Законное представительство

В ряде случаев субъект права не может самостоятельно осуществлять сделки, например, дееспособность физических лиц прямо зависит от их возраста. Непосредственным правовым основанием возникновения отношений по опеке и попечительству является такой юридический факт, как назначение опекуна или попечителя.

В соответствии со ст. 32 и 33 Гражданского кодекса Российской Федерации опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки, а попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Кроме того, попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.[19]

Совершая юридически значимые действия, представитель создает правовые последствия не для себя самого, а для представляемого.

Таким образом, в гражданско-правовых отношениях опекун является представителем подопечного, а попечитель – не является. В этом и заключается отличие их правового статуса, и связано оно с разными функциями указанных лиц. Опекун призван полностью заменить в юридической сфере своего подопечного, а попечитель – лишь помочь подопечному, проконтролировать его действия, защитить гражданина от неразумной траты средств или предотвратить совершение несовершеннолетним правонарушения.[20]

Дальнейшее улучшение правового регулирования этих отношений нуждается в серьезной корректировке, прежде всего, в уменьшении декларативности и увеличения контроля за деятельностью опекунов и попечителей.

В соответствии с ч. 3 ст. 34 ГК РФ орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.

Гражданский кодекс РФ и Семейный кодекс РФ не устанавливают обязанность опекунов и попечителей предоставлять органу опеки и попечительства отчет о своих действиях, и это нельзя назвать справедливым. На мой взгляд, эта часть отношений должна быть подробно урегулирована законом.

В настоящее время действуют лишь Правила управления имуществом несовершеннолетних подопечных, хранения и отчуждения этого имущества (в части, не противоречащей гражданскому законодательству), которые распространяются только на охрану имущества несовершеннолетних. Согласно этим Правилам опекун (попечитель) "ежегодно не позднее 1 февраля представляет в орган опеки и попечительства письменный отчет за предыдущий год о хранении и управлении имуществом подопечного. Годовой отчет должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен проданного, доходах, полученных от управления имуществом, и произведенных расходах".

В отчете опекуна (попечителя) должны быть перечислены и указаны даты получения сумм с текущего счета подопечного, вырученных от отчуждения имущества в течение отчетного года, и затрат, произведенных из них для нужд подопечного. К отчету прилагаются оправдательные документы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и др. платежные документы).[21]

К основаниям возникновения законного представительства следует отнести иные, прямо предусмотренные законом юридические факты. А так же помимо какого-либо специального соглашения представителя с представляемым: административные акты, действия в чужом интересе без поручения. А так же факт наличия родственных связей, решение органов опеки и попечительства о назначении опекуна, назначение лица на должность.[22] Представительство, возникающее на основании закона или административного акта, является обязательным и не зависит о воли представляемого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: