И чтобы постичь его, уловить волю народа, нужно видеть эти камни, читать истлевшие страницы, слышать голос пращуров12. Непоправимо заблуждался Чаадаев, говоря: «Прекрасная вещь — любовь к Отечеству, но есть еще более прекрасное... любовь к истине. Любовь к Отечеству рождает героев, любовь к истине создает мудрецов... Любовь к Родине разделяет народы, питает национальную ненависть и подчас одевает землю в траур; любовь к истине распространяет свет знания, создает духовные наслаждения, приближает людей к Божеству. Не чрез Родину, а чрез истину ведет путь на небо»13. Дорога к небу через истину? До чего в безоглядных мечтаниях способен дойти утративший поводья реальности безопорный разум? Благоразумней, рассудительней Ф. Ницше: «Я заклинаю вас, братья мои, оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам о надземных надеждах. Они отравители, все равно, знают они
' См.: Вебер М. Избр. произв. М., 1990. С. 645—646.
'"См.: Кистяковский Б. А. В защиту права. // Всхн. М., 1990. С. 101.
" Гегель Г В. Ф. Философия права. С. 315.
|2См.: Бердяев Н. Л. Философия неравенства М., 1990. С. 101.
13 Чаадаев Я. Я. Сочинения. М, 1989. С. 140.
261 Раздел V
это или нет»м. Через Землю, на которой живешь, через Отчизну, которую любишь, через Родину, которую боготворишь, пролагается тракт к небу.
Изложение наполняет пониманием, что государство — феномен безусловно объемный, глубоко эшелонированный — агрегирует порядки:
— главенства: кратократический регламент;
— господства: регламент доминирования;
— правления: регламент подчинения;
— управления: регламент соподчинения;
— права: дисциплинарный регламент.
Совместно они выражают идею холистской природы государства: государство — легальный институт конституирования интересов целого. До-государственные, предгосударственные, негосударственные общности пропитаны частным. Лишь государство (как должностная корпорация) сосредоточено на социальной тотальности. Гражданский, публично-правовой, полномочный, институциональный, дисциплинарный универсализм государства влечет отрицание неадекватных категориально-частных истолкований «государственности».
5.5. ЧАСТИЧНЫЕ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВА
В обобщенно-абстрактном, содержательно выпаренном, тощем смысле государство есть статус. Государство по сути самого слова и своей исторической явленности, говорит К. Шмитт, «есть особого рода состояние народа, а именно такое состояние, которое в решающем случае оказывается главенствующим, а потому в противоположность многим мыслимым индивидуальным и коллективным статусам — это просто статус, статус как таковой»15. Под статусом, очевидно, разумеется амальгама государствооб-разующих регламентопорядков и определений. Нарушающие спаянность этих порядков частичные понятия государства дробят монолит статуса, безосновательно выпячивая в государственности отдельные стороны. Лишенная оригинальности и глубины вязь лейтмотивов здесь обусловлена тривиальной логической ошибкой слишком узкого толкования понятия (явления). Сужение государственности наблюдается в специфических гипертрофиях функциональных либо онтологических аспектов государства: «государство-роль», «государство — ведомство по делам...».
Государство-насилие. Традиционный анархизм, отметающий государство на основании карающего, понуждающего проявления государственности.
"Ницше Ф. Соч. в 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 8.
15 Шмитт К. Понятие политического. // Вопросы социологии. 1992 Т. 1. № 1.
^Бакунин М. А. Философия. Сциология. Политика. С. 314.
Государство
В ролевом отношении синкретизируя формы правления, тот же Бакунин откровенно сводил их к отправлению общественного насилия: «Государство именно и значит насилие, господство посредством насилия, замаскированного, если можно, а в крайнем случае — бесцеремонного и откровенного. Неправомерность редукции государства к насилию (частичной функции) вытекает из общей канвы реализации государством своих общесоциальных ролей, состоящих в налаживании (оптимизации, гармонизации) межсубъективного обмена деятельностью, заинтересованной интеракции. Насилие как рычаг такого рода налаживания возможно, но отнюдь не универсально. С позиций наличия неких воспроизводимых в социальной среде абсолютов (инвариантов), именуемых нами фундаментальными социальными константами (ФСК)17, насилие крайне затратный инструмент, разбалансирующий созидание социальности. Оперативно и сущностно как социальная панацея насилие порочно и бесперспективно. Магистралью прогресса социальности является наращивание гуманистичное™, изживание потестарности. Государство в таком разрезе вначале есть господство силы, затем — господство силы через право, наконец, — законно-правовое господство. Государство осуществляет господство, но не обязательно посредством насилия. Господство насилия — варварство. Цивилизация есть господство через институциональную иерархию. Требование святости для человека избыточно. Святой не только не напишет роман, как признавался Ф. Мориак18, но и, пожалуй, не выживет. Быть святым не надо — не надо быть дикарем. Демаркация между одним и другим проходит не по линии приобщенности к типажу Амарилис, а по линии приобщенности к достойному правообеспеченному общежитию. Многозначительно у Фу-кидида заявляет Перикл: «Не признавая излишних стеснений в нашей частной жизни, мы в общественной питаем величайший страх перед беззаконием». Среди законов более всего повинуемся тем, которые «изданы в пользу обижаемых, а также и тем, которые, будучи неписаными, навлекают на нарушителей всеобщее осуждение»19.
«Какой-то рок тяготеет над всеми моими начинаниями», — сетует Марк Аврелий. Дело, однако, не в судьбе, а в инструментах обеспечения своего призвания. Однозначно поставивший на насилие (маркоманские войны, парфянская кампания, казни христиан) в организации социальности император-философ терпит фронтальное фиаско (конец «золотого века» Антонинов
"Подр.см.: Россия: опыт национально-государственной идеологии. М, 1994; Философия политики. М., 1994.
18См.: Mauriac F. Lc roman. P., 1928. Pp. 79— 80. пФукидид. История. Кн. 2, 37. Раздел V
приходит в правление последнего представителя династии сына Марка Аврелия — Коммода). Как терпит его любой насильник истории.
Государство-правопорядок. Согласно идеологеме «чистой теории права» (Венская школа) государство сводится к правовому строю: как полагал Кельзен, государство есть не более чем правопорядок. Правовой порядок — главнейший конституент межиндивидного взаимодействия, очерчивает легальную автономию лица в границах дозволенного. Выходя из традиции, право не просто формулирует запрет (табуирование поведения), а вырабатывает регуляцию деятельности через сознание полномочной причастности, членства в группе. Последнее сплачивает группу, привносит в нее черты динамически равновесной устойчивости. Устойчивость социальных групп (общества) — от легально-легитимной формы господства, детерминируемой универсальностью юридико-правовых норм, которые регулируют компетенции институтов, действия чиновных лиц. Государство не было бы бюрократической корпорацией, институциональной структурой без кодификации компетенций, дисциплинаризации должностных функций. Вместе с тем требуется представлять: право хотя и радикальный, но не эксклюзивный атрибут государства. Государство праводос-таточно до известных пределов, а именно: до пределов вступления на авансцену народной силы. Государство с его институционально опекунской позицией отступает перед патриотической народно-национальной позицией. Этим утверждается примат народного над правовым в государстве. В критические моменты государство жертвует правовыми и никогда не жертвует народными началами. Иначе оно прекращает быть государством народа, самое государством. Перекрывание народным правового в государственном сказывается и в народной юстиции, формально не нормированной, обычно более жестокой, чем официально государственная, но вполне легитимной.
Государство-этнос. Модель органической государственности, замысли-ваемой как этнократия. Государствообразующим признаком объявляется «чистота кровей», принадлежность к этносу — решающим фактором политико-юридического, публично-правового, институционально-должностного вовлечения, участия. На щит поднимается лозунг «Государство (страна, держава, земля) не для населения, а для лиц конкретной национальности». Против такого подхода восстает все — от натуралистической практики: на достаточно обширном участке территории, где нельзя соблюсти эндогамию, ввиду интенсивности коммуникации, панмиктических межпопуляционных связей народ этнически гетерогенен; до практики политической: государство как налаженный плавильный котел, машина перемалывания этносов
Государство
стимулирует формирование межэтнических и надэтнических общностей. В США, Швеции нет государственного народа, государствообразующих этносов. Со всех точек зрения благоразумно, социально и жизненно перспективно трактовать единенный в государстве народ не как этническую, а граждански-политическую общность. К несчастью, проведение этой единственно здравой, трезвой линии натыкается на препятствие в лице легализованного в 1919 г. Версальским мирным договором, активно пропагандированного большевиками абсолютно беспочвенного права наций на самоопределение. Сложность и острота усугубляются тем, что термин «нация» синкретизирует понятия «государство (держава)», «народ (население)», «этнос (племенная группа)». Право на державу имеет только и исключительно «нация» в смысле расселенный на территории народ, а не входящий в него компактно или дисперсно представленный этнос. Известные до сих пор попытки совместить «государство» с «этносом» влекли либо геноцид (Германия времен третьего рейха), либо политический экстремизм (поражение иноплеменников в гражданских правах в странах Балтии), либо шовинизм (выдавливание иноплеменников из Чечни образца середины 90-х г. XX в.). Государство — союз-синергист, а не союз-антагонист, упрочается векторным движением в сторону цивилизационного (гуманизм, либерализм, права человека), а не традиционного (этнодикта-
тура) полюса.
Государство-класс. Десикация полномочного субъекта государственности — народа-нации проводится не по этническому, а классовому основанию. Доклассовый и догосударственный периоды социальности отождествляются. Утверждается, что, становясь с классовой дифференциацией, государство обязано формированию аппарата подавления. До этого пункта — идиллическая картина естественного течения вещей, когда «все идет своим установленным порядком»20. Возникли классы — появилось государство как «продукт и проявление непримиримости классовых противоречий»21, «машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы»22. Динамика государственности подается как динамика классовой борьбы с сохранением классового господства, так что смена видов правления, «переход от одной формы правления к другой нисколько не устраняет... господства прежних эксплуататорских классов при иной оболочке»23. Не отслеживая импликаций этого однобокого
20 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 97. 21 Ленин В. И. Поли, собр соч. Т. 33. С. 7. иТамжс. Т. 39. С. 75. вТам же. Т. 17. С. 346.
.ЯШШШШи
Раздел V
взгляда, оправдывающего классовостью любых масштабов социальную резню под эгидой диктатуры пролетариата, отметим только присущую ему ущербность сущностной трактовки природы, назначения государства как такового. Государство не машина для угнетения, подавления, ущемления одной касты другой, не комитет по социальным делам одной группы. Самый цимсс государства не узаконение господства общественных слоев, а способ организации их совместной жизни. Государство — эволюционно-исторический инструмент достижения баланса сил, союзно-совместного единства граждан через ценностный идентитет, рычаги правовой власти. Сверхзадача, контрапункт государства — целое и его судьба, общий интерес, оберегаемый от посягательств частного. Государство сильно конструкцией, а не деструкцией, внутренним миром, а не войной, крепким, защищенным, процветающим подданым, а не изгоем. Пауперизация государства — верный признак его дефадации, обостряющей социальную конфликтность в диапазоне от бунта до фажданской войны, неизменный финал которой — государственный крах, трансформация институтов власти.
Суммируя мысли, наметим фикс-пункты государственности.
Государство — форма державного объединения людей на конкретном жизненном пространстве с опорой на власть, право, ценности.
Субъект государства — не институции (конторы), а народ, являющийся политико-гражданской предпосылкой государства. Натуралистическая его предпосылка — участок поверхности Земли (территория, акватория), исторически и фактически данный народу (отсутствие собственного жизненного пространства — величайшая трагедия, не позволяющая обрести государственное существование — палестинцы).
Государство не идентично власти. Власть во всех измерениях шире, что чисто выразительно передается фигурами «власть традиции», «власть авторитета», «власть дум»24. Государтво есть только специфическая власть — правооформленных кодифицированных институтов.
Государство не комитет, не кабинет по выполнению частичных социальных функций, оно — режим перманентного поддержания целостности ipa-жданских структур, быть целостным для которых не естественное состояние, а паушальный эффект немалых, хорошо скоординированных усилий.
Государство инспирируют не классы, а логика саморегуляции внутренне дифференцированной многоотсечной фупповой жизни, естественно-исторически культивирующая публично-правовые, силовые, институциональные, ценностные механизмы налаживания кооперативной воспроизводственной деятельности.
24Подр. см.: Философия власти. Философия политики.
Государство
Универсализм государства сказывается в заявлении и проведении народно-национального интереса, непосредственно и посредственно выражаемого через оптимизацию и гармонизацию бытия тотальности, зависимых от нее элементов, факторов.