VII. Организация работы по охране труда на предприятии

Организация работы и ответственность за состояние охраны труда, соблюдение законодательства по охране труда, положений, правил и норм по технике безопасности и производственной санитарии на предприятии возлагается на начальника и главного инженера ЛВЧ Екатеринбург, а также на руководителей цехов, участков, подразделений. Разработку и внедрение организационно-технических мероприятий по охране труда, промышленной безопасности, анализ травматизма, заболеваемости, в том числе профессиональной, и профилактические меры по ликвидации причин производственных травм и снижению заболеваемости осуществляет руководитель предприятия.

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда:

1. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ст. 212 ТК РФ).

2. Работодатель обязан обеспечить:

· безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

· применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

· соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

· режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

· приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

· обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте работников и проверки их знаний требований охраны труда;

· недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

· организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

· проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;

· в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований;

· недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

· информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

· предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

· принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

· расследование и учет в установленном Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

· беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· выполнение предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные Трудовым Кодексом, иными федеральными законами сроки;

· обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· ознакомление работников с требованиями охраны труда;

· разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов;

· наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Виды контроля за состоянием охраны труда.

В системе управления охраной труда действуют следующие виды контроля:

-оперативный;

-административно-общественный (трехступенчатый);

-ведомственный;

-государственный.

Оперативный контроль за соблюдением требований безопасности и выполнением функций управления работами по охране труда в подчиненных структурных подразделениях осуществляют непосредственные руководители в ходе выполнения работ в соответствии со своими должностными обязанностями.

Административно-общественный контроль (трехступенчатый) выполняют должностные лица, представители профсоюзной организации и уполномоченные лица по охране труда

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации в соответствии с ТК РФ осуществляет федеральная инспекция труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Ведомственный контроль включает в себя:

· Комплексные проверки;

· Целевые проверки;

· Оперативные проверки;

· Трехступенчатый контроль.

Комплексная проверка состояния охраны труда на предприятиях производится с целью контроля, более глубокого и всестороннего изучения положения дел с соблюдением правовых, технических, санитарных и организационных вопросов охраны труда. Проводится не реже раз в 5 лет.

Целевые проверки проводятся по наиболее важным вопросам охраны труда на основании результатов ежегодных статистических отчетов, анализа производственного травматизма и состояния охраны труда на железных дорогах и в функциональных филиалах ОАО «РЖД». Проводится не реже раз в 5 лет.

Оперативные проверки.

Основными задачами оперативных проверок являются: выявления нарушений руководителями и специалистами своих должностных обязанностей в области охраны труда, состояние условий и охраны труда на рабочих местах, соблюдение работниками требований законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов ОАО «РЖД» по охране труда, а также соответствия производственных процессов требованиям охраны труда.

Трёхступенчатый контроль является основной формой контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах в подразделениях, а также соблюдения всеми должностными лицами и работниками требований стандартов безопасности труда, норм, правил, инструкций и иных нормативных документов по охране труда.

Основная задача трёхступенчатого контроля состоит в организации выполнения всего комплекса мероприятий по охране труда, определении ответственных за своевременную проверку состояния охраны труда и устранении недостатков, выявленных на трёх последовательных уровнях.

Первая ступень контроля проводится ежедневно, ежесменно непосредственным руководителем работ (мастером, бригадиром, начальником поезда и т.д.), как в начале рабочего дня (смены), так и в течение всей работы.

Вторая ступень контроля проводится руководителями производственных подразделений, мастерами, начальниками участков совместно с уполномоченными лицами первичной профсоюзной организации по охране труда. Вторая ступень контроля проводится не реже одного раза в месяц.

Третья ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой одним из руководителей ЛВЧ Екатеринбург с охватом производственных подразделений, в которую входят представители первичной профсоюзной организации, специалисты по охране труда и другие специалисты, УЛОТы. Периодичность проведения третьей ступени контроля – не реже одного раза в квартал.

Общественный контроль осуществляют профессиональные союзы, которые имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективного договора, соглашений.

Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином совместном решении работодателя и представительного органа работников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: