От самых истоков

История отрасли

О необходимости электрификации страны ученые умы России начали задумываться очень давно. Так, о возможности отправлять по проволоке «електрическую силу на великое расстояние до тысячи сажен и далее» говорил еще Михаил Ломоносов в 1760 году. В самом начале XIX века мысль о практическом применении электроэнергии для освещения высказывал в своих трудах первый российский электротехник, член-корреспондент Петербургской академии наук Василий Петров. Однако в силу различных причин вопрос передачи электричества на расстояние удалось решить только к концу позапрошлого столетия.

Первым населенным пунктом России, полностью освещенным электричеством, стало Царское Село. Случилось это в 1887 году, когда здесь была построена воздушная электрическая сеть длиной 64 км. Примерно на такое же расстояние передавала тогда ток первая крупная электростанция Москвы, Георгиевская, в чьем здании теперь расположился Московский государственный выставочный зал «Новый Манеж». От нее по кабелям с резиновой и джутовой оболочкой шло напряжение 100 В. Через шесть лет русский инженер Н. Смирнов построил в Петербурге на Васильевском острове центральную электрическую станцию «с правом проводить от нее по улицам воздушные кабели и употреблять электрические токи напряжением до 2000 В». Позднее ЛЭП инженера Смирнова вышла за пределы Васильевского острова. Для этого через Николаевский мост проложили бронированный кабель. В Москве в то время были электростанции поменьше. Они вырабатывали постоянный ток, но на освещение большого города их совместной мощности не хватало.

Дальнейший вектор развития электрических сетей определил русский электротехник Михаил Доливо-Добровольский, создатель системы трехфазного переменного тока. К 1889 году он сконструировал для такой системы асинхронный двигатель и генератор переменного тока, а в 1891 году на Всемирной электротехнической выставке во Франкфурте-на-Майне продемонстрировал первую в мире трехфазную передачу электроэнергии на расстояние.

К системному внедрению электричества в жизнь россиян приступило «Общество электрического освещения 1886 года». Оно объединило ученых и коммерсантов в деле «электрификации всей страны» – эти слова были занесены в его устав. Здесь начинали трудиться все будущие создатели знаменитого плана ГОЭЛРО – Глеб Кржижановский, Леонид Красин, Роберт Классон. Уже тогда разрабатывались проекты масштабного строительства линий электропередачи.

В 1897 году Общество построило на Раушской набережной Москвы Центральную электростанцию переменного трехфазного тока: напряжение 2100 В перестало соответствовать требованиям жизни столицы, и ее кабельную сеть решили перевести на 6 кВ. Прокладка линий электропередачи велась вместе со строительством станции. Кабель пришлось перебрасывать через реку, его пропустили под проезжей частью Москворецкого моста. Другим российским городам тоже требовалась энергия, по ЛЭП новый класс напряжения 6 кВ пришел и туда. В 1913 году в России работали уже 109 км воздушных сетей напряжением выше 10 кВ, в том числе 70 км линий 30–35 кВ.

В октябре 1914 года российские электротехники опробовали в Москве удачный (действующий и сегодня) вариант совместной работы двух крупных электростанций – районной и городской. В Московскую кабельную сеть параллельно с энергией от электростанции на Раушской начала поступать энергия от подмосковной станции Электропередача. Строили ее также специалисты «Общества электрического освещения».

Первые линии станции напряжением 35 кВ решили проложить в сторону села Зуево к городу Павловскому Посаду. Специалистам и рабочим впервые довелось строить ЛЭП такого высокого напряжения, ставить громоздкие деревянные опоры, тянуть тяжелые медные провода. Все делалось вручную, никаких средств механизации тогда не существовало. Даже монтерские кошки на самой распространенной русской обуви – лаптях – не держались, а сапоги искали по всей деревне. Именно на строительстве этой ЛЭП родилась новая профессия – электромонтер.

Опоры второй линии 35 кВ на Павловский Посад были уже металлические. Их делали у Гужона (сейчас – Московский металлургический завод «Серп и молот»), везли по железной дороге до Павловского Посада, а дальше развозили на лошадях по трассе.

Следующей была ЛЭП 70 кВ на Москву. Она пролегла на 76 км до Измайловской подстанции, оттуда ток передавался к центру по кабельным сетям. В 1914 году станцию Электропередача ввели в строй, и она вместе с ГЭС на Раушской набережной начала работать на общую сеть. Так родилась энергетическая система, которая на многие годы оставалась самой значительной в стране. Кстати, от соединения на параллельную работу двух электростанций ведет свое начало и концепция Единой энергетической системы России.

Непрерывная работа Московской энергосистемы в августе 1915 года дала городу пятую часть всей необходимой электроэнергии. При этом ее электростанции не имели тогда ни общего плана работ, ни единого руководства. Но даже в таком режиме преимущества объединения оказались очевидными. Только за месяц им удалось сэкономить 88 тыс. пудов нефти, а во время Первой мировой войны это дорогого стоило.

Другие электроэнергетические системы в дореволюционное время были построены в Сибири, возле Бодайбо и в районе Баку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: